Магазинам-одиночкам все труднее работать на рынке. Особенно актуальна эта проблема для относительно небольших магазинов, каковыми являются и магазины "соседского" формата. В первые дни октября в Восточном административном округе столицы (ул. Плеханова, 32, корп. 7) открылся новый "соседский" универсам московской сети "АБК". 24-й по счету торговый "сосед" будет работать по схеме "франчайзинг - бизнес - формат".
Универсам в Перово открылся на месте несетевого, обычного продовольственного магазина всего через 1 месяц после подписания франчайзингового договора с его владельцем.
Пауза в работе магазина понадобилась для переоборудования помещения (площадь - 260 кв. м) по стандартам "АБК" и длилась всего одну неделю. Большинство нужных изменений вносилось в бизнес-процесс в текущем порядке.
Предприниматель Ольга Юрина, владелец магазина на Плеханова, 32, говорит:
- Наш магазин фактически работал в том же формате, что и универсамы "АБК". Поэтому его переоборудование прошло быстро и не было связано с большими расходами: большая часть оборудования (прилавки, морозильные камеры, стеллажи) осталась прежней. Докупили только РОS-терминалы для совмещения с информационной системой "АБК".
Но новое качество магазина потребовало и более высокого качественного уровня подготовки его персонала. Поэтому все менеджеры низшего и среднего звена (старшие кассиры, сменные администраторы, старший администратор) "24-го" прошли в течение двух недель обучение и стажировку в других магазинах "АБК" (в том числе в специальном магазине-тренажере) и ее главном офисе.
В процессе обучения основное внимание уделялось теме постоянного поддержания в магазине заявленного ассортимента. Наравне с ценами именно этот показатель является важнейшим фактором, влияющим на лояльность покупателей "соседского" универсама.
Программа "франчайзинг - бизнес - формат" адресована в первую очередь несетевым продовольственным магазинам (площадью от 250 кв. м), расположенным в зоне "шаговой" доступности от жилых домов.
Этот формат является наиболее комплексным видом франчайзинга, когда франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.
Развивая программу "франчайзинг - бизнес - формат", компания "АБК" предоставляет партнеру-франчайзи все необходимые инструменты для организации и ведения бизнеса. В частности - доступ к централизованной информационной системе Gestori: она позволяет оперативно формировать заказ товаров, ведет учет их движения и расчетов между партнерами.
К услугам франчайзи и новый, еще более крупный распределительный центр "АБК", который обеспечивает отгрузку примерно 50% товаров. Остальные 50% продукции доставляют поставщики по централизованным контрактам, заключенным с главным офисом "АБК".
И таким образом франчайзи работает фактически с единым поставщиком (вместо сотен различных поставщиков), что значительно упрощает управление заказами и бухгалтерский учет.
"24-й по счету" - это второй магазин, работающий по схеме "франчайзинг - бизнес - формат", которую руководство компании считает очень перспективной. Франчайзинг позволяет сети быстро расширяться без привлечения крупных инвестиций и даже обеспечить более эффективное управление отдельным магазином.
Председатель Совета директоров компании "АБК" Владислав Егоров выделяет такие особенности франчайзинговой схемы:
- В результате ее применения мы получаем такой же универсам "АБК", как и остальные магазины сети, с такими же бизнес-процессами и технологиями, но управляемый максимально заинтересованным лицом - самим хозяином предприятия.
При условии выполнения наших ключевых требований (в поддержании ассортимента, выкладки, среднего времени обслуживания покупателей и т.д.) он даже может обеспечить более высокий, чем в среднем по сети уровень рентабельности.
Франчайзинговое "включение" магазина-одиночки в систему сетевой компании, вероятно, может служить одним из реальных способов его выживания в условиях острой конкурентной борьбы. Это подтверждает мнение Ольги Юриной:
- Наш продовольственный магазин, работавший, как и многие другие в городе, в формате "соседского" универсама, столкнулся с усиливающейся конкуренцией, в том числе со стороны "соседних" сетевых магазинов. Нужно было искать выход.
О приобретении франшизы мы впервые задумались Б начале этого года и, изучив рынок, проанализировав предложения различных сетей, выбрали предложение "АБК".
Не меняя формата нашего магазина, франчайзинговая схема "АБК" позволяет повысить его рентабельность. В пользу этой схемы говорит многое, франчайзинг дает возможность независимому предпринимателю получить реальные преимущества как члену большой сети, повысить его конкурентоспособность Важно, что при этом предприниматель остается хозяином своего магазина.
Франчайзинг позволяет им выйти на качественно новый уровень технологии и организации бизнеса, оптимизировать многие производственные и технологические процессы.
Компания "АБК", со своей стороны, при полном соблюдении франчайзи ее технологий организации торговли, обязуется обеспечить партнеру рентабельность не менее 25% (при обороте 550-850 долл. на 1 кв. м торговой площади в месяц, учитывая месторасположение магазина).
Расчетные показатели доходности франчайзи, обеспечиваемые "АБК", базируются на средних показателях работы сети.
Предприниматель может прогнозировать свой будущий доход и планировать инвестиции в проект. Роялти (сумма, которую франчайзи уплачивает франчайзеру) составляет 1,5% оборота.