СТАБФОНД ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН

РОССИИ НУЖНА СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА В XXI ВЕК

Согласно результатам недавно проведенного международного исследования конкурентоспособности и бизнеса, Россия получила высокую оценку по категориям "предпринимательство" и "основные условия, необходимые для создания динамично развивающихся и конкурентоспособных предприятий". Это означает, что наша страна имеет все шансы в мировой конкурентной борьбе. Однако для полного раскрытия человеческого потенциала россиян нужна серьезная корректировка экономической политики. В первую очередь это отказ от идеологии старого скупого рантье, который боится не просто рисковать, но и вылезти из своего убогого жилища. Именно на него похоже, к сожалению, наше Правительство.

Данные международного исследования не могут не вызвать удивления: мы уже давно отвыкли от высоких позиций нашей страны в международных рейтингах. Однако если посмотреть на ситуацию более пристально, ничего удивительного в этом нет. Основные конкурентные преимущества России по сравнению с другими странами - это ее граждане и их готовность рисковать. Последнее - весьма важное условие для достижения успеха в бизнесе. Человеческий фактор и склад ума, необходимые для занятий предпринимательством, крайне сложно изменить, а еще сложнее начать развивать их "с нуля".

При этом некоторые развитые страны, такие, как например, Норвегия, получили намного более низкую оценку. А результат на самом деле не удивляет. После распада СССР россиянам пришлось преодолевать серьезные препятствия, пережить жизненную ломку, связанную с масштабной сменой эпох. Во всем мире ценят высококачественную российскую систему образования, выпускники которой получают хорошую подготовку для жизни и технические навыки. В мире существует не так уж много стран, где молодые люди берут на себя столько ответственности уже на начальном этапе своей карьеры.

Основные элементы исследования предпринимательства, разработанного компанией Monitor Group, измеряют корреляцию между различными переменными и успешной предпринимательской деятельностью. Методика и результаты ставят под вопрос многие стереотипные представления, высказываемые учеными, политиками и бизнесменами, выявляя те факторы, которые на самом деле способствуют бурному развитию малого и среднего бизнеса. В частности, невысока эффективность таких традиционных программ, как "бизнес-инкубаторы".

Данную проблему необходимо рассмотреть более детально, ибо российское Правительство продолжает разрабатывать стратегию содействия развитию малого бизнеса, причем делает это в отрыве от промышленной и инновационной политики.

К сожалению, Россия пока не может похвастаться успехами в деле развития малого и среднего бизнеса. Административные барьеры, отсутствие доверия к судебной системе, предпринимательству, личному успеху и богатству, еще распространенное в широких слоях населения, не дают малому бизнесу подняться на ноги.

Кроме того, не следует недооценивать также последствия банковских кризисов. Концепция, предусматривающая обязательное наличие менеджера, управляющего деньгами других людей, России чужда. Несмотря на емкий внутренний рынок, колоссальные природные ресурсы, наконец, изобилие нефтедолларов и средств, поступающих за счет продажи на мировых рынках иного сырья, в стране остро ощущается недостаток акционерного капитала, который смог бы финансировать развитие и увеличить капитализацию предприятий. Фондовый рынок пока развит недостаточно, и это, в свою очередь, означает, что у малых и средних предприятий отсутствует страх утерять контроль над своим предприятием, даже если у них плохой менеджмент. Основой высокоразвитых финансовых рынков является доверие, неприкосновенность частной собственности и независимая судебная система, в рамках которых предприниматели получают доступ к денежным средствам.

Пока Россия будет продолжать занимать ведущие места в списке самых коррупционных стран мира, иностранные инвесторы, которые могли бы внести важный вклад в дело интеграции страны в мировую экономику, сохранят свой скептицизм и по отношению к нашей стране. Сравнение России и Китая, где условия также далеко не идеальны, но, несмотря на это, страна за последние годы привлекла в десятки раз больше инвестиций, чем Россия, весьма поучительно.

Пока не будет проведена пенсионная реформа, направленная на создание источников долгосрочного инвестирования в виде частных акционерных и венчурных фондов, а также рынка капитала развития, таких, как германский Neuer Markt ("Новый рынок") или американский NASDAQ; пока богатые частные инвесторы не осознают, что профессиональные менеджеры могут ответственно принимать обоснованные и правильные решения по вопросам инвестиций, капитал, необходимый для поддержки новых инвестиционных проектов, вряд ли появится. А международные финансовые институты, как, к примеру, МВФ и ЕБРР, в этом не помогут.

Поэтому сейчас самое время изменить экономическую политику, обеспечив стабильность в целях расширения горизонта планирования, выводя его за пределы 2-3-летнего периода, который - и это в лучшем случае - применим в нынешних условиях. Необходимо либерализовать инвестиционные требования с тем, чтобы государственные пенсионные фонды получили возможность инвестировать в частные ценные бумаги.

Особое внимание следует уделить антимонопольной политике в целях избежания дальнейшей концентрации важнейших секторов экономики в руках финансово-промышленных групп, например, в ходе реструктуризации энергетического сектора, реформирования железнодорожного транспорта и других приватизационных процессов.

И, конечно, нельзя не вспомнить про имеющиеся у страны колоссальные финансовые ресурсы, которые лежат без дела, а точнее, работают на наших стратегических конкурентов. Речь идет о пресловутом стабилизационном фонде, средства которого инвестируются в ценные бумаги США и европейских стран под 2 - 2, 5 % годовых. При этом Россия расплачивается по внешним долгам по ставке 7, 8 -10 % годовых. Столь абсурдную, идущую вразрез с интересами государства политику не могут себе позволить проводить даже самые процветающие страны мира, не имеющие таких острых социальных проблем, как Россия, и не нуждающиеся в проведении структурных реформ и развитии новых наукоемких производств.

Страны Персидского залива на полученные нефтедоллары превращали свои пустыни в цветущие сады. Норвегия создала специальный "Фонд будущих поколений", обеспечив всем своим гражданам безбедное существование. Но наше Министерство финансов копит нефтедоллары в чулке на черный день, уверяя, что якобы при падении цен на нефть за счет средств стабфонда можно будет избежать кризиса. При этом неважно, что мы несем огромные потери на инфляции, низком проценте доходов и падении курса доллара. Неважно, что на средства стабилизационного фонда можно было бы развить новые производства, диверсифицировав экономику, сняв ее зависимость от "нефтяной иглы". А ведь в этом случае падения мировых цен на нефть можно было бы вообще не бояться. На худой конец, можно было просто погасить внешний долг за счет этого фонда, что стало бы лучшим подспорьем в случае кризиса и возможного падения цен на "черное золото".

Но - увы. В октябре Правительство внесло изменения в бюджет текущего года, согласно которым к 31 декабря размер стабилизационного фонда составит 397 млрд. рублей вместо запланированных 83 млрд. Государственная Дума, конечно, послушно приняла это предложение. Ранее политической воли и веса нового премьера и вице-премьера хватило лишь на то, чтобы установить возможность расходования средств фонда в случае, если его размеры достигнут 500 млрд. рублей. Минфин же намеревался вообще не трогать "священную корову", доведя к 2007 году объем стабилизационного фонда чуть ли не до размеров совокупного бюджета страны.

Таким образом, к концу I квартала 2005 года Правительство может запустить руку в заветную "копилку". Необходимо предпринять все усилия, чтобы это стало лишь поводом для полной ликвидации безумия правительственных финансистов под названием "стабилизационный фонд", которое может обойтись стране, да и уже обходится ей так дорого. Часть средств необходимо направить на досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании внешних долговых обязательств России. Другую часть следует потратить на решение наиболее острых социальных проблем: например, на компенсацию льгот по оплате услуг ЖКХ, про которую почему-то "забыли", рассматривая пакет о замене льгот денежными выплатами. Есть и другие, не менее важные проблемы, которые требуют средств: ликвидация беспризорности, помощь многодетным матерям-одиночкам и детям-инвалидам, оснащение службы скорой медицинской помощи самыми необходимыми лекарственными препаратами и медицинской техникой, которые сегодня в ее арсенале отсутствуют.

Из третьей части бывшего стабилизационного фонда необходимо создать своеобразный фонд будущего развития и его средства направить на финансирование перспективных инновационных проектов, которые смогут обеспечить технологический прорыв России в XXI веке.

У страны есть выбор. Либо она будет создавать условия, когда успех в большей степени зависит от качества, знаний, умений и менее от того, с кем знаком тот или иной чиновник, либо экономика утеряет талантливых потенциальных предпринимателей, которые могли бы поднять благосостояние миллионов россиян, особенно в регионах. Бездействие властей или их неспособность осознать всю остроту накопившихся социальных проблем на долгие годы могут отбросить Россию на обочину мировой цивилизации.

Рисунок Игоря Керемецкого.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости