По информации "Известий", 12 января Госдума рассмотрит в первом чтении поправки к закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ". Депутаты предлагают ввести визовый режим для всех пассажиров круизных судов. Сейчас приплывшим в Россию иностранцам можно находиться без визы три дня. Эксперты туристического рынка в шоке. Если поправки будут приняты, Россия будет терять 200 млн евро в год. Больше всего пострадает Санкт-Петербург. Губернатор Валентина Матвиенко уже высказалась против законопроекта.
Комитет по конституционному законодательству Госдумы предлагает отменить порядок безвизового пребывания в России. Запрет коснется только любителей круизов из тех стран, которые не хотят пускать без виз российских туристов. Таких, надо сказать, большинство. Российским гражданам приходится получать визы почти во все страны, попадающие в популярные круизные маршруты, за исключением Кубы и Доминиканской Республики.
Сейчас турист из любой страны, приплывший в Россию на круизном судне, может находиться на территории страны в течение 72 часов. Этому правилу уже несколько лет. Госдума считает это несправедливым.
Эксперты уверены, что депутаты не знают что творят. Если российские пассажиры много денег на заграничных курортах не оставляют, то иностранцы, наоборот, приносят российской казне неплохой доход. "Для России заходы иностранных пассажирских судов и возможность туристов провести трое суток в портовом городе без оформления визы значение имеют колоссальное", - отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
В конце минувшей недели президент РСТ Сергей Шпилько уже направил письмо на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова. Шпилько отметил, что принятие этих поправок приведет к глубокому кризису въездного круизного туризма в России, который в последние годы начал активно развиваться. С аналогичном письмом в Госдуму обратилась и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
В случае принятия поправки, по мнению специалистов, финансовые потери для России в общей сложности могут составить более 200 млн евро в год. Туригроки в ужасе. Гендиректор компании "Академсервис" Леонид Исакович считает, что вместо Санкт-Петербурга иностранные суда предпочтут делать остановку, например, в Таллине или Риге. "Круизные поездки изначально высокобюджетные. И людей, готовых тратить такие деньги, думаю, будет тяжело убедить исполнять еще одну формальность", - говорит Леонид Исакович.
Пострадает не только северная столица. Эксперты уверены, что регионы особенно нуждаются в приеме зарубежных круизов. Ведь прибытие круизных лайнеров стимулирует интерес к региону на мировом туристическом рынке и приток инвестиций для развития местной индустрии гостеприимства.
***
СПРАВКА
Только Санкт-Петербург в 2003 году принял, включая паромные рейсы. 580 судов с 350 тыс. пассажиров на борту. Оборот услуг по приему морских пассажирских судов в северной столице составил порядка $60 млн. По словам начальника ГУ "Морская администрация порта Санкт-Петербург" Петра Паринова. в 2005 году ожидается около 900 судозаходов и более 400 тыс. туристов. Паринов говорит, что принятие поправки, запрещающей безвизовый въезд для пассажиров круизных судов, полностью перечеркнет реализацию федерального проекта "Морской фасад", подразумевающего строительство в Санкт-Петербурге нового морского пассажирского терминала. В Петропавловске-Камчатском в 2004 году было 8 круизных судозаходов с 5 тыс. пассажиров на борту, а в 2005-м заявлено уже 12 заходов с 8 тыс. пассажиров. Доходы составляют ежегодно около $1, 5 млн.