Аэропорт Внуково - старейшее предприятие Московского авиаузла - переживает период масштабной реконструкции.
После того как в ноябре 2003 года федеральный пакет акций аэропорта (60,88%) был передан Правительству Москвы, столичными властями были разработаны план и концепция всего аэропортового комплекса. Согласно плану комплексного развития реконструкция будет проводиться в три этапа и завершится в 2015 году. Общий объем инвестиций составит более 1,3 млрд дол. Проект финансируется из федерального и городского бюджетов, привлечены и частные инвестиции.
...В том, что Внуково переживает второе рождение, можно было убедиться еще при подъезде к аэропорту по Киевскому шоссе - строительные работы ведутся с размахом и практически по всему комплексу.
В тот день ход и качество проводимых работ контролировал первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов. Он осмотрел строительство второго паркинга, стоянки для ВС, терминал, где сооружались выходы на транспортную стоянку.
- К концу года аэропорт примет еще более современный вид, - говорит Петр Николаевич, - и с точки зрения технической, и с точки зрения организационной. Сейчас заканчивается строительство посадочных галерей, по которым пассажиры смогут из терминала проходить на борт самолета. У меня были некоторые замечания, касающиеся сроков выполняемых работ и их качества, но в целом все идет в соответствии с теми планами, которые мы утвердили на совете директоров и градостроительном совете города.
К сожалению, Петр Аксенов не смог уделить журналистам много времени - его уже ждали на совещании, на котором рассматривались вопросы строительства подземного вокзала и тоннеля, соединяющего железнодорожную станцию с действующим международным терминалом и с тем, который еще предстоит построить. А также - строительства центральной улицы до соединения с Боровским шоссе. При этом, подчеркнул первый заместитель мэра, вопросы безопасности аэропортового комплекса в связи с ведущейся реконструкцией выдвигаются на первый план.
Очевидно, что важное место в концепции развития Внуково занимает реконструкция аэродромного комплекса, проводимая за счет средств федерального правительства. По оценкам экспертов, проектная стоимость составляет 110 млн дол. Предусмотрено увеличение одной из двух имеющихся взлетно-посадочных полос до 3860 метров, что позволит принимать в аэропорту все типы воздушных судов по метеоминимуму III категории ЮАО. Запланировано также строительство 32 новых стоянок для широкофюзеляжных самолетов.
Масштабная реконструкция аэропорта предполагает и благоустройство жилой части поселка Внуково. Помимо решения транспортных проблем, до 2007 года во Внуково будут построены гостиничный комплекс, культурно-развлекательные заведения, рестораны, торговые центры.
Руководство ОАО "Аэропорт Внуково", которое, по сути, является исполнительным органом основного акционера - Правительства Москвы, рассчитывает что реконструкция аэропортового комплекса приведет к увеличению пассажиропотока. И уже сейчас значительно активизировалась деятельность авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты из Внуково, увеличились и чартерные рейсы. Расширяется география полетов регулярных перевозчиков, развиваются контакты с российскими и зарубежными авиакомпаниями.
Особое внимание уделяется построению новой маршрутной сети аэропорта. Это позволит не только максимально удовлетворить запросы иностранных перевозчиков, которые заинтересованы в удобных стыковочных рейсах по России, но и учесть интересы российских авиакомпаний по увеличению пассажирооборота. В настоящее время более 100 российских и международных авиакомпаний летают отсюда по более чем 200 маршрутам. Ежедневно из Внуково выполняются свыше 80 регулярных и десятки чартерных рейсов по России, СНГ и в пункты дальнего зарубежья.
Москва? Совсем рядом...
Одна из приоритетных задач - это интеграция аэропорта в инфраструктуру Москвы. Аэропорт располагается всего в 11 км от МКАД и в 28 км - от центра столицы, что является неоспоримым преимуществом Внуково перед другими аэропортами Московского авиаузла. Кроме того, он расположен на самой высокой точке (204 м над уровнем моря), и это дает аэропорту приоритет при неблагоприятных погодных условиях.
Добраться из центра города до аэропорта можно всего лишь за 20-30 минут. При наличии, разумеется, скоростных автомагистралей. До аэропортового комплекса пассажиры могут доехать по трем шоссе - Киевскому, Минскому и Боровскому. В настоящее время ведется реконструкция Киевского шоссе с расширением автомагистрали до четырех полос движения в каждом направлении. Кроме того, на подъезде к аэропорту и в поселке Внуково будут построены транспортные развязки. Для решения транспортной проблемы Правительство Москвы намерено в ближайшее время начать реконструкцию Боровского шоссе. Для того, чтобы избежать пробок, по Ленинскому проспекту будет организовано бессветофорное движение автотранспорта.
Стремясь решить проблему подъездных путей к Внуково, Правительство Москвы задумало построить линию так называемого легкого метро, которая свяжет аэропорт со станцией метро "Юго-Западная" и пройдет по жилым районам Солнцево и Переделкино. Планируется также строительство монорельсовой железной дороги, которая в дальнейшем должна объединить все аэропорты Московского авиаузла.
В августе началось движение электропоездов от Киевского вокзала до станции "Аэропорт Внуково". На втором этапе реализации этого проекта, который будет завершен в начале будущего года, на Киевском вокзале откроется терминал, в котором пассажиры смогут зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, пройти пограничный и таможенный контроль и с ручной кладью прибыть на железнодорожном экспрессе в аэропорт. От станции до аэропортового терминала их доставит автобус.
Конечная цель - создание скоростной интермодальной системы, когда электропоезда будут прибывать на платформу, построенную непосредственно в аэровокзальном комплексе. Тогда добраться до внуковского аэропорта можно будет менее чем за 20 минут.
Событием стало открытие в апреле нового международного терминала площадью 25 тыс. кв. м. Терминал оснащен трехуровневой системой сервисного обслуживания: на первом осуществляется регистрация на рейсы и выдача багажа, второй - для прилетающих и транзитных пассажиров, на третьем располагается зона вылета. Для перемещения по этим уровням пассажиры могут пользоваться трансляторами, лифтами и эскалаторами. В терминале работает один телетрап на прилет и вылет, к концу года планируется сдача в эксплуатацию посадочной галереи еще на пять телетрапов. Проектная пропускная способность - более 1200 пассажиров в час, или 4 млн человек в год.
В дальнейшем по плану реконструкции этот терминал будет использоваться для внутренних линий, а для международных будет сооружен новый общей площадью более 120 тыс. кв м и пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Общая сумма инвестиций в строительство пассажирского аэровокзала составит около 300 млн дол.
Сейчас проводится ремонт в действующем терминале для внутренних линий.
Главным заказчиком работ выступает ОАО "Аэропорт Внуково", а финансирование их идет через ОАО "Международный аэропорт Внуково" с участием ряда коммерческих структур и Правительства Москвы. Именно эта организация занималась проектированием, строительством и организацией деятельности международного терминала, который преобразил лицо комплекса. Используя современные технологии обслуживания пассажиров и авиакомпаний, специалисты ОАО "Международный аэропорт Внуково" вводят новые стандарты в работу комплекса. Совместно с руководством ОАО "Аэропорт Внуково" разработаны новые методы управления высокотехнологичным предприятием. Помогают и иностранные партнеры - компания SNC Lavalin, разрабатывающая концепцию облика аэропорта, и Lufganza Consalting.
Разработкой комплекса сервисных услуг для авиакомпаний и пассажиров, а также созданием инфраструктуры сложного хозяйственного механизма занимается ОАО "Внуково-Инвест", которому принадлежит 38% акций ОАО "Аэропорт Внуково". Это предприятие с участием Правительства Москвы занято в строительстве практически всех объектов, предусмотренных проектом реконструкции аэропорта. Усилиями "Внуково-Инвест" в октябре прошлого года на привокзальной площади был сооружен первый в российских аэропортах крытый многоэтажный паркинг, который сейчас заполняется на 100%. Кроме того, до 2007 года планируется соорудить еще четыре паркинга - второй уже строится на 4 тыс. машино-мест. На привокзальной площади, там, где почти 30 лет высится памятник самолету Ту-104, появится гостиничный комплекс на 900 мест, соединенный галереей с аэровокзалом. В непосредственной близости от аэровокзала планируется построить административное здание, где будут размещаться персонал аэропортового комплекса и представительства авиакомпаний. Завершается проектирование Центра технического обслуживания деловой авиации во Внуково-3.
...Ну а какова судьба памятника легендарному самолету Ту-104 - первенцу реактивной пассажирской авиации Аэрофлота, установленного в 1976 году в честь 20-летия с начала его эксплуатации? Со старого места его пришлось убрать, поскольку там, где установлен постамент, будет проложена скоростная автодорога, которая напрямую свяжет Киевское шоссе с привокзальной площадью. Из-за здания строящегося паркинга пока можно увидеть этот один из первых реактивных Ту-104 - его уже скатили с постамента и отстыковали крылья. Вскоре его доставят на Внуковский авиаремонтный завод для реставрации, а затем установят в поселке Внуково на улице Центральная.
Первым делом - безопасность
Повышенное внимание уделяется сегодня обеспечению авиационной безопасности. Это и понятно - статус правительственного аэропорта обязывает обеспечивать беспрецедентные меры безопасности как авиационного движения в районе авиаузла, так и в аэропортовом комплексе в целом. Еще в 2000 году во Внуково был создан антитеррористический штаб, в который вошли представители всех силовых структур, координирующий работу службы авиационной безопасности аэропорта, ЛОВД и авиакомпаний.
Несомненно, что основной задачей является организация защиты деятельности аэропорта от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. По оценкам специалистов, оборудование, которым оснащены входы в международный терминал, таможенная и пограничная зоны, новейшие высокотехнологичные приборы делают невозможным пронос в здание аэровокзала, а тем более на борт воздушного судна оружия, наркотиков и других запрещенных к перевозке предметов.
Как известно, с 1 октября согласно приказу руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Нерадько в аэропортовом комплексе Внуково введены новые правила предполетного досмотра. Теперь в терминал так просто не пройдешь - тебя заставят снять верхнюю одежду, свитер, ремень, обувь.
...Рассказать о том, как обеспечивается безопасность в аэропорту после всем памятных августовских терактов, замгендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" - директор по авиационной безопасности Борис Терехов вначале ни в какую не соглашался, ссылаясь на свое суеверие и особую специфику вверенного хозяйства. Но потом снизошел все-таки к мольбам журналистов и лаконично раскрыл кое-какие секреты, утаив, естественно, нюансы специфики работы своей службы, дабы ненароком не оказать услугу потенциальным злоумышленникам.
- В нашем аэропорту, как, я полагаю, и во всех аэропортах Московской воздушной зоны, используется многоуровневая система защиты, - рассказывает Борис Терехов. - Это многоуровневая система видеонаблюдения, начиная от привокзальной площади и кончая аэровокзальным комплексом и перроном. При входе в здание терминала пассажиров встречают рентгенотелевизионные интроскопы - стационарные рамочные и переносные металлодетекторы, газоанализаторы взрывчатых веществ. Кроме того, используется кинологическая служба.
Итак, на борт ВС можно попасть, благополучно миновав четыре уровня контроля: первый - на вокзальной площади, второй - при входе в терминал, третий - на спецконтроле и четвертый - при посадке в самолет.
Из внуковского аэропорта много рейсов выполняется в южном направлении, поэтому, заметил Б. Терехов, служба безопасности вынуждена применять некоторые дополнительные меры для обеспечения безопасности вылетающих пассажиров.
Кинологическая служба представлена собаками разных пород: ротвейлер, овчарка, есть и дворняга. Вскоре к ним добавится еще десять собак, специально натасканных на поиск взрывчатых веществ. Что касается недавно закупленных службой аэропорта Шереметьево собак помеси лайки с шакалом, то у них повышенная чувствительность, неплохая выносливость - ведь обычно собака может работать не более 40 минут, после этого она ложится, и минимум два часа ей необходим отдых. Однако еще надо посмотреть, насколько хорошо эта порода проявит себя в шереметьевском аэропорту.
Уже на подъезде к аэропорту все транспортные средства попадают в поле зрения сотрудников милиции - по периметру Внуково построена патрульная дорога, оборудованная охранной сигнализацией с единым диспетчерским пунктом. При 3-м отделе ГИБДД Москвы образовано спецподразделение для обслуживания подъездных магистралей к аэропорту. За площадью перед терминалом и многоэтажным паркингом ведется наблюдение посредством системы промышленного телевидения в режиме реального времени. Это позволяет максимально контролировать ситуацию на ее территории. Постоянно патрулируют территорию аэропортового комплекса сотрудники милиции с собаками.
...Из всего увиденного можно заключить, что усилия проектировщиков и строителей во Внуково направлены на создание авиаузла нового поколения, соответствующего всем общемировым стандартам качества.