ГРОЗИТ ЛИ ОМСКУ ШИННЫЙ БУМ?

Оптовики активно взялись розницу

По оценкам немецкой консалтинговой компании "Roland Berger" в ближайшие годы опережающими темпами в России будет расти выпуск легковых шин. Крупные западные корпорации заявили о строительстве в нашей стране новых мощностей, которые выдадут на-гора к 2008 году дополнительно к имеющимся сегодня объемам 17 млн легковых шин. Как утверждают те же аналитики, автомобилисты России будут не в состоянии освоить всю эту продукцию, а значит, при избытке предложения резко обострится конкуренция. При этом должна существенно упасть доля дешевых российских (и производства СНГ) шин, так как они просто-напросто окажутся нерентабельными для производителей. Проблемы сезонного избытка предложения автопокрышек наблюдаются уже сегодня. Тем более в Омске, где самым крупным участником шинного рынка является мелкий предприниматель, имеющий автомастерскую, контейнер или шинный ларек. Эта розница уже определяет цену. Поэтому крупные оптовики начали формировать свои торговые сети. О некоторых крупнейших участниках омского шинного рынка, их анализе сложившейся ситуации, прогнозе развития "КВ" решили рассказать на своих страницах.

Русский размер

Центральный офис компании "Сибур - Русские шины" расположен в Москве. Он организует работу с крупными покупателями и координирует деятельность филиалов. Омское отделение компании открылось в феврале прошлого года. По словам его руководства, за это время было многое сделано для построения структуры сбыта, организации работы с клиентами.

Не так давно в рамках развития унифицированной торговой сети ООО "Сибур - Русские шины" были переданы склады готовой продукции шинных предприятий и на их базе созданы единые центры продаж и логистики. По оценке специалистов омского филиала, после передачи в компанию функций по хранению остатков продукции объем реализации шин вырос в 3-4 раза.

Как пояснили корреспонденту "КВ", в филиале был создан отдел отгрузок, осуществляющий логистические функции. Он отвечает за обслуживание корпоративных клиентов и заявок Газэкспорта - дочерней компании Газпрома, ведущей экспортные поставки Сибура. Кроме того, в структуре регионального отделения остался отдел продаж, который ведет работу с омскими клиентами, занимается продвижением отдельных моделей, привлечением денежных средств.

За первые четыре месяца этого года Омскшина выпустила 1,888 млн шин на сумму 2,14 млрд рублей. Через омский филиал проходит примерно треть продаж - от 30 до 40% изготовленных на предприятии шин.

- В Омске мы не чувствуем особой конкуренции, - сообщают в компании. - Филиал работает примерно с десятью крупными оптовыми фирмами, это Сибтранскомплектация, "Партнер-Омск", Омскторгшина и другие организации. Кроме того, среди наших дилеров не менее сотни частных предпринимателей. Транспортные предприятия города, компании, имеющие свой автопарк, тоже наши клиенты. Их привлекают гарантированный объем поставок и сравнительно низкие цены.

В июне в омском отделении компании начнется реализация продукции и других шинных предприятий Сибура. Планируется обмен части продукции с волжским, ярославским и уральским заводами. Каждый из них постепенно специализируется на выпуске определенного модельного ряда шин, поэтому конкуренции внутри холдинга быть не должно. Весь ассортимент автопокрышек будет представлен и в розничном магазине ООО "Сибур - Русские шины".

- Однако пока мы не можем рассматривать его как источник прибыли - слишком мала доля реализации, - говорят в филиале компании. - Магазин - это лишь витрина, один из способов рекламы продукции Сибура. Кроме того, это хорошая возможность для обратной связи с покупателем. Продавец магазина дает различные консультации, а затем на наших совещаниях рассказывает обо всех возникших вопросах и проблемах.

В перспективе ООО "Сибур - Русские шины" планирует развивать свою розничную сеть по примеру западных, с предоставлением различных сервисных услуг и продажей сопутствующих товаров. Филиалы компании появятся еще в нескольких регионах России.

Руководство омского отделения в будущее смотрит уверенно:

- Омскшина будет специализироваться на выпуске грузовых и легкогрузовых автопокрышек. Рост объема грузоперевозок и удорожание железнодорожных тарифов позволяют нам увеличивать производство и сбыт грузовых автошин. Сегодня в Омске шинный рынок перенасыщен операторами. И выживут те, кто умеет работать в ситуации невысокой прибыльности, кто в этой сфере уже давно и имеет хорошую репутацию и постоянных клиентов".

Будущее - за розницей

Другой крупный оптовый оператор в Омске - ТД "Планета шин", в основном специализирующийся на грузовых автопокрышках, также планирует строить собственную розничную сеть. По словам заместителя директора по финансам и маркетингу ООО "Планета-Центр" Сергея ПАДЕРИНА, в перспективе намечается строительство нескольких розничных магазинов, открытие пункта шиномонтажа грузовых шин, оснащенного импортным оборудованием.

- Оптовые дистрибьюторы шин будут постепенно входить в розничный бизнес и логистику, - считает Сергей ПАДЕРИН. - Ведь рентабельность оптовых продаж снижается. Производители шин сами отгружают свою продукцию мелким дилерам, и доля оптовиков на рынке падает. Вообще построение розничных торговых сетей, позволяющих дойти до каждого потребителя, - это общемировая тенденция.

По данным компании, в этом году отечественные производители шин вновь продемонстрировали рост производства. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск шин увеличился на 9%, общая выработка за 4 месяца составила 108%.

- Однако шины на складах не залеживаются, - продолжает Сергей ПАДЕРИН. - Объем месячной реализации у нас составляет примерно $2-3 млн. Компания стала продавать больше, но мы связываем это с увеличением объема сервисного обслуживания. Фирма получает доход не столько от наценки на шины, сколько от продажи услуг: мы формируем заказы, осуществляем перевозки и хранение автопокрышек. При нормальной работе прибыль будет выше, чем банковский процент.

По мнению руководства ООО "Планета-Центр", на омском шинном рынке грядет укрупнение.

- В городе хватит работы для двух-трех крупных дилеров. Разоряться начнут те, у кого не хватит ресурсов для маркетинговой деятельности, - предполагают в компании. - Но мы смотрим в будущее с просчитанным оптимизмом. ТД "Планета шин", по подсчетам наших специалистов, занимает 30% на омском рынке и около 2% - на общероссийском.

Ассортимент торгового дома представлен шинами от всех российских изготовителей, но покрышки Омского шинного завода составляют 10%. Благо предприятие находится практически через забор. Среди зарубежных марок - шины предприятий группы "Michelin", украинские и белорусские автопокрышки и другие брэнды. Со многими заводами налажен прямой контакт, а покупатели есть во многих регионах России и ближнего зарубежья.

- Мы не заметили, что недорогих шин - уральских, красноярских, омских стали покупать меньше, - продолжает Сергей ПАДЕРИН. - Потребность в диагональных шинах также остается. Сегмент дешевых шин, скорее, сокращается искусственно: просто все хотят делать современные высококачественные покрышки, и "диагоналки" будут отмирать сами собой.

К тому же сегодня появились модели, которые по цене конкурируют с отечественными разработками, но значительно превосходят их по качеству. Так, хитом продаж остаются шины Nordman, которые Кировский шинный завод выпускал совместно с финской компанией Nokian Tyres.

Среди отечественной резины в среднем ценовом сегменте наиболее популярны покрышки Нижнекамскшины. Она имеет хорошую известность благодаря поставкам на конвейер АвтоВАЗа. Но наиболее рентабельны бывают порой дефицитные шины. Среди таких - уральская К-70 для автомобиля ГАЗ-66. Омскшина сегодня сокращает выпуск мото- и велопокрышек, и на них тоже можно неплохо заработать", - считают в компании.

В борьбе с частником

ООО "Русшина-Инвест", являющееся дилером российской компании "Росшина", на омском рынке давно. В этом году фирма отмечает свое 10-летие. В Омске находится региональный склад компании, работают четыре торгово-сервисных центра, в которых можно найти автопокрышки всех шинных заводов России и стран ближнего зарубежья, а также шины известных мировых производителей. Кроме того, автомобилистам предлагается широкий спектр услуг и сопутствующих товаров. В компании есть отдел оптовых продаж, но в основном свои усилия фирма концентрирует в розничной реализации.

- Торговать автопокрышками в регионе, где есть шинный завод, непросто, - говорят в компании. - Филиалы, удаленные от таких предприятий, имеют и большую наценку, и объем реализации. В Омске частные предприниматели сбивают цены. Они готовы работать хоть за 50 рублей с колеса, ведь такому бизнесмену не нужны ни собственные склады, ни штат сотрудников, ни затраты на рекламу. В результате торговля резиной вошла в джентльменский набор любого придорожного автосервиса. Кроме того, розничной реализацией не гнушаются и оптовые дилеры Омскшины, еще более обостряя конкуренцию на рынке.

По словам сотрудников фирмы, сегодня в розничных продажах наблюдается небольшая стагнация. Вообще колебания спроса могут доходить до 50%, в оптовой реализации этот показатель достигает максимум 20-процентного уровня. И в межсезонье бывает дешевле вовсе закрыть филиал, чем продолжать торговлю в розницу.

Но, несмотря на все неприятности, сейчас работать стало интереснее, считают в компании. До дефолта 1998 года импортная резина стоила чуть дороже, чем лучшая отечественная. А если учесть срок эксплуатации зарубежных покрышек - до четырех лет, эта разница вообще была незаметна. Продавать дорогие импортные шины становилось невыгодно. Сегодня цены стабилизировались, автомобилисты поправили свои финансы, а в городе становится все больше иномарок. Возрос спрос и на высококачественные покрышки известных зарубежных фирм.

- Отечественную резину продвигать тяжело, - говорят в Русшине. - Импортную - тоже непросто, но там хоть есть за что побороться. Розничная наценка составляет около 5%, но в отношении стоимости отечественных автопокрышек - это уже несерьезно.

ООО "Русшина-Инвест" является официальным представителем Michelin в Омске. Чтобы стать дилером этой всемирно известной фирмы, нужно отвечать ее стандартам оформления офиса. Здесь действует принцип "все внутри" - в помещении должны находиться шиномонтаж, комната отдыха, сервисный центр определенной площади. В компании ждут ответа на новую заявку о подтверждении своего статуса официального представительства.

Справка "КВ"

ООО "Сибур - русские шины" - дочернее предприятие российского нефтегазохимического холдинга "АК "Сибур". Компания была образована в сентябре 2002 года с целью организации и развития всероссийской дистрибьюторской сети и проведения единой маркетинговой политики по продаже шин, выступает на шинном рынке генеральным дилером ОАО "АК "Сибур".

Из шинных предприятий в состав "АК "Сибур" входят: ОАО "Ярославский шинный завод", ОАО "Волтайр" (г. Волжский), ОАО "Уралшина" (г. Екатеринбург) и ОАО "Омскшина".

Холдинг "Сибур" контролирует выпуск более половины всех производимых в России шин. В 2003 году его доля на рынке отечественных шин составила более 46,9%.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости