Смольный собирается привлечь инвесторов снижением стоимости земли под промышленные нужды
Как удвоить ВВП? Специалисты голову сломали. У нас в Питере, скажем, для этого в ближайшие три года надо привлечь в городскую экономику минимум три миллиарда у. е.!.. Завет президента выполнять надо? Надо. А вот кто раскошеливаться будет - это вопрос.
Причин для недовольства у "денежных мешков" хоть отбавляй - отсюда и результат. Достаточно сказать, что иностранные капиталовложения в Питере за минувший год по сравнению с 2001-м упали более чем в полтора раза. Сейчас, правда, наметилась положительная динамика, но до оптимизма еще ой как далеко. Исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации Наталья Кудрявцева говорит о нехватке квалифицированных кадров, о немыслимо затянутых - до пятнадцати месяцев - сроках согласования инвестиционных проектов. Председатель исполкома этой же ассоциации Ольга Литвинова возмущается беспределом цен, которые естественные монополисты заламывают за подключение нового предприятия к инженерным сетям: порой это десятки миллионов у. е.!
"Да, частному инвестору у нас приходится туго", - признает глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Владимир Бланк. Дабы стимулировать коммерсантов вкладываться в питерскую промышленность, с января 2005 года вступят в силу новые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Впрочем, снижение небольшое, и распространяется оно только на очень крупных налогоплательщиков (особняком стоят наукоемкие и высокотехнологичные производства, для них сделаны специальные послабления).
Подспорьем для развития бизнеса, как обещают чиновники, станет и новая методика начисления арендной платы за земельные участки. Если до сего дня подати на землю были куда выше арендных ставок (в некоторых случаях - до 14 раз), то уже с октября происходит постепенное выравнивание, а с июля будущего года соотношение и вовсе должно измениться в обратную сторону. Мало того, и выкупную стоимость территорий, предназначенных под промышленные нужды, собираются снизить до такой степени, чтобы, при прочих равных, эту землю выгоднее было приобретать в собственность, нежели арендовать. Хорошо это или плохо? Доступный прайс - подарок ведь не только честным промышленникам, но и ловкачам, которые с удвоенной энергией кинутся скупать акции умирающих предприятий в центре города, чтобы на льготной основе заполучить в свои руки участки, заводы потом обанкротить и построить на их месте элитное жилье...
Представители Смольного говорят, что, мол, от этого никто не застрахован - ни сегодня, ни завтра; а без возможных потерь и рисков деньги в город не привлечешь. А дабы облегчить жизнь компаниям, которые только намереваются вложить свои капиталы в индустрию северной столицы, создано Городское агентство по промышленным инвестициям. Эта структура наделена широчайшими полномочиями - от подготовки документов, необходимых "для предоставления объектов недвижимости" до разработки "концепций развития промышленных территорий". (Добавим, что в бюджете-2005 заложены средства, на которые можно подготовить, с учетом инфраструктуры, 150 гектаров "индустриальных" земель). Удастся ли государственному агентству и правда снять груз с плеч потенциального инвестора? Или оно станет - как бывало не раз - еще одним звеном в нескончаемой цепи бюрократических проволочек и поборов?.. Кстати, как выяснилось, нынешние 38 промышленных зон нашего города, общей площадью более 6500 гектаров, с юридической точки зрения... не существуют. Так что сперва надо бы надлежащим образом оформить уже имеющиеся объекты, соблюдая градостроительное и земельное законодательство. Да и порядок какой-никакой на этих объектах навести. А то, например, Лина Вайханская, финансовый директор питерского завода "Пепси боттлинг групп", что на Парнасе, рассказывает о нескончаемых очередях грузовиков, которые летом выстраиваются недалеко от ворот предприятия и часами не могут туда попасть - а все из-за проблем с развязками и подъездными путями. Руководители "Пепси боттлинг" (одного из крупнейших наших налогоплательщиков, между прочим) всерьез опасаются еще больших проблем, которые возникнут с вводом в эксплуатацию кольцевой автодороги - и колоссальным увеличением в районе Парнаса количества складских терминалов. А неосвещенные - хоть глаз выколи - улицы в индустриальных зонах? А отсутствие общественного транспорта? Ладно крупные фирмы - они могут себе позволить доставку сотрудников на работу и обратно транспортом предприятия, а остальным каково?