Одним из самых значительных событий в транспортной сфере Северо-Западного региона стало строительство нового нефтеналивного терминала в Высоцке компанией "Лукойл". В мае 2004 года были осуществлены первые перевозки в адрес "Распределительно-перевалочного комплекса Высоцк-Лукойл-2". А 16 июня состоялось торжественное открытие с участием вице-премьера правительства РФ Михаила Фрадкова, председателя Совета Федерации Сергея Миронова, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова.
Неслучайно внимание высшего руководства страны и региона к открытию нового терминала. Нефть и продукты ее переработки - самая значительная внешнеторговая статья России. Объемы экспорта нефтеналивных грузов постоянно растут, имеющиеся на Северо-Западе перевалочные мощности не соответствуют сегодня потребностям экспортеров. Строительство еще одного отечественного порта усилило и транспортный потенциал государства, что позволяет обходиться без услуг морских портов стран Балтии. По расчетам специалистов "РПК Высоцк-Лукойл-2", себестоимость перевозки одной тонны нефтепродуктов по российскому маршруту на 5-7 долларов ниже по сравнению с транспортировкой через порты Эстонии и Литвы.
В перспективе новый терминал должен стать крупнейшим по перевалке нефегрузов в Северо-Западном регионе. К 2010-му планируется нарастить объемы до 10-15 миллионов тонн в год. Среднесуточная выгрузка будет составлять не менее пятисот вагонов.
Сегодня объемы выгрузки на нефтеперевалочном терминале составляют 160 вагонов в сутки - на сорок вагонов меньше, чем планировала компания-оператор. Но и такой грузопоток с трудом пропускается на грузонапряженном направлении Санкт-Петербург - Выборг-Высоцк. При сгущении потока поездов на этой линии возникают "пробки", поезда отставляются от движения на промежуточных станциях. Проблемы с пропуском должны решиться с вводом в эксплуатацию соединительного пути от Блокпоста 164-й километр главного хода до Блокпоста 123-й километр на приморском ходу и новой железнодорожной станции Пихтовая. Строительство финансируется "РПК Высоцк-Лукойл-2". По договору, заключенному в этом году с ОАО "РЖД", компания должна инвестировать в развитие железнодорожных подходов к терминалу 300 миллионов рублей. "РПК Высоцк-Лукойл-2" - первый клиент Октябрьской дороги, инвестирующий собственные средства в развитие транспортной инфраструктуры. У железнодорожников нет иного выхода в решении проблем обеспечения экспортных перевозок в адрес отечественных портов, кроме привлечения внешних инвестиций. Узких мест в инфраструктуре много, а собственные инвестиционные средства ограничены.
Строительство соединительного пути и станции Пихтовая планируется закончить в 2004-м. И тогда можно будет гарантировать доставку в порт пяти миллионов тонн нефтегрузов в год.