Краснодарский ритейлер "Магнит" намерен к 2008 году открыть 2000 магазинов по всей стране. Однако эксперты считают, что компания "надорвется"
Как удалось узнать RBC daily, оборот краснодарской розничной сети "Магнит", принадлежащей дистрибьюторской компании "Тандер", по итогам 2003 года составил 360 млн долларов. Это позволило региональной сети войти в десятку крупнейших розничных сетей России. В то же время по количеству магазинов (в составе сети 530 дискаунтеров) в настоящее время "Магнит" является самой крупной сетью в стране, следующая за ним "Пятерочка" отстает в два раза - у питерского ритейлера только 220 магазина. При этом региональная компания не намерена останавливаться на достигнутом и планирует к 2008 году расширить количество своих торговых точек до 2500. По мнению опрошенных RBC daily участников рынка, расширение розничной сети "Магнит" до необъятных размеров может привести к тому, что компания "Тандер" просто потеряет контроль над принадлежащими ей магазинами. Для того чтобы повысить эффективность розничного бизнеса, считают эксперты, вместо агрессивного захвата новых "свободных" территорий иногда, например, следует вкладывать средства в развитие магазинов другого формата.
В 2003 году ритейлеры развязали настоящую гонку за освоение региональных рынков. "Перекресток" открыл свои супермаркеты в Санкт-Петербурге, Волгограде и Тольятти, "Рамстор" пришел в Красноярск, Казань и Нижний Новгород. Весной прошлого года внесла ясность в свои региональные планы "Пятерочка" и открыла по схеме франчайзинга магазины в Екатеринбурге, Воронеже, Челябинске и Перми. Московская розничная сеть "Патэрсон" презентовала в 2003 году свои магазины в Уфе, Казани, Пензе, Самаре и Санкт-Петербурге. Вслед за этими ритейлерами в этом году решил начать региональную экспансию торговый дом "Копейка". Однако столичным ритейлерам на региональных рынках нередко приходится сталкиваться с крупными местными игроками, которые также стремятся захватить новые "свободные" территории и начинают расширяться за пределы своего родного города, а иногда даже региона. Так, в настоящее время столичные сетевики несколько взбудоражены быстрым развитием краснодарской розничной сети "Магнит", которая принадлежит местной дистрибьюторской компании "Тандер", и уже сейчас она насчитывает 530 магазинов (после нее по этому показателю с большим отрывом следует "Пятерочка" - 220 магазинов) и является крупнейшей розничной сетью в России.
Краснодарская дистрибьюторская компания "Тандер" основана в 1994 году и до сих пор занимается оптовой торговлей парфюмерией, косметикой и бытовой химией. Также "Тандеру" принадлежит розничная сеть "Магнит", которая в настоящее время является несомненным лидером на юге России. Магазины розничной сети открыты в таких городах, как Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Саратов, Новороссийск. Кроме того, в 2002 году компания "Тандер" приобрела московскую розничную сеть "Нестеровский" - 15 магазинов, которые позже стали работать под торговой маркой "Магнит". Оборот одного такого дискаунтера в регионах составляет в среднем 300-400 тысяч долларов в год. И как удалось узнать RBC daily, общий оборот краснодарской розничной сети "Магнит" по итогам 2003 года составил 360 млн долларов. При этом до 2008 года компания намерена открыть свои торговые объекты по всей России и расширить свою сеть с 530 до 2500 магазинов. Объем инвестиций RBC daily в компании "Тандер" назвать отказались, пояснив, что "со стороны руководства компании даны четкие указания не общаться с представителями СМИ". Как считают эксперты, "Тандер", скорее всего, будет скупать советские универсамы и переделывать их под свой формат - каждый магазин обойдется при этом примерно в 100 тысяч долларов. "Если компания начнет строить собственные торговые объекты, то потратит на каждый магазин около 1 млн долларов",- сказал RBC daily один из участников рынка.
Опрошенные RBC daily крупные московские сети, имеющие собственные магазины за пределами столицы и работающие в формате супермаркетов, пока не боятся конкуренции со стороны сети дискаунтеров "Магнит". "Краснодарская сеть никак не повлияет на продажи крупных торговых ритейлеров в Самаре, - сказал RBC daily представитель самарского филиала ТД "Перекресток". - Чтобы его присутствие здесь было заметным, понадобится открыть не два магазина, как сейчас, а, по крайней мере, двадцать. При этом у нас абсолютно разные сегменты рынка: покупателю со средним и выше среднего достатком выбирать в магазине "Магнита" не из чего".
Собеседник RBC daily также пояснил, что "эта торговая сеть работает в формате "жесткого дискаунтера", когда торговая площадь магазина составляет от 300 до 500 кв. метров и весь ассортимент насчитывает до 2000 наименований - в основном это быстрооборачиваемые фасованные продукты, а в супермаркете, как правило, представлено около 25 тысячи наименований товара". В то же время опрошенные RBC daily участники рынка считают, что если "Тандеру" удастся осуществить свои планы по увеличению количества своих магазинов до 2500, краснодарцы смогут занять свободные торговые площади, на которые, возможно, могли бы претендовать сетевики, работающие в формате супермаркета и развивающие другие его виды. Например, сейчас в регионах столичные ритейлеры также продвигают формат мини-супермаркетов, для открытия которых не нужно больших торговых площадей. В первую очередь "Магнит" может составить серьезную конкуренцию схожим ему по формату сетям (таким, как московская "Копейка" и питерская "Дикси"). "У этих розничных сетей почти одинаковая стратегия развития: они планируют развивать формат дискаунтера в основном в городах с населением меньше 1 миллиона", - сказал RBC daily один из участников рынка. Однако пока они стараются не вторгаться на территорию "противника" и напрямую нигде не конкурируют: "Магнит" обосновался в южном регионе России, ТД "Копейка" намерена занять города центральной части страны, а "Дикси" - северо-западную ее часть.
Правда, по мнению экспертов, с ростом доходов населения популярность дискаунтеров "жесткого формата", как у "Магнита" и "Дикси", с низкими ценами и ограниченным ассортиментом в России упадет. В выигрыше останется тот, кто помимо одного своего формата развивает и другие, максимально диверсифицируя свою работу. "Кроме того, компания "Тандер", так активно развиваясь в регионы, может надорваться, - сказал RBC daily один из участников рынка. - Стремясь открыть как можно больше магазинов, она не сможет вкладывать достаточно средств в инфраструктуру - информационное обеспечение, логистику, склады". В итоге, считают опрошенные RBC daily участники рынка, компания рискует просто потерять контроль за своими многочисленными магазинами.
Отдел компаний