Удвоит ли Россия ВВП?

Актуальнейшая сегодня тема в высших кругах власти - это решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи увеличения валового внутреннего продукта государства в два раза к 2012 году. Наблюдая в течение года за действиями правительства по решению этой задачи, можно сказать, что эта задача оказалась для Правительства серьезной проблемой по определению путей и механизмов ее решения. Возникает в связи с этим каверзный вопрос: если правительство так озадачилось и растерялось в решении этой задачи, то кто же подсказал нашему Президенту сформулировать столь сложную для правительства и важную для страны задачу?!

Ликвидация бедности

Иногда кажутся странными обсуждения и дискуссии, которые происходят во властных кругах, по решению поставленных Президентом ближайших целей: удвоение ВВП и ликвидация бедности. Просматривается некая профессионально-элитная и правительственная кулуарность обсуждений этих тем на конференциях, заседаниях правительства, круглых столах, в интервью. И, должно быть, готовятся различные мероприятия органами государственной власти всех уровней по выполнению обозначенных целей и задач.

Получается: обсуждение само по себе, а страна и народ живут сами по себе. Народ особо и не озадачен удвоением валового внутреннего продукта. Часто слышимая с экранов телевизоров аббревиатура ВВП, наверное, непонятна большинству населения страны.

Попытаемся в некоторых социально-экономических аспектах обозначить проблему и пути удвоения ВВП. Что такое ВВП: для понимания о чем идет речь и над чем "бьется" правительство?

Валовой внутренний продукт является обобщающим показателем экономической деятельности и свидетельствует об уровне социального и экономического развития любого государства, в том числе и России. И в соответствии со статистическим определением представляет собой на стадии производства сумму добавленной стоимости отраслей экономики в основных ценах. Из нескольких существующих определений и методик расчетов ВВП это определение должно быть наиболее понятным для интересующихся этим вопросом граждан (автор опускает некоторые усложняющие понимание термины).

Для определения путей роста и понимания принимаемых правительством решений необходимо рассмотреть удельный вес основных отраслей экономики в общем объеме ВВП, например, за 2003 год:

- отрасли промышленности занимали 27, 1 процента в объеме ВВП;

- строительство - 7, 1 процента;

- сельское хозяйство - 5, 2 процента;

- производство услуг (транспорт, связь, торговля: оптовая, розничная и внешняя; общественное питание) - 59, 7 процента.

Рост ВВП, как видно, зависит от темпов развития данных отраслей экономики. В то же время необходимо учитывать, что в структуре производства промышленной продукции удельный вес таких отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, черная металлургия, составил в 2003 году 60, 2 процента, а в первом полугодии 2004 года их удельный вес составил уже 62, 1 процента. Эти отрасли, кроме электроэнергетики, имеют также и наиболее высокие темпы реального роста производства: от 106 до 110 процентов в год. Прежде всего, по мнению правительства, эти отрасли готовы быть "локомотивом" удвоения ВВП, но при решении правительством определенных задач.

Отрасли потребительского сектора промышленности, такие, как легкая, пищевая, мукомольно-крупяная, медицинская и некоторые другие, работающие непосредственно на платежеспособный спрос населения, занимают в общем объеме промышленной продукции небольшую долю, в среднем 17-18 процентов. А в общем объеме производимого ВВП России менее 5 процентов. Темпы роста этих отраслей тоже не радуют, а некоторые имели в 2003 году спад производства (легкая, мукомольно-крупяная). Понятно, что локомотивом роста ВВП в ближайшие годы они не будут.

Шагать, чтобы расти

Правительство понимает и публично признает, что без новой экономики как основы политики роста требуемые темпы роста ВВП не осилить. Каковы же должны быть "шаги" , чтобы все-таки осилить путь роста? Для решения этих задач сегодня у государства в лице правительства существуют два основных направления.

Первое - резко стимулировать платежеспособный спрос населения для увеличения объемов производства всех отраслей экономики. Для этого принимаются решения по снижению с 2005 года единого социального налога как стимула для роста реальной заработной платы и роста доходности предприятий, увеличения минимальной заработной платы, увеличения размера пенсий и принятие действенной, приемлемой для населения ипотечной программы в масштабе всего государства.

Но для роста ВВП ипотечная программа, предполагаю, это недостаточная сфера деятельности правительства. Доля строительной отрасли с учетом подрядных работ в объеме ВВП всего 7 процентов, а промышленность строительных материалов в объеме производства промышленной продукции занимает около 3 процентов. И когда говорят, что один рубль, вложенный в ипотечное строительство, стимулирует дополнительно на семь рублей выпуск продукции других отраслей экономики, то разрешите в этом усомниться. Теоретически, расчетным путем, - может быть, но реально дополнительный выпуск продукции предполагает развитие дополнительных производственных мощностей, реконструкцию и модернизацию производств. И это требует огромных дополнительных инвестиционных и оборотных ресурсов для отраслей, задействованных в ипотечной программе. А достаточных ресурсов для этого сегодня в государстве нет.

Недостаток долгосрочных финансовых (инвестиционных) ресурсов может оказаться камнем преткновения для реализации как самой ипотечной программы, так и подъема задействованных в программе отраслей. Банковская система также в своей основной массе не готова к долгосрочному кредитованию. И сегодня у правительства для решения в повестке дня - две из основных задач: организация финансовых источников для ипотеки и стимулирование платежеспособного спроса населения!

Второе направление роста ВВП, и главное для правительства, - это стимулирование дополнительных темпов роста отраслей-"локомотивов" , занимающих ведущий объем в производстве ВВП: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка.

Но стимулирование роста этих отраслей может быть рассчитано в большей мере на растущий потребительский спрос мирового сообщества, который в последние годы достаточно благоприятно влияет на спрос продукции наших базовых отраслей экономики, то есть расчет на экспортный потенциал. В этом, в большей степени, и заключается, "генеральный план" правительства удвоения валового внутреннего продукта России: стимулирование экспорта через создание условий для наращивания дополнительного экспорта! Образно говоря, необходимо "подтянуть тылы".

И эти условия с постановкой задач для решения уже озвучены как председателем правительства, так и руководством Министерства экономического развития и торговли, отвечающим за "генеральный план экономического наступления".

По мнению правительства, государство должно направить усилия на развитие экспортной инфраструктуры: строительство дорог, грузовых терминалов и трубопроводов. И развитие инфраструктуры должно проводиться в рамках крупных национальных проектов с участием бизнеса. Дополнительно, считает правительство, необходимо оказать поддержку нефтяной и газовой отраслям, так как они являются важными факторами развития национальной экономики, и увеличение экспортных мощностей должно стать одной из национальных программ.

Как уже было отмечено в начале, доля производства услуг с учетом внешней торговли занимает в объеме ВВП России почти 60 процентов. А услуги автотранспорта, услуги трубопроводного транспорта, терминалов как раз относятся к этой части производимого ВВП.

Необходимо обратить внимание на то, что в наращивании (приросте) производства пользующейся спросом российской продукции на мировом рынке самым слабым звеном и препятствием на сегодня оказались недостаточность либо отсутствие транспортной инфраструктуры в желаемом экспортном направлении!

Это такие основные, требующие реализации проекты, как газопровод и нефтепровод в китайском направлении, газопровод и долго обсуждаемая балтийская трубопроводная система (БТС), терминалы в западноевропейском направлении; недостроенные и обрывающиеся в Республике Казахстан линии электропередачи для юго-восточного направления, многолетне строящийся транспортный коридор от западной границы России до Тихого океана с необходимой инфраструктурой, реконструкция и создание дополнительной инфраструктуры транспортного коридора Северного морского пути.

Реализация крупных национальных проектов помимо увеличения экспорта, по замыслу правительства, активизирует также темпы роста строительной отрасли, обеспечит рост занятости и доходов населения.

В этом кроется смысл в действиях правительства: попытаться главным ударом дать толчок к разрешению накопившихся проблем экономического и социального роста и через наращивание экспорта стимулировать дополнительный внутренний потребительский спрос - как производственный, так и населения.

Что в действиях правительства знаменательно, как мне видится, так это то, что впервые за последние 10 лет наблюдается "новый" , профессиональный подход к управлению экономическим развитием. Начинаются проработки глубинных основ экономического роста. Начинается пересмотр политики "одновекторной опоры" рыночного развития России, то есть опоры на западные модели развития.

Думаю, что также назрела необходимость пересмотреть в целом методы управления экономическим развитием и отказаться от управленческой идеологии "рыночного саморазвития" государства.

Набеги реформаторов

Если подытожить недолгую историю нашего "рыночного развития" , то социально-экономические проблемы в тот или иной год часто сменяющиеся правительства пытались разрешить способом "реформаторских набегов". В своей основной части, незавершенные и продолжающиеся экономические реформы, скороспелые федеральные и региональные программы можно было воспринимать как "набег" или имитацию разрешения той или иной социально-экономической проблемы или задачи. Верхушки проблем пощипаем, а корни - остаются.

Слово "реформа" за эти годы обесценилось в своем смысловом значении и сегодня ассоциируется с поверхностностью знаний и неглубокой проработкой проблем, требующих своего позитивного разрешения. Но это отдельная тема разговора.

Продолжая основную тему, надо обозначить основные внутренние препятствия и соответствующие необходимые действия правительства в создании условий для экономического прорыва.

Во-первых, для реализации условий экономического прорыва через создание и наращивание экспортной инфраструктуры (вышеперечисленные национальные проекты) необходимо определить финансовые источники для покрытия уже образующегося на несколько лет вперед огромного инвестиционного дефицита. Проекты рассчитаны не на один год реализации.

Сегодня правительство для экономического прорыва заявляет достаточно неясные источники инвестиционного финансирования, а именно: за счет бюджетной и фискальной политики государства, стабилизации в бюджете непроцентных расходов и увеличения расходов развивающегося характера, участия бизнеса.

Государство, конечно, активный участник инвестиционного процесса и обладает огромными бюджетными инвестициями с дополнительным, еще не распределенным Фондом стабилизации, но не надо забывать о финансовом объеме многочисленных государственных социальных обязательств.

Кроме социальных бюджетно-финансовых обязательств необходимы ресурсы, как отмечалось выше, для внедрения реальной ипотечной программы. Необходимы также долгосрочно планируемые ресурсы для ликвидации бедности.

Кроме этого, существуют инвестиционные проблемы в целом в промышленности России. Техническое состояние отраслей экономики требует реконструкции и модернизации основных фондов, в том числе таких важных транспортных объектов, как магистральные газопроводы и нефтепроводы. Степень износа основных фондов промышленности составляет более 50 процентов, а коэффициент обновления основных фондов снизился за последние 30 лет почти в 8 раз.

Экономика в убытке

Сегодняшнее финансовое состояние отраслей экономики также неудовлетворительное. Около 50 процентов предприятий всех отраслей экономики являются убыточными. Просроченная кредиторская задолженность предприятий превышает просроченную дебиторскую задолженность на сумму более 400 млрд. рублей. Все это свидетельствует, что у предприятий - огромный дефицит собственных оборотных и инвестиционных ресурсов и в основном отсутствуют собственные источники их покрытия.

Без государственной помощи предприятиям для собственного развития особо рассчитывать не на кого, так как финансовые показатели свидетельствуют об отсутствии инвестиционной привлекательности большей части отраслей экономики. Нельзя забывать, что предприятия базовых отраслей промышленности - это еще не все предприятия и субъекты хозяйственной деятельности государства. Их оздоровление - это тоже востребуемая экономическая политика правительства.

Помимо этого, который год государством реализуется Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, которая по объемам требуемых инвестиций - самая крупная программа. И эта программа уже сегодня по поставленным задачам не сбалансирована с инвестиционными возможностями.

Обозначенные "препятствия" для экономического прорыва - это, конечно, не полный перечень задач правительства. Но общее в "препятствиях" можно сформулировать как отсутствие достаточных финансово-инвестиционных возможностей для их реализации.

И, как мне видится, причина дефицита также кроется в том, что правительству поставлено много задач с одновременным началом реализации почти всех. Образно говоря, наступление с задачей экономического прорыва на всех фронтах сразу! Возможно, что планы не сбалансированы по срокам и финансам, и в дальнейшем их придется скорректировать.

Второе препятствие экономическому росту, которое вполне может проявиться, - это преимущественно отраслевая направленность обоснования роста ВВП с недооценкой территориального развития и вклада субъектов Федерации в ускорение экономического роста.

На заседаниях правительства, в выступлениях и высказываниях представителей федеральной исполнительной власти по вопросам и проблемам экономического роста не уделяется, по моему мнению, должного внимания вопросам сбалансированного отраслевого и территориального развития. Последствия несбалансированного подхода могут оказаться тормозом экономическому ускорению.

Для примера, осуществляемый пересмотр межбюджетных отношений как важнейшее условие позитивного территориального развития, с целью концентрации финансового источника для других "более важных" государственных задач. История развития советской экономики дает нам примеры несбалансированных планов отраслевого и территориального развития, последствия которых приходилось затем исправлять ввиду замедления темпов экономического развития.

Третье препятствие, наверное, самое главное и сложное в своем преодолении и решении, так как затрагивает идейные основы курса либеральных реформ! Но, не решив которое, удвоение ВВП может оказаться под вопросом!

Это прежде всего методы управления экономическим развитием страны. Речь идет о сочетании плановых и "рыночных" инструментов и механизмов управления. Иначе каким образом государственные экономические и социальные цели и задачи (не текущие) превратить из прогнозных намерений в реально контролируемые и своевременно достигнутые социально-экономические показатели?!

Окончание следует.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости