Исторически Казахстан всегда являлся важным транспортным звеном мировой торговли. Через его территорию пролегают мировые торгово-транспортные артерии. Сегодня стремительный рост экономик стран Юго-Восточной Азии придает особую актуальность вопросам интеграции в глобальную транспортную сеть Казахстана.
Возросшая же конкурентоспособность наших авто- и железнодорожных магистралей, как и морских портов, позволила сфокусировать внешнеэкономические и торговые интересы соседних государств на их использовании. Доказательством тому - ежегодно растущие объемы экспортно-импортных и транзитных грузопотоков.
Актауский международный морской торговый порт сегодня представляет собой современный и технически оснащенный производственный портовый комплекс на Каспийском море.
- Бурное развитие международных экономических взаимоотношений в последние несколько лет позволило резко увеличить объемы перевалки грузов через порт Актау и расширить их номенклатуру, - говорит директор морского порта Женис Касымбек. - Значительную роль в этом сыграла работа, проведенная Министерством транспорта и коммуникаций РК и портовиками совместно с другими транспортными организациями. Она была направлена на привлечение объемов грузов, транспортируемых в рамках международных мультимодальных транспортных коридоров. Руководствуясь приоритетами развития транспортной отрасли, обозначенными Главой государства, коллектив порта сумел добиться устойчивого роста объемов перевалки грузов. И уже к 27 августа порт Актау досрочно выполнил годовой план. Ко всему до конца года планируется обработать более 8,5 миллиона тонн сухих и нефтеналивных грузов.
Статистика довольно красноречива: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост объемов перевалки в РГП "АММТП" за восемь месяцев составил 132 процента по нефтеналивным грузам и 113 - по сухогрузам.
В структуре грузов, которые проходят через порт Актау, наибольшие объемы занимает нефть с Бузачинского месторождения и с месторождений Актюбинской и Кызылординской областей. Из двух последних сырья поступает все больше. Основной грузопоток сухих грузов - это металл производства АО "Испат-Кармет".
А ввод в эксплуатацию нефтеналивных причалов N 4 и 5, позволит в ближайшей перспективе увеличить объемы перевалки нефти до 11 миллионов тонн ежегодно. Причалы реконструировали за счет средств компании ЗАО "НК "Казмортрансфлот" , и их возможности по приему и перевалке грузов стали гораздо больше.
Предстоящее введение в коммерческую эксплуатацию железнодорожной ветки Алтынсарин - Хромтау позволит существенно увеличить имеющиеся и привлечь новые дополнительные грузопотоки. Сюда полновесным потоком пойдут пшеница из северных и центральных регионов республики, металлопродукция, цветные металлы, различные руды, асбест и другие грузы. Также необходимо отметить, что морской порт Актау является одним из основных субъектов созданной специальной экономической зоны (СЭЗ) "Морпорт Актау". СЭЗ способствует развитию портовой инфраструктуры и привлечению большего объема различных грузов. Работа по правилам свободной экономической зоны позволит увеличить инвестиционную привлекательность региона и его транспортной инфраструктуры в частности. В настоящее время в рамках СЭЗ уже реализуется ряд крупных проектов. Росту грузоперевозок, повышению эффективности производственной деятельности и инвестиционной привлекательности способствуют и работа, и обмен опытом с коллегами-портовиками, представителями смежных транспортных ведомств сопредельных государств.
В рамках проведения Года России в Казахстане портовики совместно с Министерством транспорта и коммуникаций провели "круглый стол" по обсуждению вопросов укрепления двустороннего сотрудничества России и Казахстана в транспортном секторе на Каспии. Среди участников "круглого стола" - представители транспортных ведомств обеих стран, Российского морского регистра судоходства, портов Махачкала, Астрахань, транспортно-экспедиторских компаний РФ и РК.
В ходе проведенной встречи рассматривались вопросы осуществления транспортных перевозок, которые позволят обеспечить загрузку портовых структур обоих государств, вопросы развития судоходства, создания законодательной и нормативной базы, необходимой для дальнейшего сотрудничества в области становления торгового флота РК. По итогам обсуждения подписан соответствующий меморандум.
Говоря о транзитном потенциале Казахстана, нельзя не отметить роль порта Актау. Это важный транспортный узел на западе республики, который обеспечивает выход через территории Ирана, Азербайджана и России в бассейны Черного, Средиземного, Балтийского морей, а также Персидского залива. Сегодня морпорт - это предприятие, прошедшее сертификацию на соответствие международным стандартам ИСО-9001:2000.
- Это событие, - подчеркивает директор порта, - одно из звеньев реализации "Программы качества" , утвержденной Правительством РК. Наше предприятие вышло на более высокий уровень взаимоотношений с клиентами и партнерами порта, что в итоге удовлетворит растущие потребности с большей общей прибылью для предприятия и государства.
Внедренные методики организации и управления деятельностью предприятия обеспечивают качество при производственной деятельности и предоставлении услуг на уровне признанных международных стандартов. Это позволяет не только эффективно решать любые задачи, определяемые требованиями рынка, или улучшать качество и безопасность работ и услуг, но и обеспечивать целевую ориентацию всех элементов производственной и социальной инфраструктуры.
В текущем году эксперты ассоциации "Русский регистр" провели инспекцию на соответствие системы менеджмента качества РГП "АММТП" требованиям международных стандартов ИСО-9001:2000. Было отмечено, что порт Актау по качественному составу применяемой методики управления - одно из лучших предприятий Казахстана. К тому же превосходит в этом отношении все другие порты Каспия. А за успехи в производственной, финансовой и торговой деятельности Актаускому морскому порту вручен международный приз "Century International Quality Era Award 2004". Этой наградой признается стремление компании к качеству, лидерству, передовым технологиям и инновациям.
В то же время задействованная в настоящее время производственная мощность порта достигла своих проектных рубежей. Нынче наряду с повышением производственной эффективности и совершенствованием инфраструктуры в рамках существующей территории рассматривается вопрос расширения и дальнейшего развития морпорта.
Расширение его производственной территории с созданием портовых терминалов и защитных гидросооружений в рамках новой гавани планируется в рамках третьего этапа реконструкции и предусмотрено инвестиционной программой развития порта Актау до 2015 года.
Министерство транспорта и коммуникаций совместно с портовиками разработало меры по реализации плана расширения порта в северном направлении. Проект получил позитивную оценку при рассмотрении в Правительстве страны. Он предусматривает увеличение мощностей порта по перевалке нефти и сухих грузов с созданием одиннадцати новых специализированных терминалов и судоверфи.
Решение, принятое семь лет назад о реконструкции Актауского международного морского торгового порта за счет займа ЕБРР, было разумным и дальновидным. Теперь республика, планирующая активно развивать морские портовые инфраструктуры, обладает необходимым персоналом высокой квалификации, накоплен опыт, налажены широкие партнерские связи.