На продление союзной программы по обустройству пограничных пунктов пропуска
МИНСК - МОСКВА
ОДНА из приоритетных союзных программ - развитие пограничной и таможенной инфраструктуры. Десять с лишним лет назад бывшим союзным республикам приходилось обустраивать свои границы в "пожарном" режиме, а поэтому те же пункты пропуска, к примеру, строились по так называемой "временной схеме". На практике это означало: сотрудники пограничных контролирующих ведомств вынуждены были ютиться в соединенных между собой вагончиках, по обе стороны которых располагались навесы для досмотра транспорта.
И только в 1997 году ситуация изменилась в корне: именно тогда впервые была принята союзная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска. Затем в 2001 году была утверждена еще одна аналогичная программа, реализацию которой предполагалось завершить в нынешнем году. Но недавно на заседании Совета министров Союзного государства срок ее действия продлен
еще на один год. С чем это связано, как идет выполнение программы, каковы перспективы? На эти вопросы корреспонденту "СОЮЗа " ответил начальник управления развития таможенной инфраструктуры Государственного таможенного комитета Беларуси Николай ОХРИМУК:
- Принятая в 1997 году программа первоочередного развития таможенной инфрастуктуры предполагала в первую очередь обустройство тех пунктов пропуска, которые находятся на главных международных магистралях: "Каменный лог" , "Новая Гута" , "Козловичи" , "Варшавский мост" , "Берестовица" , "Брузги" , "Новая Рудня" и "Мокраны". Поскольку финансирование было не совсем ритмичным, мы в 2001 году не смогли завершить реализацию программы, и была разработана новая - на период до 2004 года, которую Совет министров Союзного государства продлил еще на год. Всего в рамках второй программы из союзного бюджета было выделено 807, 9 миллиона российских рублей. Из них осталось освоить 125 миллионов в этом году и 198 миллионов - в следующем.
Что уже удалось сделать? В декабре 2002 года был открыт после
реконструкции пункт пропуска "Новая Гута" , расположенный на трассе Санкт-Петербург - Одесса. Его пропускная способность возросла в несколько раз: сегодня через него могут пересечь границу 1640 автомобилей в сутки. Переустройство "Каменного лога" хоть и велось поэтапно, но в итоге позволило довести его пропускную способность до 2060 транспортных средств в сутки. Весной 2004 года был открыт важнейший пункт пропуска на трассе Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва "Варшавский мост" , который по праву можно считать одним из самых современных погранично-таможенных комплексов нашей страны. Его пропускная способность сейчас составляет 2700 автомобилей в сутки.
Пока есть сложности с обустройством наших пунктов, расположенных в районе Гродно, - "Брузги" и "Берестовица". Дело в том, что их соседями на польской стороне выстроены огромные пункты пропуска. Например, через "Кузницу Белостокскую" может проходить 9500 машин в сутки. Мы же пока смогли улучшить инфраструктуру до такой степени, чтобы пропускать 5000 машин в сутки. Первоначальные проекты, которые
были сделаны давно, не предусматривали увеличения объемов строительства. Их пришлось корректировать на ходу, поэтому не удалось уложиться в запланированные программой сроки, да и средств оказалось недостаточно. Впрочем, не исключено, что в данном случае окажет помощь Евросоюз. Тем более что опыт такого рода сотрудничества у нас уже есть. Скажем, 26 мая 2004 года был подписан меморандум между белорусским правительством и Еврокомиссией, предусматривающий строительство грузового таможенного терминала "Козловичи -2" в рамках инвестиционного проекта программы TASIS в Беларуси. После чего было принято решение о выделении 16 миллионов евро на реализацию этого проекта. Кроме того, той же программой TASIS выделено около 1 миллиона евро на техническое и программное оснащение пунктов пропуска "Каменный лог" , "Козловичи" и "Варшавский мост".
Кстати, реконструкция таможенных объектов предусматривала не только строительство, но и техническое оснащение в соответствии с требованиями, предъявляемыми таможенниками, пограничниками, фитосанитарами, ветеринарами и другими службами, работающими на границе. Не упускалось из виду ничего - вплоть до закупки снегоочистителей, газонокосилок, мусоровозов и т. п. Проекты предусматривали разделение зон контроля на въезд и выезд, "красный" и "зеленый" коридоры, создавали более комфортные условия не только для работы контролирующих служб, но и для пересекающих границу людей. Естественно, все это благоприятным образом сказалось на потоке транспорта, следующего через таможенную границу республики. Если, например, в 1999 году через
пункт пропуска "Козловичи" проехало 270 тысяч автомобилей, то в прошлом году эта цифра выросла до 355 тысяч.
За оставшееся время нам необходимо будет завершить реконструкцию четырех пунктов пропуска: "Берестовица" , "Брузги" , "Новая Рудня" и "Мокраны". Сроки, конечно, очень сжатые, к тому же прекращать работу пунктов не предполагается. Но постараемся управиться.
К слову, даже после окончания реализации союзной программы в Беларуси останется еще около 20 пунктов пропуска, которые нуждаются в срочной модернизации. Ведь инфраструктура на пограничных переходах в Польше, Литве и Латвии активно развивается при помощи Евросоюза в рамках программы ФАРЕ. Соответственно и нам также необходимо обустраивать свои пункты пропуска на европейском уровне.