Общая дорога Москвы и Варшавы
Пассажиры, пересекающие на поезде границу в Бресте и более двух часов дожидающиеся смены колесных пар в соответствии с шириной колеи, вряд ли знают, что в Польше существует почти 400-километровый участок широкого пути. Он ведет с Украины в небольшой городок с семитысячным населением Славкув на Силезской возвышенности.
Эта ветка была построена в советские времена для доставки руды на металлургический комбинат в Катовице и экспорта польской серы в СССР. Но сотрудничество в рамках СЭВ распалось, сама эта организация прекратила существование. Однако вынашивается идея превратить Славкув в международный центр логистики, который стал бы крупнейшим евротерминалом для транзитного обслуживания грузов между Западной Европой и Дальним Востоком через Транссибирскую магистраль.
Как заметил "Времени новостей" замминистра транспорта России Александр Мишарин, "товарооборот между Россией и Польшей возрос и достиг 9 млрд долл. в год. Это требует развития транспортной сети и упрощения процедур при пересечении границы". По словам г-на Мишарина, "центр в Славкуве рассматривается как единый проект сухого транзитного порта, включающий железнодорожную структуру и терминал. Осуществлять проект будет совместная управляющая компания. Мы исходим из того, чтобы там обслуживались до 200 тысяч контейнеров в год".
Главный козырь проекта - время. Например, товары из Китая могут быть доставлены в Славкув в течение двух недель. Морским путем - в два-три раза дольше. Транспортировка грузов морем из южнокорейского Пусана в европейские морские порты длится в среднем месяц, а по Транссибирской магистрали из Японии, Кореи и Китая - менее трех недель. По оценке специалистов, на перевозке одного контейнера по железной дороге да еще с применением широкого пути можно будет сэкономить до 150 долл. Замминистра инфраструктуры Польши Ян Курыльчик заметил "ВН" , что обеспечение рентабельности евротерминала в Славкуве невозможно без сотрудничества с российскими партнерами: все-таки тысячи километров пути проходят через российскую территорию.
Евротерминалу в Славкуве дан зеленый свет, но не исключено, что россиянам снова придется услышать предостережения о "политическом риске". По этой причине в свое время ЛУКОЙЛ не допустили в польский энергетический сектор. В печати уже появились сомнения относительно подчинения "польского широкого пути" российско-польской компании.