"Транснефть" ищет средства для строительства нефтепровода до Тихого океана
"Транснефть" пытается сэкономить при строительстве нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. Президент компании Семен Вайншток, как сообщает Интерфакс, обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой предоставить холдингу налоговые льготы при реализации проекта Тайшет-Находка. В письме на имя главы кабинета министров г-н Вайншток отмечает, что льготы позволят снизить финансовую нагрузку на участников проекта, повысить его экономическую эффективность и сократить сроки окупаемости.
Как заявил газете "Время новостей" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, письмо было направлено в правительство в середине октября, и пока компания не получила ответа. По словам менеджера, послание к премьер-министру носило "повествовательный характер", и конкретных цифр в нем не называлось, так что в холдинге пока точно не знают, сколько теоретически удастся сэкономить при положительном решении. "Считать будем, когда получим ответ", - говорит г-н Григорьев. Он надеется, что государство предоставит компании льготу по уплате налогов на имущество, на прибыль и НДС.
Г-н Григорьев отмечает, что "Транснефть" рассчитывает на снижение налогов только в том случае, если проект строительства нефтепровода Тайшет - Находка будет предусматривать ответвление трубопровода на Китай. В этом случае межправительственные соглашения между двумя странами позволят получить транспортному холдингу льготы. Если же кабинет министров одобрит другой вариант проекта, о снижении налоговой нагрузки говорить не придется. Как заявил недавно глава экспертного управления президента России Аркадий Дворкович, решение о строительстве трубопровода правительство должно принять до 15 декабря.
Поскольку государственные чиновники неоднократно заявляли, что частных магистральных трубопроводов в России не будет, потратиться на проект, предварительная оценка стоимости которого доходит до 16 млрд долл., "Транснефти" придется самостоятельно. Поэтому в компании ищут возможные способы экономии. На днях в холдинге уже заявили, что если проект будет предусматривать ответвление на Китай, его стоимость снизится до 11 млрд долл. Дело в том, что от Тайшета до пункта Сковородино (60 км от китайской границы) мощность нефтепровода составит 80 млн тонн в год, из них 30 млн будет направляться в Китай, а 50 млн - в бухту Перевозная. Таким образом, уменьшится диаметр трубопровода от Сковородино до Перевозной длиной почти 2 тыс. км, а также мощность терминала, и это скажется на снижении стоимости проекта.
Правда, эксперты полагают, что компании не удастся сэкономить на налогах или экономия будет не очень существенной. "Последние действия правительства показывают, что в кабинете министров уверены: у компании достаточно ресурсов, чтобы самой реализовать проект за счет собственных и заемных средств", - говорит аналитик ИК "Совлинк" Лев Сныков. Как известно, в этом году г-н Вайншток неоднократно просил у правительства снизить размер дивидендов, которые получает государство, и направить средства на инвестиции, однако эта идея не нашла поддержки. Недавно президент компании снова заявил, что по итогам 2004 года компания намерена снизить выплаты в сравнении с 2003 годом, однако правительство и на этот раз может не одобрить этих планов.
В недавнем докладе Центра стратегических разработок также указывается, что у компании могут возникнуть проблемы с финансированием новых проектов. Как следует из документа, прибыль "Транснефти" в ближайшие годы будет составлять порядка 400-500 млн долл. в год, и еще около 2-2, 5 млрд долл. ей придется занимать. Средства будут привлекаться за счет проектного финансирования с возвратом из будущей выручки. Однако для этого холдингу необходимо заручиться гарантиями нефтяных компаний о поставках сырья в трубу. Однако эксперты сомневаются, что крупные нефтяные компании захотят сейчас связывать себя подобными обязательствами, создающими для них дополнительные риски, ведь недра Восточной Сибири пока практически не разрабатываются.