Количество корпоративных сайтов донских компаний в 2003 году выросло вдвое.
Если совсем недавно желание иметь собственный сайт в Интернете для большинства ростовских компаний было связано с модой, сейчас для многих из них присутствие в сети является необходимостью. Наиболее передовые компании уже сегодня извлекают из своих сайтов максимальную выгоду.
Сегодня доступ к сети Интернет имеют более 10 миллионов россиян. В Южном федеральном округе количество постоянных пользователей Интернета достигло 1,4 млн.. — это на 400 тысяч человек больше, чем в начале прошлого года.
В Ростовской области собственные сайты имеют более 2800 предприятий, организаций и коммерческих фирм — их стало в два раза больше, чем в начале прошлого года. Большинство сайтов крупных ростовских предприятий существует уже несколько лет. Многие из них претерпели значительную модернизацию. Некоторым предприятиям недостаточно одного сайта: в этом случае их создается несколько, разных как по содержанию, так и по назначению и, соответственно, аудитории.
Интернет-сайт как средство управления информацией и поиска партнеров. Многие крупные сайты используются компаниями-владельцами не только для потенциальных клиентов, но и для общения с прессой, а также для информирования собственных сотрудников.
— Сайт нашей компании (в том виде, в котором он доступен сейчас) открыт в мае 2003 года. Помимо него существуют и другие проекты: персональный сайт главы компании, а также ФК« Ростов» и культурно-просветительского общества «Танаис», президентом которых является Иван Саввиди. Таким образом, существует целая группа сайтов, — рассказывает координатор сайта компании «Донтабак» Ирина Васильева.
Корпоративный сайт «Донского Табака» ориентирован на партнеров, клиентов компании, а также на представителей СМИ: компания всеми силами стремится к открытости. Помимо информирования о деятельности и продуктах компании важной составляющей является создание обратной связи с аудиторией: изучать ее мнение проще всего как раз интернет-методами. Для сотрудников компании существует недоступная для посторонних версия сайта, она предназначена для предоставления внутренней информации и обмена ею между сотрудниками.
По словам Ирины Васильевой, благодаря сайту поступает немало предложений о сотрудничестве от потенциальных партнеров из регионов и зарубежья — для последних существует английская версия. Еще одна большая группа посетителей — журналисты: значительная часть появляющейся в СМИ информации о «Донском Табаке» берется ими именно с сайта.
Компания « Глория Джинс» тоже имеет два сайта. Один из них — русскоязычный, ориентирован на покупателей продукции. С помощью этого сайта происходит подача информации о лотереях, конкурсах, местоположении розничных магазинов компании. Англоязычный сайт предназначен для взаимодействия с иностранными партнерами. Задачей его является уменьшение стоимости транзакций для всех заинтересованных сторон, а также повышение эффективности взаимодействия между поставщиками, покупателями и компанией. Как говорит координатор сайтов «Глория Джинс» Елена Писач, на создание сайтов были потрачены немалые средства, однако уже сейчас можно говорить о высокой эффективности обоих интернет-проектов — предложений от перспективных зарубежных партнеров много.
Интернет-магазины: первая прибыль. Уже сегодня, перестав быть «спецпредложением» компьютерных фирм, торговля через Интернет приносит прибыль организациям самых разных направлений бизнеса: крупным магазинам, туристическим агентствам, фирмам, торгующим недвижимостью, и многим другим.
Новому корпоративному сайту магазина канцелярских товаров «Зебра» (подразделения компании «Прист») всего несколько месяцев. Пока что основная функция сайта — информационная, однако в самом ближайшем будущем в рамках проекта начнет работать интернет-магазин.
— Реализация подобных проектов требует развития сопутствующей инфраструктуры: интернет-магазин без развитой и отлаженной системы доставки товаров малоэффективен, — считает начальник отдела информационных технологий компании Андрей Магранов.
— Клиентам покупать товары интернет-способом выгоднее, нежели идти в розничный магазин, — считает менеджер интернет-проекта компании «Реал» Алексей Соломкин.
Дело не только в доставке, но и в ценах: в интернет-магазине «Реал» цены на продукцию снижены на 10— 15%. Кроме того, пользуясь сайтом компании, можно заказать эксклюзивные товары — те, которые ни при каких условиях не попадут в торговые залы магазинов. По словам Алексея Соломкина, иногда через Интернет в своем магазине покупают товары даже сами сотрудники «Реала»:
— Отдача, конечно же, есть: объемы продаж товаров по Интернету хоть и не сравнимы с розничными, но довольно высокие. Кроме того, сайт существенно расширяет географию наших покупателей. Например, недавно мы проводили рекламную акцию, победителем которой оказался житель Санкт-Петербурга.
Довольны своим интернет-магазином и в компании «Мотель».
— Конечно, электронный магазин — это прежде всего перспектива. Однако уже сейчас он приносит прибыль, — утверждает менеджер «Мотеля» Ирина Громакова.
Существует группа товаров специального предназначения, открывать магазин для продажи которых не имеет смысла. В этом случае интернет-торговля выглядит панацеей: затраты на создание электронного магазина несравнимы с затратами на помещение и его оборудование.
Назвать интернет-торговлю в том виде, в котором она существует в Ростове, полноценной нельзя. Однако ситуация изменится, если возможностями оной по-настоящему заинтересуются коммерческие банки.
***
Длинные оптоволоконные руки. Во многих случаях Интернет ломает традиционные представления о функционировании офиса. Например, работой с клиентами обычно занимается штат менеджеров: несколько человек принимают заказы, обрабатывают их, отвечают на запросы, резервируют товар на складе или производят выдачу, оформляют доставку, отслеживают ее выполнение. Но с помощью корпоративного сайта в некоторых случаях вся эта суета может быть упразднена. Сегодня клиенты многих компаний имеют возможность войти на сайт, используя пароль, и самостоятельно произвести все необходимые
операции: им доступна информация о состоянии склада, существующих резервах и логистических возможностях. Пока что в Ростове существуют лишь элементы подобной интерактивности. Однако уже сейчас многие фирмы, такие, например, как «КМ» и «Радом», стремятся к созданию полноценных «удаленных» систем.
Управление процессами делопроизводства в режиме удаленного доступа — одна из главных «фишек» современного маркетинга и менеджмента. Тогда как личные встречи занимают слишком много времени, а переписка и телефонные переговоры малоэффективны в силу своих особенностей, возможности сети Интернет выглядят более чем заманчиво.
— В современном бизнесе одними из составляющих успеха являются скорость и массовость. Интернет предоставляет и то и другое: удаленный доступ позволяет партнерам получать информацию и решать возникающие проблемы в считанные минуты, — считает менеджер одной из ростовских компаний-провайдеров Сергей Красильников.
В самом ближайшем будущем предприятием «Российские железные дороги» для заказчиков будет реализован проект широкого доступа к информации об этапах транспортировки их грузов:
— Войдя на наш специальный сайт, заказчик сможет узнать, на каком этапе транспортировки в настоящий момент находится его контейнер. Это очень удобно с точки зрения управления процессами логистики, — считает начальник по работе с регионами компании «Кавказ Транс-ТелеКом» Владимир Германкевич.
Кроме информационного обеспечения и элементов делопроизводства с помощью сайтов решается множество других сопутствующих задач. Например, многие ростовские предприятия размещают на своих корпоративных сайтах информацию о свободных вакансиях по трудоустройству.
***
Сеть как интернет-визитница. Иметь собственную страницу сегодня не проблема. Регистрация доменного имени (адреса сайта) и работы по его конструированию могут обойтись от $ 300 (непрофессиональный вариант) до $ 1500-8000 — все зависит от потребностей клиента и профессионального уровня привлекаемых к этому специалистов. Дальнейшая поддержка сайта обходится от $ 50 до $ 300 в месяц.
Тем не менее до сих пор множество сайтов ростовских коммерческих фирм — лишь своеобразные интернет-визитки: немного информации о деятельности фирмы плюс контактные телефоны и адреса.
— Цель большинства организаций — владельцев подобных страниц — заявить о себе в сети. Такие страницы по-прежнему остаются данью моде; о коммерческой пользе оных даже говорить не стоит. Из великого множества сайтов коммерческих фирм лишь единицы технологически используются для работы с клиентами и поставщиками. Здесь многое зависит от руководителя фирмы: если директор изначально рассматривает сайт как источник информирования потенциальных и сложившихся клиентов, то есть как маркетинговый инструмент или как дополнительный сервис, то и сайт получается грамотным, приносящим пользу, — считает специалист «Ростов.Ру» Дмитрий Логунов.
***
фото: Менеджер интернет-проекта «Реал» Алексей Соломкин за обработкой заказа.