Планы Рижской думы превратить Андрейсалу из промышленной зоны в элитарный жилой район известны давно, но долгое время они существовали лишь на словах. На днях мэр Риги Гундар БОЯРС сообщил о первых готовящихся мероприятиях: перенести товарную железнодорожную станцию Рига-Краста на Кундзиньсалу. Как выяснила , латвийские экспедиторы и стивидоры к подобной перспективе пока относятся настороженно. По их мнению, необходимо тщательно продумать все детали переезда, чтобы его последствия как можно меньше повлияли на транзитный поток.
Товарная станция Рига-Краста является сегодня главной на территории Рижского свободного порта. Узел на ул. Экспорта используют 44 из 72 экспедиторских компаний, доставляющих товары в столичную гавань по железной дороге. Как сообщили в ГАО Latvijas dzelzcels, за первые 10 месяцев текущего года через Рига-Краста прошло почти 7 млн. тонн грузов, из которых 6 млн. - это уголь. Для сравнения: станция Мангальсала за тот же период пропустила только 2, 6 млн. тонн, а Зиемельблазма - 1, 5 млн. тонн.
"Перенос станции в первую очередь - это политическое решение, один из этапов дорогостоящего проекта реорганизации Рижского свободного порта. Здесь, безусловно, потребуется комплексный подход к проблеме, поскольку преобразования предполагают не только перемещение железнодорожной инфраструктуры, но и многих других объектов - терминалов, складов, причалов и т.д." , - рассказал директор Железнодорожного департамента Министерства сообщения Янис Эйдукс. По предварительным расчетам, процесс освобождения 39 га Андрейсалы от портовых мощностей займет не меньше 5-10 лет, но станцию Рига-Краста могут закрыть гораздо раньше - в течение ближайших 2-3 лет.
Пресс-секретарь ГАО Latvijas dzelzcels Бирута Сакса пояснила , что сейчас еще рано говорить о конкретных планах "переезда". К апрелю-маю 2005 года должна завершиться разработка эскизного проекта новой станции, и лишь после этого можно будет назвать точные сроки и объем инвестиций.
Однако мысли о грядущих преобразованиях уже сейчас тревожат стивидоров и экспедиторов. "Рига-Краста - очень удобная для работы станция. Здесь короткое плечо подачи груза от железнодорожного состава до складов и судов, что важно для нас, поскольку мы платим за каждый километр" , - рассказал в беседе с представитель компании Hanza Juras agentura Валентин Борисов. К тому же на Андрейсале находятся единственный в Латвии портовый зерновой элеватор, складские помещения, весы для взвешивания навалочных грузов и т.д. По словам г-на Борисова, чтобы новая станция на Кундзиньсале могла нормально функционировать, необходимо как минимум 8-10 железнодорожных путей.
Каким образом город намеревается перевезти огромное хозяйство из центра на Кундзиньсалу, неясно пока и руководителям других латвийских предприятий.
"Мне хорошо знаком этот план, - говорит генеральный директор Baltrans Валентин Евстигнеев. - Строительство нового железнодорожного узла на Кундзиньсале велось еще в советские годы, и в 1985 году станция была практически готова. Но сейчас там все разобрано. Прежде чем собираться ликвидировать стратегически важные объекты на Андрейсале, нужно построить аналогичные в другом месте, так как закрытие станции Рига-Краста негативно повлияет на деятельность таких компаний, как Rigas Centralais terminals, Strek и Baltic Container Terminal". По его мнению, разговоры о предстоящем проекте отрицательно сказываются на бизнесе. Зарубежные партнеры, и в особенности россияне, не хотят рисковать и опасаются транспортировать грузы через латвийскую столицу.
Нецелесообразными ожидаемые изменения назвал в интервью и глава OOO Kompass tranzits Олег Чепульский. "Сейчас Рижский порт находится на подъеме. По сравнению с прошлым годом объемы перевалки выросли на 10%, причем в основном за счет угля и других навалочных грузов. Перенести всю деятельность из центра на Кундзиньсалу, где пока нет нормального транспортного сообщения, значит остановить развитие гавани" , - считает г-н Чепульский.