ШУНТИРОВАНИЕ АРТЕРИЙ

Станция Находка-Восточная после миллиардных вливаний в нее железнодорожных капиталов никак порт не лимитирует.

11 апреля для дальневосточных железнодорожников оказалось днем приятных забот. Станция Находка-Восточная разгрузила 1012 вагонов. В том числе 950 с экспортными грузами, из которых 681 - с углем. Это почти на 42 процента больше среднесуточной выгрузки с начала месяца.

И только одно портит железнодорожникам настроение - почти физическое ощущение того, как мучительно трудно движется к океану огромный вагонный поток, постоянно подпираемый с запада поступающими составами. В нем 34 поезда только в адрес Находки -Восточной (а значит, Восточного порта), из которых 27 - угольные маршруты.

И трудовой энтузиазм докеров, продемонстрированный в понедельник, для Дальневосточной дороги ровным счетом ничего не изменил. В тот же день и в тот же адрес поступили 1035 вагонов, из них 662 - с углем.

Кстати, означенное поступление значительно выше среднесуточного апрельского, которое составляет 799 вагонов. Но и выгрузка оказалась выше! Именно это обстоятельство имел в виду первый заместитель начальника службы грузовой и коммерческой работы ДВЖД Геннадий Лещенко, когда осторожно предположил:

- Если дело пойдет так и дальше, то приход обработаем и "брошенные" поезда поднимем...

Однако до сих пор этого не удавалось. Среднесуточная картина грузооборота в апреле обратная: 442 вагона выгрузки при 481 вагоне поступления. С начала года - не лучше. Вот так и накопились "брошенные" поезда. А с ними и потери дороги, исчисляемые суммой в 52, 6 миллиона рублей.

А может, припортовая станция не справляется? Отнюдь. Сегодня пропускная способность Находки -Восточной достигла 26 миллионов тонн грузов в год. Продолжается ее реконструкция.

Так что станция после миллиардных вливаний в нее железнодорожных капиталов никак порт не лимитирует. Тем более с устранением проблемных мест на дальневосточном участке Транссиба, включая строительство новых тоннелей и начало сооружения второй очереди

Амурского моста. Достаточно сказать, что дорога сейчас загружена только на 70 процентов.

Тогда лимитирует порт? Особенно, если учесть, что 70 процентов его грузооборота осуществляет угольный терминал, который уже давно превзошел все ожидания создателей. При проектной мощности 10 миллионов тонн в год детище японской индустрии в российских условиях выдало за прошлый год "на борт" 14, 5 миллиона тонн экспортного угля. В этом году докеры собираются, кажется, "выжать" из терминала 17 миллионов тонн. Запас прочности основного портового кормильца иссякает.

Но вопрос даже не в этом. При определенных условиях порт способен дорогу и не закупоривать. В отдельные дни ликвидации прежних заторов, когда все участники транспортного конвейера работали с должной согласованностью, суточная разгрузка достигала 900 (!) вагонов. А уж 600 - 700 как норма. И не исключено, что на этот раз такая планка будет взята.

У терминала есть причальный склад. Аж на 600 тысяч тонн. Он вмещает 11600 вагонов, или 163 условных поезда. Это равно 23, 2 суток приема при норме разгрузки 500 вагонов. Даже если учесть разносортицу (около 30 марок угля, которые при складировании смешивать нельзя), все равно - куда уж больше? Но он забит: 603 тысячи тонн. И никакого оперативного маневра для разгрузки прибывающих маршрутов здесь нет.

Значит, не в пропускной способности дело, а в организационной. Едва ли не единственный грузоотправитель среди клиентов Восточного порта, чей груз уходит с колес, - объединение "Якут-уголь" из Нерюнгри. Это для их "вертушек" разгребают железнодорожники поездные пробки, чтобы пропустить в порт. И это их уголь всегда встречает в порту сухогруз. Для поддержки и отработки именно этой интермодальной схемы в свое время руководители отрасли дали "добро" на организацию нескольких десятков неразделимых "вертушек".

Зиждется вся логистика в данном случае на том обстоятельстве, что "Якутуголь" продает свою продукцию самостоятельно. Причем тогда, когда она еще в недрах, а не в вагонах на дороге или на портовом складе. Жаль, что такой клиент у порта всего один.

Что же делать?

Участники совещания по модернизации припортовых сооружений в рамках концепции транспортного развития Приморского края, которое состоялось недавно во Владивостоке, озвучили прогноз: морские порты Приморья к 2010 году смогут увеличить грузооборот в два раза за счет расширения их производственных мощностей. В порту Восточный планируется строительство третьей очереди угольного терминала и дополнительных причалов. Данный проект потребует около 100 миллионов долларов инвестиций.

По словам губернатора Приморья Сергея Дарькина, "модернизация Восточного позволит создать новые рабочие места и даст импульс жилищному строительству в Находке".

Поживем - увидим.

Находка, Приморский край

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости