Трубопровод в Китай оставит "Транснефть" без транзита
Казахстан приступил к строительству экспортного трубопровода в Китай, имеющего большое значение для целого ряда стран, в том числе и России. Традиционное западное направление казахского экспорта, по которому нефть идет транзитом через Россию, будет заменено восточным маршрутом. Вполне возможно, что поток каспийской нефти, который уйдет на Восток, уведет с собой и ощутимую часть российского сырья.
Минпромэнерго готовится к сюрпризам
Семен Вайншток, президент "Транснефти", заявил в конце октября на 4-й Всероссийской неделе нефти и газа: "В настоящее время сложился профицит трубопроводной системы "Транснефти". Он составляет более 13 млн тонн в год". Тем не менее "Транснефть" планирует продолжить строительство новых трубопроводов.
Однако уровень избыточности мощностей "Транснефти" будет теперь расти не только благодаря развитию инфраструктурных проектов в России. Крупнейший иностранный клиент "Транснефти" Казахстан начал осенью строить свой первый экспортный трубопровод, минуя Россию, - в Китай. Протяженность трубопровода Атасу-Алашанькоу составит 988 км, пропускная способность - 10 млн тонн на первом этапе с перспективой расширения до 20 млн тонн в год, а в отдаленном будущем - даже до 50 млн тонн. Строительство должно быть завершено в конце следующего года, а первые поставки нефти Казахстан надеется начать в 2006 году.
Для строительства создано ООО "Казахстанско-Китайский трубопровод" (ККТ), учредителями которого стали крупнейшая нефтетранспортная компания Казахстана "Казтрансойл" и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа с долями участия по 50 %. На первом этапе ККТ планирует транспортировать нефть из Южно-Тургайского бассейна Казахстана и западносибирскую "легкую" нефть. По словам высокопоставленных казахских чиновников, в случае согласия российских экспортеров объем прокачки их сырья по ККТ может составить 30 млн тонн в год.
Виктор Христенко, министр энергетики и промышленности России, отзывается об этом проекте без восторга: "Наши (России и Казахстана. - "Ъ") перспективы по добыче и направлениям должны быть на как можно более ранней стадии известны друг другу и согласованы. Тогда мы будем, с одной стороны, лишены сюрпризов, с другой стороны - готовы к любым вариантам развития событий". За этими словами кроется опасение того, что казахский нефтяной экспорт "утечет" из-под контроля России.
КТК будет нечего качать
Поставки нефти из Казахстана в Китай постоянно растут (см. таблицу), но перевозки, так же как и из России, пока осуществляются только железнодорожным транспортом. Экспортерами выступают АО "СNРС-Актобемунайгаз", действующее в северо-западном Казахстане и принадлежащее China National Petroleum Corpration (CNPC), а также канадская PetroKazakhstan, работающая на юге центральной части страны.
Обе эти компании должны стать поставщиками нефти для будущего трубопровода. Тем более что по железнодорожному маршруту Атасу-Алашанькоу PetroKazakhstan уже отправляет часть своей нефти. В ближайшем будущем этот маршрут будет работать так: разными видами транспорта казахская нефть будет доставляться до Атасу, а там уже перекачиваться в трубопровод для отправки в Китай.
Источник, близкий к PetroKazakhstan, сообщил: "Мы рассматриваем китайский рынок как перспективный, собираемся работать на нем и использовать трубопровод Атасу-Алашанькоу, если условия транспортировки будут коммерчески привлекательными". Однако нынешние объемы казахского экспорта в Китай намного ниже ожидаемого уровня загрузки трубопровода в Алашанькоу даже на первом этапе. Будущий трубопровод окажется "сухим", если Казахстан не развернет свои экспортные потоки с запада на восток.
Отметим, что "СNРС-Актобемунайгаз" и PetroKazakhstan могут значительно увеличить свои поставки в трубопровод Атасу-Алашанькоу, перенаправив в него нефть, поставляемую по другим маршрутам. Например "СNРС-Актобемунайгаз" экспортирует основную часть нефти по магистрали Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из терминала Южная Озереевка на берегу Черного моря. PetroKazakhstan отправляет часть своей продукции в Иран и Узбекистан, а сырье, добытое в равных долях с ЛУКОЙЛом в рамках СП "Тургай Петролеум", также по трубопроводу КТК. В общей сложности в ближайшие годы эти экспортеры ежегодно будут отправлять примерно 5 млн тонн нефти в трубопровод КТК.
Месторождения "СNРС-Актобемунайгаза" соединены с узловой нефтетранспортной станцией Атырау, а через нее с КТК - трубопроводом от месторождения Кенкияк. Несомненно, что CNPC приложит все усилия, чтобы изменить направление экспорта с западного на восточное, как только этого потребует от нее правительство КНР. PetroKazakhstan свободен в выборе маршрута. Но до Атасу он доставляет свою нефть по реверсированному трубопроводу Павлодар-Шимкент-Туркменабад, а до Атырау - по железной дороге за многие сотни километров. Экспорт в Китай будет для компании более выгодным, чем транзит через Россию. Между тем консорциум КТК несколько недель назад принял решение расширить свой трубопровод с 28 млн до 67 млн тонн в год на фоне претензий России в хронической незагруженности этого маршрута (ей в КТК принадлежит 24 % акций). Отказ даже нескольких пользователей от использования магистрали (что вполне вероятно) чреват значительными финансовыми и политическими потерями для трубопроводного консорциума.
Азербайджанско-китайский транзит
Отказ от прокачки нефти в западном направлении по трубопроводу Кенкияк-Атырау позволит его реверсировать, что и планируют инициаторы проекта. Такой поворот сделает технически досягаемыми для подключения к трубопроводу в Китай прибрежные и морские месторождения Казахстана. Например, береговое месторождение Северные Бузачи, где CNPC делит пополам продукцию с компанией Nelson Resources, близкой к руководству казахской госкомпании "Казмунайгаз". В рамках этого проекта ожидается добыча к 2011 году более 2 млн тонн нефти в год.
Еще более значительные объемы Астана и Пекин рассчитывают получить для азиатского трубопровода от месторождения Кашаган на казахском шельфе Каспийского моря. Ежегодный уровень добычи на нем уже к 2010 году может составить 22, 5 млн тонн. CNPC пыталась в 2003 году купить у British Gas ее долю в этом проекте (16.67 %) через свои дочерние компании, но потерпела неудачу из-за возражений со стороны других его участников. Однако теперь ее хочет купить Казахстан, в частности, для того, чтобы подключить кашаганскую нефть к трубопроводу Атасу-Алашанькоу.
Осуществление этих планов означает еще большее сокращение поставок казахской нефти в КТК. Но пострадать может и другой транспортный проект: доставки танкерами кашаганского сырья к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) с пропускной способностью 50 млн тонн в год. Загрузка казахской нефтью этого трубопровода, по которому нефть будет, минуя Босфор, уходить в средиземноморский порт Джейхан, является важным фактором обеспечения его рентабельной работы.
Скорее всего, появление трубопровода из Казахстана в Китай изменит и экспортную политику китайских инвесторов в Азербайджане. Они участвуют здесь в пяти проектах по добыче нефти и экспорту ее на Запад, и власти Азербайджана ожидают, что по БТД пойдет и то сырье, которое они будут добывать в стране. Но теперь есть вероятность того, что через несколько лет танкеры с нефтью будут пересекать Каспийское море не с востока на запад, как сейчас, а в противоположном направлении. Ну а затем азербайджанская нефть по казахскому экспортному нефтепроводу будет уходить в Китай.
Возможности чужих проектов
Весной Семен Вайншток говорил, что отечественным экспортерам неинтересен маршрут в Китай через Казахстан. Эти заявления были сделаны после того, как казахские чиновники в очередной раз предложили российским компаниям воспользоваться трубопроводом Атасу-Алашанькоу для экспорта в Китай их нефти.
Но теперь Виктор Христенко утверждает: "Присоединение России к нефтепроводу Казахстан-Китай в значительной степени будет зависеть от условий, которые будут связаны с его эксплуатацией. Мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу, в том числе и для того, чтобы обеспечить совершенно четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта".
Это означает, что Россия будет строить свою политику в отношении этого маршрута таким образом, чтобы транзит казахской нефти по ее территории не прекращался. Министр фактически признал, что Россия зависима в своих транспортных проектах от Казахстана. Несмотря на то что Минпромэнерго не торопится одобрить поставки российской нефти в Китай через Казахстан, поданным источников в правительстве Казахстана, в прошлом году российские компании использовали территорию этой страны для экспорта своей нефти в КНР.
Российские власти игнорировали транспортные проекты Баку-Супса (порт в Грузии на берегу Черного моря) и БТД, теперь Атасу-Алашанькоу. Но первый трубопровод построен, второй будет запущен в ближайшее время, третий начинает строиться. Россия утрачивает транзитное влияние, доставшееся ей по наследству от СССР, и не хочет использовать для собственного экспорта новые возможности, открытые чужими проектами. Впрочем, нефтяные компании России вряд ли их проигнорируют. В их планах как транспортировка нефти в порты Средиземноморья через БТД, так и использование казахского нефтепровода для экспорта нефти в Китай, поскольку до сих пор неизвестно, когда "Транснефть" построит собственный маршрут для прокачки нефти в этом направлении.
***
Поставки нефти из Казахстана в Китай
Год/2002/2003/2004
Объем (млн т)/0, 763/1, 186/1, 5*
Источник: комитета статистике Казахстана. *Прогноз.