Правительство Латвии хоть и с опозданием, но все же одобрило жизненно необходимые для некоторых отраслей бизнеса поправки к Закону "Об акцизном налоге". Наиболее важные из них касаются операций с нефтепродуктами в свободных зонах и складах, а также поставок товаров на суда. Между тем, по мнению специалистов, поезд ушел: недочеты в нашей нормативной базе прямо или косвенно привели к тому, что часть грузопотоков в обход латвийских портов ушла к соседям и вернуть ее уже практически невозможно.
Одна из наиболее существенных поправок к закону дает добро "на осуществление различных действий с акцизными товарами не только на акцизных складах, но в свободных зонах и на свободных складах". Как пояснил президент Латвийской ассоциации логистики и таможенных брокеров Айвар Тауриньш, под этой пространной формулировкой скрывается решение достаточно серьезной проблемы.
Главным образом она касается подготовки нефтепродуктов, скажем, перед заправкой на танкер. То, что такие действия нельзя было проводить в свободных зонах, по мнению г-на Тауриньша, являлось нонсенсом и явной ошибкой законодательства. Не так давно госструктуры проявили здравый смысл и временно наложили мораторий на данное положение нормативного акта. Тем не менее, по словам собеседника , чехарда акцизного законодательства и неопределенность вынудили многие компании перенаправить свои суда в порты соседних республик. "Это такой бизнес - если принимается решение о смене маршрута, то окончательно, и разворачиваться обратно грузопотоки уже не будут", - подчеркнул А.Тауриньш.
Еще одна проблема заключалась в налогообложении акцизных товаров, поставляемых на суда для внутреннего потребления. В аннотации к проекту поправок указывается: "Европейская комиссия разъяснила, что данный вопрос страна решает на свое усмотрение. Так как в большинстве государств ЕС такие поставки освобождены от налога, то и Латвии для повышения своей конкурентоспособности следует поступить таким же образом".
Стоит ли говорить, что подобное решение запоздало как минимум месяцев на пять. Как отметил в беседе с генеральный секретарь Латвийской национальной ассоциации судовых брокеров и агентов Раймонд Томс, экипажи попросту отказывались у нас закупать продукты по таким ценам, предпочитая это делать в портах других стран. В итоге местные фирмы по снабжению судов несли убытки.