РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Несмотря на все сложности нынешней экономической ситуации в России, торговый бизнес активно развивается. Начиная с 2000 года, среднегодовой прирост оборота розничной торговли увеличивается на 10 %. За 9 месяцев текущего года объем продаж возрос на 6, 5 %. Преобладающая часть товарооборота (64, 3 %) формируется в Астрахани. Доля районов составляет 35, 7 %, из них наибольший удельный вес занимают Ахтубинский (6, 6 %) и Красноярский (5, 5 %), наименьший - Черноярский район (1, 3 %).
Развитию торговли способствуют снижение темпов инфляции, активизация товарного предложения отечественной продукции, позитивные тенденции в организации торговых процессов. Но основным фактором, обеспечивающим рост продаж, безусловно, является платежеспособный спрос населения, который определяется ростом его денежных доходов.
По уровню среднедушевых денежных доходов область среди регионов Южного федерального округа в 2003 году заняла третье место, уступив только Ростовской и Волгоградской областям, и стабильно лидирует по уровню заработной платы. Начисленная заработная плата одного работника за январь - сентябрь 2004 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31, 4 % и составила 5593, 2 рубля. При этом уровень инфляции составил 11 %.
Опережающими темпами развивается торговля непродовольственными товарами (109 % против 103, 6 % по продовольствию), в результате чего позитивно меняется макроструктура продаж, что свидетельствует о повышении уровня жизни астраханцев.
Меняется инфраструктура потребительского рынка. До 2001 года для системы розничной торговли было характерным наличие развитой мелкорозничной сети, включающей уличную торговлю, большой доли мелкооптовых и розничных "открытых" рынков, низкого удельного веса крупных магазинов и торговых центров.Мелкорозничная сеть, представленная в основном киосками и различными видами уличной торговли, во многих случаях нелицензированными, обеспечивала до 40 % розничного оборота некоторыми видами товаров повседневного спроса. При этом открытые рынки привлекали значительную массу населения, так как средний уровень цен на них на 10-12 % был ниже, чем в обычных магазинах и других стационарных торговых точках. Это обеспечивалось прежде всего благодаря фиксированным издержкам, а также невысоким организационным расходам (включая, во многих случаях, уклонение от налогов).
Начиная с 2002 года, в соответствии с тенденциями развития российского рынка в области совершенствуются формы торгового обслуживания, укрупняются предприятия розничной торговли, оптимизируются коммерческие связи, увеличивается оборот организованной торговли. В 2004 году ее доля в обороте увеличилась до 75 % против 70 % в 2002 году. Стимулирующим фактором для развития торговли послужило введение единого налога на вмененный доход.
За последние три года число предприятий розничной торговли и общественного питания увеличилось почти на четверть, обеспеченность населения торговыми площадями выросла с 203, 8 кв. м на 1000 жителей до 251, 4 кв. м, в том числе по Астрахани - с 231, 8 до 292, 6 кв. м, по районам области - с 176, 8 до 221, 8 кв. м соответственно.
В настоящее время у нас функционирует 5911 предприятий розничной торговли торговой площадью 438, 5 тыс. кв. м. Совершенствуется инфраструктура отрасли. Основные направления современного развития торговли как в целом по России, так и в области - формирование торговых центров, крупных торговых сетей, специализированных непродовольственных магазинов. Хотя доля совокупных продаж супермаркетов, дискаунтеров оценивается в 5-7 % от оборота розничной торговли в целом, они стали лидерами розничного рынка по темпам развития.
В настоящее время действуют 2 супермаркета "Михайловский" , 5 - ООО УФ "Даир" , 4 - ООО ПКФ "Фалкон" , 10 предприятий по реализации строительных материалов ООО "Элко" , магазины по продаже компьютеров - ООО "Столица" , "Юнитон" , "Комп-Юнион" , по продаже бытовой техники - фирменные магазины "LG" , "Сателлит" , "Мир телефонов" , по продаже сантехники и отделочных материалов - "Центр сантехники" , по торговле обувью - "Эколас".
Наряду с новым строительством современные торговые центры создаются путем реконструкции производственных корпусов и преобразования территорий бывших промышленных предприятий. Так, на территории трикотажного комбината расположился торговый центр "Три кота" торговой площадью 8, 05 тыс. кв. м, на территории мебельного комбината - торговый центр "Восточный" торговой площадью 4 тыс. кв. м.
Реальным конкурентом рынков является сеть дискаунтных магазинов "Магнит" ЗАО "Тандер". Ведь, как правило, именно в сетевых магазинах - современные технологии, высокий стандарт обслуживания, широкий ассортимент товаров.
Особую группу составляют магазины в составе торговых центров ("Астор" , "Три кота" , "Восточный" , "Калининский"), которые представляют собой совокупность торговых предприятий, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс.
Разнообразие форм торгового обслуживания направлено на удовлетворение потребности самых широких слоев населения и обеспечивается функционированием магазинов с различными видами обслуживания: традиционными, самообслуживания, салонной и посылочной торговли.
Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи позволило потребителям изучать ассортимент, выбирать товары и делать соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. В целях использования этих возможностей распоряжением губернатора области "Об участии организаций и предпринимателей области в постоянно действующей Всероссийской Интернет-ярмарке" предприятиям и организациям разрешено бесплатно размещать информацию об изготавливаемой продукции и оказываемых услугах на астраханской электронной площадке МИТС (www. e-mits. ru). На текущий момент на сайте размещена информация о восьми предприятиях области.
Совершенствуется система торгового обслуживания в сельской местности. Наряду с предприятиями потребительской кооперации в обслуживании сельского населения участвуют и коммерческие структуры, вкладывая собственные средства в строительство магазинов. За 9 месяцев текущего года в районах области введено 198 предприятий торговли торговой площадью 9, 1 тыс. кв. м, в том числе торговый центр "Южный" площадью 1100 кв. м в Харабалях, торговый дом (750 кв. м) и торговый комплекс (602 кв. м) в г. Ахтубинске. В настоящее время торговая сеть районов насчитывает 3296 предприятий торговли.
Важным фактором усиления социальной направленности потребительского рынка является развитие сети торгового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан и ветеранов. "Социальные магазины" работают в г. Астрахани, Ахтубинском, Харабалинском и Лиманском районах.
Наряду с развитием цивилизованной торговли развиваются и внемагазинные формы продаж (доля рынков в формировании оборота розничной торговли за 9 месяцев 2004 года составила 25 %). Развитие вещевых рынков направлено на обеспечение частного импорта товаров, реализацию кустарного промысла, сезонные распродажи, продовольственных - на обеспечение возможности реализации сельскохозяйственной продукции местными производителями. Этому же способствует областная сельскохозяйственная ярмарка в Астрахани, где сельхозпроизводители продают свою продукцию без посредников, а жители города покупают ее по ценам изготовителей. За 9 месяцев текущего года здесь реализовано 2943, 9 тонны овощей, 322, 2 тонны фруктов, 870 тонн бахчевых, 215 тонн рыбы, 400, 3 тонны мяса, 230 тонн молока местного производства.
Поддержка астраханских товаропроизводителей является стратегической линией администрации области. Им оказывается практическая помощь по взаимодействию с предприятиями торговли: в городах и районах проводятся выставки-ярмарки, мероприятия по дегустации новых видов продукции, осуществляется выездная торговля. В текущем году получен значительный прирост объемов реализации продукции местных производителей на потребительском рынке области, в том числе по: колбасным изделиям - на 20 %, мучным кондитерским - на 15 %, мясным консервам - на 1, 6 %, мороженому - на 79, 8 %, воде фруктовой, минеральной - на 48 %.
Продвижению их товаров на потребительский рынок способствует выставочно-ярмарочная деятельность, осуществляемая в соответствии с областной целевой программой "Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Астраханской области на 2002-2005 годы". В текущем году в ее рамках проведено 11 выставочно-ярмарочных мероприятий, в восьми из них область участвовала в качестве коллективного экспонента. В частности, это 1-я межрегиональная выставка "АстраханьАгроПром-2004" (г. Астрахань), 11-я московская международная выставка "MITT-2004. Путешествия и туризм" , состоявшаяся в выставочном комплексе ЗАО "Экспоцентр" (Москва), 4-я международная выставка "Рыба-2004. Промышленное рыболовство. Переработка море- и рыбопродуктов (ВВЦ, Москва)" , выставка на Международном экономическом форуме (г. Санкт-Петербург) и другие.
На них 145 наших предприятий представили более 150 наименований товаров и услуг, заключено 40 договоров-намерений на сумму более 80 млн. рублей.
Кроме того, проведены 3 отраслевые специализированные выставки, в том числе IV Международный салон инноваций и инвестиций (г. Москва), VI специализированная выставка "Стройиндустрия-2004" (г. Астрахань), VIII специализированная выставка "Астрахань.Нефть и газ. Энерго-2004" (г. Астрахань). В них участвовало более 130 предприятий области, заключено 100 контрактов и договоров-намерений на сумму 40 млн. рублей.
Положительную динамику, начиная с 2000 года, имеет оборот общественного питания. В 2004 году почти на четверть к уровню 2002 года выросла обеспеченность населения этим видом услуг: на 30 % в Астрахани и на 9 % - в районах области.
Ежегодно в эксплуатацию вводится до 100 предприятий, которые отличаются повышенной комфортностью и высокой культурой обслуживания. В настоящее время в области насчитывается 936 предприятий общественного питания на 26, 9 тыс. посадочных мест, 137 цехов по изготовлению кулинарной продукции и полуфабрикатов, в том числе 35 - в районах области.
Постепенно восстанавливаются предприятия питания социальной сферы. Так, в текущем году введено в действие еще 2 предприятия по месту работы (столовые в зданиях администрации компании "МегаФон" и РЭО ГАИ); два - по месту учебы (кафе "Бистро" в главном корпусе Астраханского государственного университета, столовая общежития АГУ); одно - в системе социальной защиты (столовая в областном центре реабилитации детей-инвалидов). Особое внимание уделяется такому социально значимому вопросу, как организация питания детей и подростков, который находится под постоянным контролем администрации области, а также заинтересованных служб в сфере образования, торговли, здравоохранения. 272 предприятия общественного питания обслуживают школьников.
Но при наличии явно позитивных тенденций на потребительском рынке есть еще много нерешенных проблем. Прежде всего это значительный объем теневого оборота (по разным оценкам, от 30 до 40 процентов).
Большим резервом роста товарооборота остается снижение количества граждан с доходами ниже прожиточного минимума. По оценке, в 2004 году их доля в общей численности населения составит 21 %.
Серьезным препятствием для развития торговли как и в целом по России, так и в нашей области является отсутствие полноценного оптового звена. Основная масса оптовиков - мелкие поставщики, которых сегодня в регионе насчитывается более 1, 1 тысячи. В настоящее время малые предприятия формируют 47, 7 % общего оборота оптовой торговли, 18, 8 % приходится на оборот неторговых предприятий и организаций и лишь 36, 5 % - крупные и средние оптовые структуры.
Роль оптового звена в организации товароснабжения розничной торговли остается незначительной: объемы поставки товаров в организации розничной торговли из оптового звена оцениваются в 50 % от объема поступлений из всех источников. Предприятия-изготовители обеспечивают 30 % поставок, физические лица - 20 %. Крупным недостатком сложившейся системы товародвижения являются высокие издержки, вызванные наличием в товаропроводящей сети до 6 и более звеньев посредников, большая часть которых является нецелесообразной ни организационно, ни технологически.
Высокий износ основных производственных фондов (65-85 %) на большинстве оптовых предприятий - следствие отсутствия возможности инвестировать развитие материально-технической базы. Ясно, что в нынешнем состоянии оптовое звено отстает от потребностей и запросов как розничной торговли, так и товаропроизводителей. И что самое главное, оно не подготовлено к значительным структурным изменениям, которые ожидают потребительский рынок в связи с активным развитием розничной сети и крупных торговых объектов.
Современные условия функционирования потребительского рынка диктуют необходимость решения задач формирования эффективной, многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена, которая призвана обеспечить баланс интересов всех ее участников: производителей, оптовиков, розничных торговцев, государства. При этом оптовая торговля должна полностью удовлетворять запросы розницы как по ассортименту товаров, так и по качеству, ценам, условиям поставки. Первые шаги уже сделаны: это строительство собственных распределительных складов торговыми сетями ("Даир" ЗАО "Тандер" , ООО УФ "Даир"), позволяющих решить проблему недостатка полноценных оптовых услуг.
Рассматривая перспективы развития потребительского рынка области, можно с уверенностью сказать, что рост уровня жизни населения, привлечение инвестиций в отрасли, ориентированные на потребительский рынок, снижение темпов инфляции обеспечат дальнейшее развитие рынка потребительских услуг по следующим направлениям. Это создание новых предприятий торговли, преобразование рынков в современные торговые комплексы; совершенствование механизмов координации в развитии и размещении оптовой и розничной торговли, в том числе сетевых структур; упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети; создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий; поддержка отечественных структур, организующих собственные товаропроводящие сети; координация осуществления государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка; повышение квалификации и подготовки кадров в сфере потребительского рынка услуг.
Выполнение этих условий обеспечит дальнейшее развитие местного потребительского рынка, позволит сделать его по-настоящему цивилизованным и конкурентоспособным.
Материал подготовлен департаментом экономического развития области.