14 февраля 2004 года на одном из перронов Ярославского вокзала столицы в присутствии мэра Москвы Юрия Лужкова и других именитых гостей президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев и начальник Московской дороги Владимир Старостенко открыли торжественную церемонию по случаю пуска скоростной пригородной магистрали Москва-Мытищи.
- Новизна проекта заключается прежде всего в том, - подчеркнул Геннадий Матвеевич, - что по всему направлению от Москвы до Мытищ инфраструктура приведена в идеальное состояние, что обеспечивает безопасность движения, скорость, сокращение времени следования до Мытищ в два раза. Новизна и в том, что впервые в нашей стране спроектирован и построен на Московском локомотиворемонтном заводе совершенный электропоезд "Спутник", который может следовать в режиме автопилота: все системы жизнеобеспечения находятся под компьютерным контролем.
Мэр Москвы Юрий Лужков подчеркнул, что открывается движение, которое в перспективе не будет завершаться и ограничиваться только ярославским направлением. Оно получит свое развитие, поскольку это современно, комфортно и соответствует требованиям XXI века. Теперь на очереди скоростная линия Москва-Люберцы-Раменское .
- Я благодарен, - сказал в заключение Юрий Лужков, - вам, Геннадий Матвеевич, всем специалистам, которые участвовали в проектировании и сооружении скоростной трассы Москва-Мытищи. Это большой подарок Москве, москвичам, всей инфраструктуре Московского региона.
Начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко сказал:
- Сегодня вписана яркая страница в историю развития отечественного железнодорожного транспорта. Новый по своей сути проект доверили нам - коллективу столичной магистрали. Это высокое доверие мы с честью оправдали. Через несколько месяцев глава отрасли еще раз стал главным "пассажиром" "Спутника". Он проехал до Мытищ вместе с начальниками всех железных дорог, представителями Роспрофжела, отраслевых НИИ, журналистов.
Все в этом поезде для гостей было в новинку. И его непривычный внешний вид - стремительные обтекаемые формы, яркая белая окраска, большое тонированное лобовое окно и прислонно-сдвижные двери, отсутствие тамбуров в вагонах, что дает возможность увеличить вместимость салонов, и оригинальная система кондиционирования, бесшумные винтовые мотор-компрессоры, удобные стойки-поручни и кресла для пассажиров.
- Этот электропоезд воплотил в себе свыше 200 новейших разработок и запатентованных технологий, - отметил Владимир Старостенко. - Разработан он специально для эксплуатации в скоростной транспортной системе. За окнами скоростной электрички проносились элегантные остановочные пункты, павильоны, кассовые здания, пешеходные мосты, другие железнодорожные объекты. Все капитально отремонтировано, реставрировано или заново построено. Для организации скоростного движения пришлось привести в соответствие с требованиями проекта всю железнодорожную инфраструктуру, включая путевое хозяйство, систему связи, информации, пригородный пассажирский комплекс. В Мытищах фантастическое сооружение
- конкорс вызывает изумление и восхищение. Этот крытый пешеходный терминал в стиле хай-тек соединяет две части города и выходит на все четыре платформы с объектами сервиса. Его ширина - 23 м, длина - 110 м, общая площадь - 3490 кв. м.
- Пригородные перевозки должны стать безубыточными! Вы все видели, как это делается здесь, на Московской дороге, - сказал президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. - Комментарии, я думаю, излишни. Подобные скоростные транспортные системы могли бы принципиально улучшить пригородное сообщение и в других городах России с интенсивными пассажиропотоками. Не скрою, дорого! Стоимость этого проекта 3, 1 млрд. рублей. Но надо привлекать к этому важному и необходимому делу инвесторов. Создавать для тех, кто вложит в него деньги, нормальные экономические условия. Дать право инвестору иметь выгоду. Просто так ведь никто не вложит крупные средства в долгосрочный проект, окупаемость которого рассчитана на 7-10 лет. Но если мы хотим успешно завершить реформирование железнодорожного транспорта, улучшить повсеместно пригородное сообщение, преобразить весь пассажирский комплекс и создать для наших пассажиров условие обслуживания мирового уровня, другого выхода у нас нет!
Целесообразность нового проекта и его экономическую эффективность убедительно подтверждают следующие цифры. За девять месяцев текущего года доходы от эксплуатации скоростной линии Москва-Мытищи превысили 40 миллионов рублей, а прибыль от перевозок составила около 5, 5 миллиона рублей. Рентабельность "Спутника" на сегодняшний день равна 16 процентам. Всего же услугами новой линии за прошедшие три квартала воспользовались почти 3, 5 миллиона человек. "Спутник" с успехом выведен на новую орбиту. Скоро ее должны пополнить новые скоростные поезда и трассы пригородного сообщения. Столичная магистраль, как уже было сказано, новшество тиражирует. Очередь за другими дорогами.
***
Цифры и факты
Было отремонтировано 74 км пути, уложено 120 стрелочных переводов, реконструированы 33 высокие пассажирские платформы, построен четвертый главный путь на участке Москва-Ярославская-Москва-3 протяженностью 1.6 км, уложено 60 тысяч кв. метров тротуарной плитки, на 11 платформах установлены навесы, проложено 18 км волоконно-оптического кабеля связи.