Минтранс считает преждевременным возведение "Шереметьево-3", "Аэрофлот" готов строить терминал без согласия государства
Руководство Международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ) на днях было обновлено. Одновременно федеральное правительство объявило о планах реконструкции "Шереметьево-2". Тем не менее эта давно назревшая перестройка фактически была принята в штыки руководством "Аэрофлота". В результате усилился конфликт между авиакомпанией и аэропортом. По-прежнему сохраняются сложные отношения между "Аэрофлотом" и компанией "Альфа-Шереметьево", выигравшей еще в прошлом году тендер на управление главными воздушными воротами страны. А самое главное, кажется, возник новый конфликт интересов - между авиаперевозчиком и Министерством транспорта.
Это тем более странно, что государству принадлежит абсолютный контрольный пакет авиакомпании.
Во всех этих конфликтах едва ли не главную роль играет упорное желание руководства "Аэрофлота" во что бы то ни стало быстрее начать строительство третьего терминала. На этот раз пострадать могут вполне взвешенные и разумные планы Минтранса реформировать "Шереметьево-2". Министерство вполне логично хочет снять имеющиеся проблемы, прежде чем бросаться в пучину нового масштабного проекта, не только не прошедшего должные экспертизы, но и не имеющего ясных источников финансирования.
Буквально на днях совет директоров МАШ принял решение начать реконструкцию второго терминала. Как пояснил министр транспорта Игорь Левитин, реконструкция "Шереметьево-2" является составной частью стратегии развития аэропорта на период до 2015 года. Частью этой стратегии является и реконструкция терминала "Шереметьево-1". Предполагается, что уже в ближайшее время будет объявлен конкурс на право модернизации систем безопасности второго терминала и связанные с этим строительные работы. Саму реконструкцию планируется начать в октябре 2005 года. Как отметил министр, "предстоящая реконструкция ни в коей мере не ущемит интересы компании "Аэрофлот" и создаст более комфортные по сравнению с нынешними условия для его пассажиров".
В частности, обещают чиновники, во время реконструкции второго терминала количество рейсов сокращаться не будет, но чартеры выведут в "Шереметьево-1". Условия конкурса пока публично не сформулированы. Неизвестна и стоимость проекта.
Что касается планов по "Шереметьево-3", то, по словам Левитина, строительство терминала бессмысленно без создания третьей взлетно-посадочной полосы. А она, в свою очередь, обойдется в дополнительные 1 млрд рублей. К таким затратам государство не готово.
Примерно в те же дни, когда проходило заседание совета директоров МАШ, произошли изменения и в руководстве "Аэрофлота". Уже третий раз за этот год. Внеочередное собрание акционеров осуществило две кадровые замены в составе совета директоров (всего 11 мест). Место помощника руководителя Администрации Президента РФ Евгения Школова занял помощник российского Президента Виктор Иванов. Кресло директора Департамента Минэкономразвития Игоря Гречухина в совете директоров "Аэрофлота" занял первый зам. гендиректора самой авиакомпании Владимир Антонов. Правда, по неофициальной информации, Виктор Иванов пока рассматривается в правительстве как основной кандидат на должность председателя совета директоров. Впрочем, дата выборов на эту должность еще не назначена.
Тем не менее, кажется, что руководство "Аэрофлота" сохраняет свои намерения как можно скорее начать строительство "Шереметьево-3". Около месяца назад неизменность этих планов еще раз подтвердил гендиректор компании Валерий Окулов. Существует и соответствующее решение совета директоров "Аэрофлота". Стоимость проекта оценивается приблизительно в 430 млн долларов.
Как сообщили в самой компании, она не располагает подобной суммой для инвестиций. Валерий Окулов говорил о том, что эти деньги будут привлекаться на финансовом рынке в виде банковских займов. (Эксперты называют сумму, равную 70% стоимости проекта).
На днях Валерий Окулов и вовсе заявил, что его компания рассматривает возможность приступить к возведению третьего терминала, не дожидаясь одобрения Минтранса.
Еще несколько месяцев назад речь велась о том, что этим проектом должна заниматься "Альфа-групп", дочернее предприятие которой выиграло в прошлом году конкурс на управление всем "Шереметьево".
Итоги конкурса до сих пор не утверждены премьер-министром, а потому "Альфа-Шереметьево" не может осуществлять на территории аэропорта никаких проектов.
Таким образом, злополучный проект по строительству третьего терминала, на который никто до сих пор не видел экологической экспертизы, уже осложнил отношения группы "Аэрофлот" с группой "Альфа", руководством самого МАШ и, наконец, Министерством транспорта РФ.
Государство является владельцем 100 процентов акций МАШ, поэтому все вопросы его развития и эксплуатации напрямую завязаны на интересы госбюджета. Поэтому только государство вправе решать судьбу аэропорта.
Именно такая позиция должна лежать в основе компромисса, который необходимо искать всем участникам упомянутых противоречий.
Пока же руководство "Аэрофлота" (51, 17% акций принадлежат государству) говорит, что ему нужнее скорейшее возведение третьего терминала, неизвестно на какие средства, закрывая глаза на застарелые проблемы "Шереметьево-2". Более того, в авиакомпании полагают, что остро необходимая реконструкция второго терминала помешает работе.
В то же время из группы "Альфа" уже прозвучало мнение о том, что именно такой выход из создавшегося положения мог бы стать наиболее разумным компромиссом.