Хорошему логистику логика не помешает советские времена существовала уважаемая и весьма прибыльная профессия - товаровед. Ценность ее заключалась в том, что человек имел доступ к импорту. Не менее выгодно было служить завскладом - по тем же причинам. Дефицит для предприятий и магазинов доставляли снабженцы. Их главным достоинством считалось умение завязать нужные знакомства в министерствах и ведомствах и "выбить" столь нужные запчасти, стройматериалы, продукты и промтовары... Сегодня специалист, выполняющий эти функции, называется по-западному - логистик. Он регулирует весь процесс прохождения товара - от производителя до потребителя.
Логистика - это наука об управлении товарными, финансовыми и информационными потоками. Для России это относительно новая специальность: официально она вошла в перечень Министерства образования и науки РФ лишь в 2000 году. Подготовка логистиков осуществляется пока в некоторых госуниверситетах (на факультетах экономики) и "экономических" академиях, а также в ряде коммерческих учебных заведений. Кроме того, существуют специальные курсы для ускоренной подготовки специалистов-логистиков и программы второго высшего образования. Но тем не менее логистики уже вовсю трудятся в крупных российских компаниях и фирмах. Основная их функция - обеспечить наличие продукции в нужном месте и в нужное время, причем с минимальными затратами.
Сегодня товаров много, российский рынок практически насыщен, и, чтобы победить в конкурентной борьбе, надо уменьшить непроизводственные потери. У американцев есть пословица: "Доллар сэкономленный - доллар заработанный". Раньше каждому советскому завскладом было известно правило трех "у" - усадка, усушка и утруска (за счет чего и получался "левый" товар), теперь же каждый грамм и метр у рачительного бизнесмена на счету. Поэтому логистика (по-научному - логистическое управление) - это учет и контроль, регулирование и планирование, анализ и прогноз.
Запас карман тянет
Первый этап работы логистика - определить, сколько и какого товара необходимо закупить. Затем - поиск производителя или продавца. Хороший специалист знает, где можно купить подешевле, а продать подороже. Поэтому, как говорится, торг в логистике вполне уместен. Когда товар приобретен, нужно думать о том, чтобы его с выгодой сбыть.
Но на пути от производителя до потребителя существует несколько "перевалов": склад предприятия - транспорт - склад закупочной фирмы - транспорт - склад магазина - покупатель. И на каждом из них возможны потери. Логистик должен хорошо знать правила перевозки и хранения любых грузов - от продуктов питания, одежды и бытовой техники до особо ценных и опасных материалов. Важно также учесть, какой из видов доставки наименее затратен. Школьное правило "кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая" в бизнесе, особенно отечественном, не всегда срабатывает. Иногда выгоднее и безопаснее отправить груз окольной дорогой. Скажем, в США, где отличные шоссе и весьма развитая инфраструктура, основные грузоперевозки приходятся на грузовики-трейлеры. У нас же (в силу больших расстояний и отвратительных дорог) товары выгоднее перевозить контейнерами по железной дороге. А самый дешевый транспорт, как известно, морской, хотя он и самый неспешный.
Поэтому логистик в каждом конкретном случае должен определить, что выгоднее - дешевизна или скорость. Понятно, что одни товары (скажем, продукты питания) необходимо доставить в течение нескольких недель или даже дней, а другие (лес, уголь) можно продержать в пути несколько месяцев. Минимизация расходов на транспорт - одна из главных задач логистика.
Наконец товар попадает на склад. Здесь тоже надо помнить об экономии - в данном случае экономии места. Нельзя допустить затоваривания, но наличие свободных площадей - тоже плохо. Ведь за аренду и обслуживание склада приходится платить, и это, разумеется, затем скажется на цене товара. Логистик обязан в каждый момент времени знать, сколько на складе имеется тех или иных единиц хранения, сколько нужно закупить, а сколько уже можно отправить на продажу.
В логистике часто используются компромиссы. Например, иногда выгоднее передать товар для продажи посреднику, который быстро реализует его в своем регионе, чем самому везти его за тридевять земель и искать покупателей. Дополнительную прибыль можно получить не только за счет экономии, но и за счет увеличения товарооборота.
Анализируй это
Для сложных расчетов в логистике используется математика - линейное программирование, математическая оптимизация, методы прогнозирования, сетевое моделирование, математические матрицы, теория управления и т.д. Без "царицы наук" не обойтись: ведь любая торговая компания, даже самая маленькая, оперирует широкой номенклатурой товаров с очень разными характеристиками, имеет несколько контрагентов. Регистрация, обобщение и анализ всей этой информации - весьма трудоемкая процедура. Логистик должен постоянно отслеживать выполнение поставок и платежей, сроки резервирования товаров по заказам клиентов, начисление неустоек и пеней... Без солидной математической и экономической базы, а также логического мышления и аналитических способностей делать в этой профессии нечего.
И, разумеется, логистик должен быть "на ты" с информационными технологиями и вычислительной техникой: все операции с товаром вносят в электронную память компьютера, и затем они используются при работе. Знание современных бухгалтерских и транспортных программ - тоже обязательное условие при приеме на работу. Спецу по товарам еще необходимы психология (особенно при ведении деловых переговоров), умение управлять коллективом, знание конфликтологии и основ тренинга. Во многих компаниях требуется также владение иностранным языком (хотя бы английским), ведь российские фирмы все чаще выходят на мировой рынок, и надо уметь общаться с зарубежным партнером на его родном языке.
Специальность "логистика" включает в себя несколько специализаций, которые студенты осваивают на старших курсах. Это складская и транспортная логистика, управление запасами, логистика закупок, логистика в торговле, логистический менеджмент в организационной структуре предприятия, логистическая система предприятия и автоматизация логистических процессов, внешнеэкономические операции и таможенные формальности Человеку, желающему стать логистиком, надо помнить: это профессия практическая. Определенные знания даются, конечно, в вузах, но без закрепления на практике они останутся лишь теорией. Поэтому логистику нужно как можно раньше начинать трудовую деятельность. Вначале - простым экспедитором или даже водителем. Это даст необходимый опыт, а он, как известно, бесценен.