Куйбышевской железной дороге исполнилось 130 лет. В истории ее становления и развития было все - победы и поражения, менялись географическое положение и название, но всегда магистраль оставалась труженицей, опорой государства.
Регулярное движение поездов на Моршанско-Сызранской железной дороге открылось в октябре 1874 года. Позднее к ней присоединялись вновь построенные линии - Уфа - Златоуст, Рузаевка -Батраки - Инза - Симбирск, Волго-Бугульминская дорога, и к началу XX века сформировались контуры Самаро-Златоустовской железной дороги.
В годы революции и Гражданской войны на дороге было разрушено почти 140 мостов, 150 километров пути, пострадали вокзалы, станции и депо. Благодаря энтузиазму железнодорожников магистраль удалось восстановить в предельно сжатые сроки. В начале 30-х годов прошлого века дорога способствовала развитию промышленности Поволжья и Урала, обеспечивая растущие объемы перевозок.
В 1936 году Самаро-Златоустовскую дорогу переименовали в железную дорогу имени В.В.Куйбышева, а в мае 1953-го она стала называться Куйбышевской.
За годы Великой Отечественной войны по ее рельсам было перевезено свыше 19 миллионов вагонов, в том числе около одного миллиона цистерн горючего. Более 14 тысяч куйбышевских железнодорожников воевали на фронтах войны, а 23 из них стали Героями Советского Союза.
В 70-е годы Куйбышевская вошла в число самых грузонапряженных на сети, пропуская 160 пар поездов в сутки. В 1974-м, в честь столетнего юбилея, дорога была удостоена ордена Ленина.
О том, чем живет магистраль сегодня, какие задачи решает ее коллектив в условиях реформирования отрасли, рассказывает начальник дороги Вячеслав ЛЕМЕШКО.
- Нынешний год стал для коллектива Куйбышевской дороги серьезным испытанием на прочность. Ведь все последнее время дорога не раз становилась объектом пристального внимания со стороны Правления Компании, подвергалась жесткой критике за упущения в обеспечении безопасности движения поездов. Но благодаря поддержке штаба "отрасли и лично президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева многие вопросы были решены оперативно, и ситуацию с безопасностью движения удалось выправить. По итогам работы в первой половине 2004 года дорога была признана лидером отраслевого соревнования.
Куйбышевская - одна из крупнейших магистралей страны. Ее стальные пути пролегают по территории трех республик и семи областей. Эксплуатационная длина составляет 4750 километров, из них электрифицировано 2665. При этом удельный вес электротяги в перевозках достиг 87 процентов. Четыре из 12 важнейших транспортных коридоров сети пролегли по нашей магистрали.
В структуру дороги входят четыре отделения и одно представительство. Традиционно фирменный груз Куйбышевской - нефть и нефтепродукты. Наливные маршруты формируются назначением в порты Черного и Белого морей, стран Балтии.
В условиях реформирования отрасли и возрастающей конкуренции на рынке транспортных услуг важнейшей задачей повышения эффективности эксплуатационной работы дороги является освоение предъявляемых объемов перевозок, улучшение качества использования подвижного состава при одновременном сокращении эксплуатационных расходов. Поэтому на основании анализа "узких" мест разработана программа первоочередных мероприятий, направленная на устранение лимитирующих факторов в инфраструктуре хозяйств, препятствующих пропуску поездов повышенного веса и длины. Особое внимание было уделено оптимизации эксплуатационной деятельности крупных сортировочных станций дороги, повышению транзитности вагонопотоков.
В этом году удалось добиться положительной динамики по ряду важнейших показателей. Превышены прошлогодние рубежи по грузообороту и пассажирообороту. Поставлена задача, чтобы каждая заявка грузоотправителя была своевременно обеспечена подвижным составом. В результате выручка от грузовых перевозок возросла, сверх плана получено более 200 миллионов рублей.
Есть положительные тенденции в ускорении оборота грузового вагона и росте его производительности. Снижен простой вагона на технической станции и под одной грузовой операцией. На 132 тонны увеличен средний вес грузового поезда, и это один из лучших показателей на сети дорог. Установленное задание по производительности труда выполнено на 101, 9 процента.
Недавно на выездном заседании Правления ОАО "РЖД" в Самаре президент Компании Геннадий Фадеев подчеркнул, что главная задача железнодорожников - особое внимание к пассажирским поездам. Мы проанализировали рынок пассажирских перевозок в дальнем сообщении, и выяснилось, что по уровню прибыльности наиболее привлекательными на дороге являются направления на Москву и Санкт-Петербург, Крым и Северный Кавказ, на Нижневартовск. Спрос диктует необходимость расширения транспортных услуг в регионах Самарской области, республиках Татарстан и Башкортостан. Требуются новые маршруты в страны Западной Европы: на Берлин, Будапешт, Варну, в страны СНГ - на Киев, Душанбе, Ташкент. Для сокращения времени в пути следования актуальна организация скоростных поездов Саранск - Москва, Самара - Уфа.
По прогнозам, в 2004 - 2007 годах объем отправленных пассажиров возрастет на 2, 8 процента, пассажирооборот - на 6 процентов. Кратно увеличатся доходы от дальних пассажирских перевозок и подсобно-вспомогательной деятельности. Уже сегодня на долю фирменных поездов дороги приходится 28 процентов пассажирооборота и при этом обеспечивается 41 процент доходов. Естественно, потребовалась серьезная подготовка, чтобы обеспечить такой рост.
Для повышения качества и увеличения объема капитального ремонта пассажирских вагонов на дороге развивается ремонтная база. Так, в дооснащение базового вагонного депо Самара в 2004 году вложено более 22 миллионов рублей на приобретение технологического и диагностического оборудования. На станциях Ульяновск и Уфа специально строятся пассажирские технические станции.
И все-таки главным вопросом на повестке дня остается безопасность движения поездов. Это самый актуальный, самый главный вопрос. Одиннадцать сходов вагонов в организованных поездах по вине дороги и три проезда запрещающих сигналов свидетельствуют о неудовлетворительном положении дел. Критическая ситуация в хозяйстве пути, по вине которого произошла основная масса сходов, стала поводом для серьезного разбора состояния дел в целом на дороге. За девять месяцев удалось улучшить положение, ведь большинство нарушений было связано не только с нехваткой материалов, но и с серьезными недостатками в организации текущего содержания пути.
Принятые меры позволили снизить количество дефектных шпал, стрелочных переводов и переводных брусьев, стабилизировать положение в путевом комплексе. И как результат - в сентябре состояние пути по дороге оценивалось не выше 85 баллов.
Уже год дорога работает как филиал ОАО "РЖД". За этот период проведена огромная работа по государственной регистрации прав собственности на весь комплекс объектов недвижимости дороги, переходу на систему бюджетирования, принятию новой номенклатуры расходов и новой учетной политики Компании, переходу на проектный принцип формирования и реализации инвестиционной программы.
Мы понимаем, что без опережающего развития железнодорожного транспорта, обеспечивающего связь регионов, невозможен успешный подъем экономики страны. Отрасль, потребляющая тысячи наименований разнообразной продукции, способствует развитию машиностроения, производства стройматериалов, металлургии, энергетики и многих других отраслей.
Куйбышевская дорога приобретает продукцию на предприятиях 10 областей, способствуя их стабильной работе и развитию. Среди крупнейших предприятий-партнеров - "Самарская кабельная компания", поставляющая кабели связи, завод "Электрощит", выпускающий трансформаторные подстанции, завод "Авиаагрегат", откуда мы получаем эластомерные поглощающие цилиндры для грузовых вагонов, Самарский подшипниковый завод. Дорога взаимодействует также с пензенскими заводами "Феникс ТМ", "Пензакомпрессормаш", с предприятиями Мордовии - "ЛИСМА", "Сарансккабель", с башкирскими заводами -ОАО "Низковольтник", "Уфимсккабель", Мелеузский завод ЖБК.
Одной из стратегических целей создания ОАО "РЖД" было широкое привлечение внешних инвестиций для развития железнодорожного транспорта. Куйбышевская дорога на взаимовыгодной основе проводит активную политику по привлечению инвестиций предприятий регионов в развитие инфраструктуры дороги. К примеру, "Татнефть" участвует в развитии станции Биклянь, "Оренбургнефть" -станции Кротовка. Администрация Самарской области, "Волгатранстерминал", порт Тольятти объединили усилия с дорогой в строительстве логистического терминала в порту города Тольятти. Администрация и предприятия Самары активно участвуют в строительстве второй очереди вокзала станции Самара. Предприятия "Куйбышевазот", "Тольяттиазот", "АвтоВАЗ-транс", "Аппарель 2000" участвуют в строительстве цеха по ремонту цистерн на станции Тольятти. Администрация республики Мордовии принимает участие в строительстве вокзала на станции Саранск.
В дни празднования 130-летия Куйбышевской магистрали хочу пожелать всем работникам, специалистам, руководителям успехов и вдохновения. Вашим самоотверженным трудом все эти годы крепла и развивалась Куйбышевская железная дорога. И нет сомнения, что совместными усилиями мы успешно решим все поставленные задачи.
***
Главный федеральный инспектор по Самарской области Андрей КОГТЕВ:
- Куйбышевская железная дорога - структура, важная не только для Самарской области. Она проходит через многие регионы Приволжского федерального округа, являясь основой их стабильного социально-экономического развития.
Трудно переоценить роль отрасли и в экономическом развитии Самарской области, в обеспечении нормального ритма жизни населения. Своим трудом коллектив дороги вносит значительный вклад в укрепление экономики, развитие транспортных связей. От того, как работают железнодорожники, во многом зависит жизнедеятельность и больших городов, и отдаленных населенных пунктов.
Отрадно отметить, что юбилейный год Куйбышевская дорога встречает с хорошими производственными показателями, не снижая темпов развития. В условиях реформирования отрасли особенно важна социальная направленность в работе Компании и магистрали, их тесное взаимодействие с предприятиями и администрациями регионов.
Достаточно сказать, что в 2004 году объем заказов ОАО "РЖД" у предприятий-изготовителей Самарской области составил 2, 2 миллиарда рублей. За девять месяцев этого года в областной бюджет дорогой было внесено 866 миллионов рублей. За этими цифрами стоят труд людей, новые рабочие места, благополучие семей многих самарцев.
Большое внимание железнодорожники уделяют вопросам безопасности на транспорте. Профилактические мероприятия по антитеррористической программе на вокзалах и станциях особенно актуальны сегодня.
Мне не раз приходилось бывать в управлении Куйбышевской дороги, в едином диспетчерском центре управления, на главном железнодорожном вокзале города и в дорожной клинической больнице. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры системами безопасности позволяет говорить о высокой степени защищенности наших граждан. В этом, прежде всего, проявляется правильная инвестиционная политика президента Компании ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева, начальника Куйбышевской железной дороги Вячеслава Лемешко.
Забота о людях, внимание к проблемам ветеранов и молодежи, кадровая политика, все вопросы социального блока на контроле руководителей магистрали. И жители Самарской области по праву могут гордиться тем, что в областном центре сегодня функционируют прекрасный спортивный комплекс "Локомотив", дорожная больница. Для выпускников школ открыты двери Самарской государственной академии путей сообщения и Самарского техникума железнодорожного транспорта.
Уверен, что коллектив Куйбышевской магистрали и впредь будет успешно решать стоящие перед ним задачи, вносить достойный вклад в развитие транспортной инфраструктуры региона.
***
В дНИ празднования 130-летия Куйбышевской магистрали хочу пожелать всем работникам, специалистам, руководителям успехов и вдохновения. Вашим самоотверженным трудом все эти годы крепла и развивалась Куйбышевская железная дорога. И нет сомнения, что совместными усилиями мы успешно решим все поставленные задачи.