В конце декабря должно состояться торжественное открытие новых электрифицированных подходов к порту Высоцк.
Финансирование строительства ведется компанией Лукойл для обеспечения транспортировки нефтепродуктов на морской терминал, предназначенный для перевалки 10,75 миллиона тонн нефтепродуктов в год.
Строительство в Высоцке в некоторой степени интернациональное. Фирма Лукойл привлекла для него кредит американского инвестиционного фонда НВК в размере 225 миллионов долларов. В работах принимают участие белорусские строители.
Первая очередь терминала была торжественно сдана в эксплуатацию 16 июня этого года. Кнопку на пульте тогда нажал сам премьер-министр РФ Михаил Фрадков, дав старт закачке нефти в танкер "Калининград". Пока терминал используется для поставок нефти и газойля в Европу. Но когда будет пущена вторая очередь терминала, заработают все три комплекса и новый большегрузный причал, начнутся массовые поставки нефтепродуктов в США.
Строительство обводной ветки от Верхне-Черкасово до Высоцка началось в апреле. Ведется оно темпами более чем впечатляющими. На перегонах трудятся и путейцы, и электрификаторы, и работники хозяйства сигнализации, централизации и блокировки. Множество путевых машин самых разных марок, железнодорожных и автомобильных кранов сконцентрировано на этой громадной строительной площадке. В роли генерального подрядчика выступает "Севзапстроймеханизация", изрядную часть коллектива которой составляют выходцы из БСК. Общий контроль осуществляет первый заместитель начальника Октябрьской дороги Геннадий Верховых.
Строительство ведется в сложных условиях. Иольдивые грунты с нулевой несущей способностью, по сути - болото. Чтобы проложить здесь железнодорожный путь, в его основание пришлось вбить пять тысяч мощных 14-метровых железобетонных свай. Контактная сеть на этом участке тоже особая. Опоры ее крепятся к фундаментам глубиной десять метров.
Надежность должна быть такая, чтобы обеспечить проследование поездов весом до 6000 тонн до станции Пихтовая на электрической тяге. Для этого необходимо электрифицировать 18,6 километра эксплуатационной длины пути, установив 224 опоры контактной сети. От Пихтовой до Высоцка к терминалу составы поведут тепловозы. Это позволит обеспечить подвоз пяти миллионов тонн нефтепродуктов в год.
Для увеличения объемов перевозок до 12 миллионов тонн необходимо будет построить новую тяговую подстанцию в Попово, электрифицировать пути до Высоцка, удлинить приемоотправочные пути до 1050 метров. Завершающими аккордами должны стать сооружение соединительной ветки от Нефтяной до Высоцка и электрификация участка Блокпост 124-й километр-Выборг. Закончить все работы планируется к 2006 году. Институт "Ленгипротранс" уже подготовил проектную документацию.
После этого единственным "узким местом" для перевозок нефтепродуктов на терминал Лукойла может остаться лишь наличие однопутного перегона на участке Заневский Пост-Ручьи. Но и здесь Лукойл готов оплатить 10 процентов строительных работ. Что ж, такие траты себя окупают.