Недавно ульяновские бизнесмены вернулись из Германии. Две недели деловые люди гостили там по приглашению правительства Земли Саксонии. Для чего немецкие чиновники потратили на наших деньги своих налогоплательщиков, рассказывает специалист комитета по поддержке малого бизнеса и предпринимательства областной администрации Ирина Тишина:
"Саксония - это территория бывшей ГДР. Как говорят сами немцы, рухнувшая в одночасье берлинская стена позволила капитализму накрыть всю государственную экономику социалистического лагеря, будто снежной лавиной, буквально за один день. Заводы и фабрики Саксонии оказались беспомощными в конкурентной борьбе с закаленным в рыночных отношениях "западным" бизнесом. Началась массовая скупка предприятий бывшего социалистического лагеря. Причем зачастую западные немцы скупали заводы не для того, чтобы инвестировать в восточную Германию. Они просто убирали конкурентов и очищали рынок для сбыта своей продукции. Но экономический спад не затянулся. Чиновники от правительства сделали грамотный анализ и поняли, как выйти из кризиса. Промышленность Саксонии нашла себя на рынке автомобилестроения.
Большое число комплектующих для этой промышленности производится на малых и средних предприятиях численностью до 500 человек. Нашим бизнесменам показали, как 15 человек справляются с производством кузовов для "Фольксвагена" .
Четкая работа этих многочисленных малых производств как главных поставщиков для конечной сборки автомобилей возможна благодаря модной сейчас науке - логистике. Ульяновские бизнесмены увидели, что благодаря ей можно практически отказаться от складирования. Детали с колес идут прямо на конвейер. Невыгодно вкладывать деньги в продукцию "про запас" и держать детали впрок на складе даже месяц. Поставщики и сборка действуют, как часовой механизм. Восхищаться же передовыми технологиями наши просто устали. В делегации был оренбургский бизнесмен, и он очень огорчился, узнав, что радиаторы, которые он только собирается внедрять у себя, в Германии уже снимают с производства.
Больше всего восторгов вызвал у наших деловых стажеров автосборочный стеклянный завод в Дрездене. Сидя в удобном холле, клиент через прозрачные стены наблюдает, как рождается его будущий автомобиль. Рабочие на его глазах собирают автомашину, начиная с самой первой операции. Это даже не завод, а автоателье. Покупатель заказывает элементы автомобиля по своему желанию. Сами немцы ходят туда на экскурсию. Интересна и система гарантий. Если купленный автомобиль вышел из строя, то тут же приезжают представители завода, но не ремонтируют, а просто меняют автомобиль на новый.
Однако нашим бизнесменам двухнедельную поездку правительство Саксонии оплатило не ради демонстрации своих успехов. Саксонские стратеги нашли, что экономическая ситуация в нашей области очень сходна с их бывшим положением. Возможно, решили они, и мы могли бы подняться за счет автомобилестроения и производства комплектующих. ДААЗ, моторный завод, УАЗ - об этих предприятиях они знают все. УАЗ, считают немцы, перспективный завод. Такого класса машина очень дешева на внешнем рынке, и поэтому у наших "уазиков" есть будущее. Их интерес - создать совместные малые и средние предприятия для производства комплектующих и сбыта продукции на российском рынке. Квалифицированные недорогие рабочие руки, менеджеры, налаженная сбытовая сеть, пустые производственные помещения - вот те плюсы, которые увидели для себя немцы. Свататься они начали еще в 1998 году. Но проекты не нашли отклика у власти.
Немцы прекрасно понимают, с кем и чем имеют дело. Малый и средний бизнес в России не защищен. Чехарда с меняющимися собственниками, акционерными обществами, активами. Собственность даже на уровне средних предприятий, считают саксонцы, не защищена. Любая проверка, штрафные санкции могут в одночасье разорить предприятие. Приватизация земли, а это первое требование иностранцев, - большая морока. Для оптимизации налогов хозяева малых предприятий идут на двойную бухгалтерию. Партнеры же требуют для своих бизнес-проектов финансовой прозрачности".
В составе этой делегации был и Владимир Потапов, генеральный директор "Средне-Волжской Промышленной Компании". Вот его впечатления от поездки.
"Мне как руководителю производственного предприятия понравилась высокая управляемость немецких коллективов. Я увидел, что заводики, где работают от 60 до 350 человек, являются партнерами - поставщиками автомобильных предприятий Европы и Америки. При такой численности идет большая отдача от каждого работника. Я не увидел заводов-гигантов.У нас же на УАЗе работает чуть ли не 20 тысяч человек. О какой эффективности может идти речь?
Второе. Очень высокая специализация. Например, небольшой цех делает только одну операцию. Привезли деталь из Италии, к ней что-то приварили и отправили тут же на другой завод.
Какой же надо быть конкурентоспособной, этой итальянской железке, чтобы выгодно было тащить ее из Италии в Германию, а не производить ее там же, где к ней что-то приваривают. Такая специализация выгодна при больших объемах. "Фольксваген" выпускает около миллиона машин в год. Высокая чистота производства достигается и за счет современного оборудования. Оборудование выпуска 2002, 2001 годов. Эти малые и средние предприятия дорожат своим стратегическим партнером. Не дай бог подвести по срокам и качеству. На два часа позже привезли поставщики детали - скандал. Я жду свой металл неделю и две.
Но весь этот порядок и слаженность в первую очередь зависят от предсказуемости действий правительства. Это результат огромной интеллектуальной работы чиновников. Приведу пример. Нас привезли на предприятие, где работает полтора десятка станков. Им руководит бывший военный. Стоимость предприятия - 3-5 миллионов евро. Спрашиваю его: "Откуда у тебя такие деньги?" Говорит, взял кредит в банке. "Под что тебе его дали?" "Под себя и свою семью", - отвечает. А правительство Саксонии в лице государственной страховой структуры поручилось перед банком за предпринимателя. Но для этого немец защитил у чиновников свой бизнес-проект. Кредиты выдают на 15 лет под 2-3 процента годовых. Правда, потом бизнесмен добавил, что получил два инфаркта.
Что нам нужно для того, чтобы так же работать? "Длинные" кредиты, гарантированная стабильность в налоговом законодательстве, вменяемость политиков. Тем для развития у каждого предприятия достаточно. Но о какой стабильной работе на перспективу может идти речь, если каждые полгода меняются тарифы на энергоносители, перевозки и т. д. А это начало цепочки производства и переработки. За этот год только металл дорожал два раза".
Несмотря на такие грустные мысли, ульяновские бизнесмены остались довольны поездкой. Во что выльется это деловое знакомство, покажет время. Хочется лишь понять, где находят саксонцы таких умных и грамотных чиновников?