Как избежать задержек при транспортировке или складировании грузов? Как организовать работу, чтобы товар приходил к клиенту в нужном объеме и в срок? Те компании, которые находят ответы на эти вопросы, извлекают из своего бизнеса максимальную прибыль. Кто остается в неведении - терпит убытки и уходит с рынка. Логистика, ставшая в последнее время модной темой на крупных экономических форумах, только стучится в умы многих местных бизнесменов. Однако в крае есть компании, которые уже давно серьезно занимаются логистикой. Как правило, это лидеры в своих нишах.
Прозрачная доставка
"Нужный продукт в нужном месте в нужное время с низкими издержками и высоким сервисом для клиента" - именно так оптовики, к которым обратился "К" , определяют суть логистики. При этом речь идет не только о транспортировке груза из одного пункта в другой, логистика - это еще и создание особых ценностей для производителя и потребителя.
"Только организация единой логистической системы, включающей в себя ряд функциональных областей, позволяет максимально эффективно и с наименьшими затратами управлять движением товара в схеме "производитель - дистрибутор - потребитель" , - говорит директор департамента логистики компании "Альтаир" Сергей Самойлов. - Безусловно, как и любая коммерческая структура, мы заинтересованы в получении максимальной прибыли и, соответственно, в оптимизации затрат, возникающих на всех этапах продвижения товара. Но при этом важно, какой уровень сервиса задан компанией, поскольку во многом именно этим показателем характеризуется конкурентоспособность дистрибутора на рынке. Так что формирование в компаниях выделенных подразделений логистики далеко не дань западной моде. Принципиально важно объединить в единый логистический процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, управление запасами, складское хозяйство, транспортная логистика".
Такого же мнения придерживается и директор по логистике "Стимул Трейд Ко" Олег Назарьев: "В дистрибуторской сети применяется транспортная логистика - цепочка от закупа до доставки конечному потребителю. Есть масса контрактов, которые подразумевают выполнение объема продаж и представленности того или иного товара на прилавках магазинов. А логистика начинается с момента приобретения товаров. Например, в коммерческий отдел поступает информация, что необходимо приобрести то-то. Затем менеджер по закупу предлагает, где и как выгоднее покупать. Все просчитывается заранее. Это необходимо для того, чтобы была обеспечена прозрачность поставок. И еще чтобы избежать появления избытка или дефицита".
Благодаря логистике приморские дистрибуторы всегда могут отследить путь прохождения продукции через всю страну, например пачки сока. Прежде чем попасть к потребителю, она проделала немалый путь - от фабрики и распределительного центра до магазина и конечного потребителя.
Это движение продукции обеспечивают десятки контрагентов, а логистика позволяет отследить товар на каждом этапе транспортировки. Директор компании "Невада" Николай Савченко: "В результате заключения договоров с каждой транспортной компанией "Невада" имеет наиболее полную информацию движения вагонов. Поэтому на складах в любой момент могут точно сказать, когда партия прибудет до места назначения и когда нужно готовить помещения".
Все дело в транспорте
Логистика компании "Невада" разделяется на две составляющие - IN (транспортировка груза непосредственно производителями в край) и OUT (развоз по торговым точкам самой компанией). "В идеале логистику должна осуществлять транспортная компания, - говорит Савченко. - Но в крае просто отсутствуют нормальные предложения от автотранспортников, поэтому на местном уровне развиваем собственный автопарк. Пытаемся, чтобы система доставки товара до торговых точек была самостоятельной и самоокупаемой структурой.
Что касается национальных масштабов, то здесь, в принципе, неважно, кто везет. Другое дело, что крупным компаниям проще. Например, "Марс". У нее договор с национальным перевозчиком, соответственно и цена доставки ниже, и нам меньше организационных хлопот. При работе же с другими поставщиками мы самостоятельно выбираем перевозчика. Бывают случаи, когда лучше самим забрать товар и не нанимать транспортников. Или так. Несколько лет компания "Вимм-Билль-Данн" не могла провести соки через всю страну, чтобы полвагона не разливалось. При этом она пользовалась услугами собственной транспортной компании. Потом взяли национального перевозчика, и стало намного лучше".
Департамент логистики компании "Альтаир" состоит из отдела управления запасами и транспортного отдела, а также сотрудников отдела логистики, находящихся непосредственно в структурных подразделениях. "Работа отдела управления запасами охватывает этапы движения товара от производителя до распределительных центров, - говорит Самойлов из "Альтаира". - Здесь и планирование объемов и графиков поставок, расчет оптимальных запасов, подбор вариантов своевременной доставки товаров до центров, необходимых для организации бесперебойного обеспечения товаром потребителя. Транспортный отдел, насчитывающий в своем составе более 100 единиц техники, призван обеспечить своевременное и качественное обслуживание конечного потребителя на территории края".
"Стимул Трейд" тоже имеет свой штат экспедиторов, но не "брезгует" контактами и с независимыми транспортными компаниями. "Иногда "Стимул" пользуется и самолетом. "Но это очень дорогой сегмент, и накладные не страшны, только когда на борту два ящика элитного алкоголя по двести долларов за бутылку" , - подчеркивает Олег Назарьев.
Про запас
В Приморье практически всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, которые наносят вред компаниям. Чаще всего срывы поставок происходят из-за железной дороги: поезда выбиваются из графика. Чтобы не терять объемы продаж, дистрибуторы вынуждены держать определенный запас на складах. Обычно он рассчитан на две недели.
Олег Назарьев: "Железная дорога творит чудеса. Сегодня мы разгружаем по вагону раз в две недели. Но бывало так, что один вагон задерживался, а второй, наоборот, приходил с опережением или, что еще хуже, оба вагона приходили в одно время. Хотя мы планировали разгрузку с интервалом в две недели. В итоге - дефицит товаров или его переизбыток".
Все эксперты согласны: провала в грузопотоке не будет, если выстроить эффективную цепочку поставок внутри собственных подразделений. "Альтаир" , "Невада" и "Стимул Трейд" развили филиальную сеть. Так, "Альтаир" создал 13 представительств на территории края, "Невада" - во Владивостоке, Находке, Уссурийске и Петропавловске-Камчатском; "Стимул" - в Арсеньеве, Находке и Владивостоке. Соответственно, везде открыты склады, на них тоже распространяются все принятые в компании правила движения товаров. Важно, чтобы в распределительных центрах все лежало на своем месте. Иначе будет невозможно отгрузить товар как положено, а значит, своевременно доставить его в торговые точки.