Если очереди на сервис - временная российская проблема, свидетельствующая об активном развитии сегмента продаж и обслуживания машин, то очередь за автомобилями случается и на более насыщенных рынках. Причиной тому может стать и интерес к новой модели, и несовершенство логистических схем, и индивидуализация машин согласно требованиям заказчика.
Эксклюзив как катализатор очереди
Даже в Европе, на развитом и не растущем рынке, существуют очереди за автомобилями. Как пишет газета Frankfurter Allgemeine, отдельные модели (Audi A6, Volkswagen Touran и Golf, Mercedes E-klasse) приходится ждать по два месяца, родстер BMW 74 - до трех, а отдельные версии Volkswagen Polo - до четырех месяцев. Это связано не только с ограниченными мощностями заводов, особенно в период ввода новых моделей (так было, в частности, с Opel Astra или VW Golf год назад), но и с тенденцией кастомизации - клиент все чаще хочет создать автомобиль "под себя". К тому же большой срок поставки еще с 90-х годов увеличивает ценность, "эксклюзивность" модели.
Как посчитали специалисты издания, с учетом всех вариантов исполнения, комплектации, цвета массовый Golf V можно купить в 16 758 вариациях. Естественно, держать все это на складах нереально: дилеры заказывают наиболее ходовые версии машины. Остальное же поставляется на заказ, срок исполнения которого - до двух месяцев.
Русскому Focus, американцу гибрид
Такая тенденция, по мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung, не характерна для крупнейшего мирового рынка - американского, где число кастомизированных автомобилей минимально: покупатель предпочитает брать то, что есть в наличии у дилера. Однако и в США недавно вспомнили об очередях. Это связано с резким ростом популярности гибридных машин, к нему местная промышленность (в том числе и успешно работающие японские компании) оказалась не готова.
Тренд был спровоцирован сильным повышением цен на топливо. Американцы, предпочитавшие большие и мощные седаны, потребляющие более 10 л на 100 км, вспомнили об экономии. Ее дают гибридные двигатели - во время равномерной езды машина переходит на электромоторы, при этом бензиновая силовая установка отключается, что экономит несколько литров топлива. К примеру, гибридный Honda Civic потребляет галлон на 48 миль, тогда как обычный - на 35 миль. Сейчас гибридные автомобили на американском рынке продают Honda (Insight, Civic, Accord), Ford (Escape), Toyota (Prius).
В результате очередь на гибридные машины, в частности Toyota Prius, достигают неслыханных доселе для США двух месяцев (хотя до расширения производства в прошлом году она достигала полугода). А в числе недостатков гибридных машин специализированные СМИ как раз приводят, причем едва ли не первым пунктом, большие сроки их ожидания.
Как сообщает CNN, дело доходит до того, что владельцы машин с небольшим пробегом продают их на вторичном рынке дороже, чем стоит новый автомобиль. По данным USA Today, Джордж By из Калифорнии, владелец Prius с пробегом 180 миль, выставил свой автомобиль на продажу за $31, 5 тыс. - на $1 тыс. дороже, чем он приобретал. Еще один автолюбитель за машину 2004 года с пробегом 16 тыс. миль планирует выручить $25 тыс. - ровно столько он заплатил год назад. Свой новый Prius он ждал восемь месяцев.
Автопроизводители пытались смягчить сроки ожидания, предложив законодателям Калифорнии разрешить торговать гибридными и другими малолитражными автомобилями напрямую через интернет, без участия дилера, однако подобного разрешения им не дали. Отказ пролоббировали дилеры, которые лишились бы дохода. Кроме того, это могло бы взорвать автомобильный рынок, так как торговля через интернет, по данным АР, могла бы снизить цену на автомобили на 10-15%.
Где взять лишние го-го
Наконец, третья причина очередей на автомобили - логистика. Особенно это касается азиатских автомобилей, чей путь в Европу занимает несколько недель. По данным газеты Frankfurter Allgemeine, в Европе наблюдаются очереди на некоторые модели Kia, Hyundai, Daihatsu, Mitsubishi, Mazda, Toyota, Subaru - срок поставки составляет от трех до шести месяцев. Рекордсменом выглядит внедорожник Kia Sorento, который приходится ждать до десяти месяцев. Причиной тому является нестабильный спрос в Европе, который серьезно осложняет планирование и логистику.
Автопроизводители "сражаются" за сокращение сроков поставки автомобилей. Пока им это не удается. Резкое колебание спроса ведет за собой усложнение производственного процесса. Большая часть комплектующих отдается на аутсорсинг. Поставляемые детали без промежуточного складирования (из соображения экономии) поступают в производство. Поэтому производственный процесс характеризуется детальным планированием и равномерностью, что лишает его гибкости. При колебании спроса приходится подвергать изменению всю цепочку.
Существует и проблема с доставкой машин. Из Азии они плывут паромом в Европу. С нехваткой судов для доставки столкнулись китайские автопроизводители, которые планируют начать экспорт в Старый свет. Мощностей старых судов уже недостаточно, а новые паромы класса го-го строятся годами. По словам исполнительного директора китайского автопроизводителя Geely Лоуренса Ана, в этом году компания планирует экспортировать 10 тыс. машин.
"Мы могли бы продать и 20 тыс., но не можем найти перевозчика", - отмечает он. В прошлом году общий экспорт китайских машин (в основном в страны Среднего Востока и Африки) составил 9335 автомобилей. В то же время и китайские, и иностранные компании планируют к 2008 году довести мощность китайских автозаводов до 7 млн. машин в год, при этом большинство автомобилей должно идти на экспорт.
По данным China Daily, основные игроки на рынке судов го-го - японские компании Nippon Yusen Kaisha, Kawasaki Kisen Kaisha и Mitsui OSK Lines. Они владеют менее чем 450 судами, и сейчас не могут выделить перевозочные мощности для китайских машин, особенно с учетом того, что экспорт из Японии в Европу также растет. Компании заказали более ста новых судов, но из-за долгих сроков постройки паромы появятся на линиях только в 2008-2009 годах. До этого времени трудностей с перевозками не избежать.