Может ли несбыточная мечта стать реальностью?

Еще несколько лет назад этот протяженный остров, который "висит" на "восточном бедре" России словно пистолет в кобуре, можно было бы считать почти краем света. Остров Сахалин, расположенный в семи часовых поясах от Москвы, получил наибольшую известность в тот день 1983 года, когда южнокорейский авиалайнер, отклонившись от своего курса, оказался слишком близко от сверхсекретной советской военной базы и неожиданно был сбит. Писатель и драматург Антон Чехов, посетивший этот остров в 1890 году, охарактеризовал его одним словом: "Ад".

Это было до того, как капитализм добрался до России, и до того, как цены на нефть поднялись до 40 долларов за баррель.

В наши дни Южно-Сахалинск - это процветающий город, который явно затмевает Дедхорс на Аляске. На южной оконечности острова полно грузовиков с гравием, рабочих с нефтепромыслов, а наличных денег столько, сколько их давно уже никто не видел. Места в отеле, расположенном близ места, где будет построен завод по сжижению природного газа, забронированы на три года вперед. В заведении "Кона бар", расположенном рядом со штаб-квартирой "Ройял Датч-Шелл" в центре города, слышен североморский акцент и протяжный техасский говор, и он заполнен посетителями с 5 утра и до бесконечности, поскольку в Южно-Сахалинске больше некуда пойти.

"Мы расходуем в этом году деньги со скоростью 100 долларов в секунду, - говорит Дэвид Гриер, руководитель проекта компании "Сахалин энерджи инвестмент", филиала "Ройял Датч-Шелл", которая строит на острове крупнейший завод по сжижению газа и две нефтедобывающие платформы в открытом море. - Только в этом году мы израсходуем 3 млрд. долларов. Все цифры, связанные с этим проектом, оканчиваются множеством нулей. Это колоссальный проект".

Вот что происходит, когда такая большая страна, как Россия, решает глобально заняться нефтегазовым бизнесом. Хотя бывший Советский Союз многие годы качал нефть, Россия только недавно вышла на второе место в мире как экспортер нефти и - если администрация Буша добьется своего - может стать важным новым поставщиком нефти и газа в США.

По объему производства нефти Россия соперничает с Саудовской Аравией, и аналитики утверждают, что благодаря своим запасам она может обеспечить потребности в нефти США, Китая, Южной Кореи и Японии, которых все больше тревожит их зависимость от производителей нефти на Ближнем Востоке.

"Наша цель - диверсифицировать доступ к экспорту энергоресурсов со всего мира, и мы очень хотели бы, чтобы США получили доступ к большему объему российского экспорта", - заявил во время визита в Москву в прошлом году министр энергетики США Спенсер Абрахам.

На пути к превращению России в нового крупного поставщика нефти в США в скором времени могут возникнуть труднопреодолимые препятствия. Это, в частности, неспособность России увеличить экспорт нефти до тех пор, пока она не построит новые трубопроводы, а также двойственное отношение Москвы к американскому рынку, в то время как потребители и в Японии, и в Китае находятся ближе и в конечном счете могут стать еще более активными потребителями нефти, готовыми заключать более выгодные сделки.

Ожидается, что объем добычи нефти в России возрастет к 2010 году с 8,9 млн. баррелей в день до 10 млн. Но "Транснефть", государственная компания, которая контролирует систему транспортировки нефти в России, утверждает, что, отгружая более 4 млн. баррелей в день, она уже достигла своего потолка и не сможет поддерживать рост добычи нефти, если не будут построены новые трубопроводы.

Япония недавно предложила крупные финансовые гарантии для строительства трубопровода длиной 2500 миль и стоимостью в 12 млрд. долларов, по которому сибирская нефть поставлялась бы в город Находку, на востоке России, откуда перевозилась бы на танкерах в Японию.

США предпочли бы, чтобы новый трубопровод шел на запад, к Мурманску на Баренцевом море. Вашингтон предложил изучить возможности осуществления проекта строительства трубопровода по такому маршруту - предложение, о котором русские холодно заметили, что это не то, что они имели в виду, когда говорили, что заинтересованы в "иностранном участии".

Сергей Оганесян, руководитель российского федерального агентства по энергетике, заявил в прошлом месяце, что маршрут, который предпочитают США, занимает третье место в списке первоочередных задач правительства после продления существующего транзитного нефтепровода до Балтийского моря и предлагаемого маршрута в Японию и, быть может, в Китай.

Луч надежды блеснул для США, когда президент "Транснефти" Семен Вайншток предложил построить более короткий и дешевый трубопровод, идущий к Баренцеву морю, если его терминалом будет служить порт Индига, а не Мурманск. Он сказал, что стоимость такого трубопровода составит около 6 млрд. долларов против 16 млрд. на строительство трубопровода до Мурманска.

Вопрос о нефтепроводе был скрытой пружиной политического диалога между США и Россией, особенно когда возникли неприятности с российским энергетическим гигантом, компанией ЮКОС, чей бывший руководитель Михаил Ходорковский предстал перед судом в Москве по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

Американские должностные лица неоднократно выражали беспокойство по поводу того, что арест Ходорковского в октябре и возможное банкротство самой компании ЮКОС могут подорвать доверие иностранных инвесторов и вызвать сомнения в отношении правовых норм и защиты частных капиталовложений в России.

Это имеет глубокий геополитический подтекст. До своего ареста Ходорковский, как сообщают, вел переговоры о продаже крупного пакета акций ЮКОСа компании "Шеврон-Тексако" или "ЭксонМобил", в результате чего ключевые решения в отношении этого "мотора" российской экономики стали бы приниматься в штаб-квартирах этих компаний в Калифорнии или Техасе.

Ходорковский тоже поддерживал идею строительства нефтепровода через северную Россию по маршруту, предпочитаемому США, и лоббировал частное строительство и владение новым нефтепроводом - план, который лишил бы правительство самого важного рычага контроля над ресурсом, находящимся благодаря рыночным реформам 1990-х годов, главным образом, в руках корпораций.

"Владение трубопроводом - это единственный самый эффективный и самый деше вый способ контроля над всем российским нефтяным сектором, - считает Стивен Дашевский, старший аналитик по вопросам нефти и газа в инвестиционной компании "Атон капитал груп". - Хотя это, вероятно, не было определяющим во всем деле ЮКОСа, но явно оказало весьма серьезное влияние. Ходорковский пытался проводить собственную энергетическую политику".

Проблемы поставок нефти приобрели такой острый характер, что американские дипломаты в начале этого года заявили, что диалог между США и Россией по вопросам энергетики "по существу заглох".

В этот диалог влил новую жизнь еще один углеводород - природный газ. И российские, и американские представители оптимистически прогнозируют, что значительная часть запасов газа России, которые, по приблизительным оценкам, составляют 47 трлн. кубометров, в скором времени начнут поступать в виде сжиженного газа в США.

Российский государственный газовый гигант "Газпром" в настоящее время рассматривает вопрос об экспорте в США газа с месторождений на полуострове Ямал, в Сибири, а также осуществление проекта освоения месторождений природного газа в Баренцевом море стоимостью 15 млрд. долларов, условия финансирования которого через американский экспортно-импортный банк серьезно обсуждают американские должностные лица. Эту продукцию можно было бы продавать на американском восточном побережье.

Неудивительно, что "Газпром" пытается подключиться и к проектам на Сахалине (потенциальном поставщике для западного побережья США), откуда в 2007 году должна начать экспортировать сжиженный газ "Ройял Датч-Шелл", которой дышит в затылок "ЭксонМобил".

Сахалинские производители уже подписали контракт о поставках в Японию 3,4 млн. тонн сжиженного газа в год, что составляет около трети ожидаемого объема производства компании "Шелл", но они также ведут переговоры о поставках в другие азиатские страны и на западное побережье США, находящееся на расстоянии 11 - 12 дней морского пути.

Поставки с Сахалина могли бы поступать на терминал для импорта сжиженного газа близ Энсенады, на юге побережья Калифорнии; обсуждается строительство еще одного терминала в Лонг-Бич.

"Я твердо уверен, что где-то между Сиэтлом и Сан-Диего будут построены два-три терминала для сжиженного газа", - заявил недавно в интервью Энди Калиц, коммерческий директор компании "Сахалин Энерджи".

Технология производства сжиженного газа произвела революцию в поставках газа во всем мире: глубоко охлажденный газ подвергается большому давлению и превращается в жидкость, что позволяет транспортировать его в танкерах, как нефть, создавая не существовавший прежде международный рынок газа. Завод компании "Сахалин энерджи" на берегу залива Анива станет крупнейшим заводом такого рода, производя 9,6 млн. тонн сжиженного газа в год.

Освоение Сахалина во всех отношениях приняло широкие масштабы. В Охотском море строятся новые нефтедобывающие платформы, столь огромные по своим размерам, что они смогут выдерживать тяжелые массы льда, который будет сковывать их в течение полугода.

Будут построены подводные трубопроводы для доставки нефти и газа на берег, откуда они будут поступать в строящиеся в настоящее время трубопроводы длиной в 500 миль и транспортироваться с северной оконечности Сахалина на южную на запланированный новый терминал для экспорта нефти и газа компании "Шелл".

На Сахалине цены на жилье резко подскочили, но большинство сахалинцев пока ничего не получили от этого процветания. Хотя безработица составляет сейчас 2 процента, самые высокооплачиваемые должности занимают иностранцы. Фактически, по новому налоговому законодательству, этот регион может получить лишь около 1/12 от всех поступлений за право разработки нефтяных месторождений, которые он когда-то надеялся заработать на освоении нефти и газа, а большая часть этих весьма значительных доходов идет в Москву.

Даже при всем этом сахалинские руководители утверждают, что будущее прекрасно. Остров приобретает важную новую инфраструктуру, а обучение высоким технологиям обеспечит жителям острова более разнообразные перспективы, чем рыболовство, и расширит горизонты за пределы берегов Охотского моря.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости