23 декабря завершат электрификацию железнодорожных подходов к порту Высоцк - Идея строительства нашего распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов изначально состояла в том, что российские товары должны идти через российские порты. С точки зрения здравого смысла и с позиций государственности, расточительно терять на перевалке нефтепродуктов через зарубежные терминалы до трети стоимости отечественного экспорта. Компания "ЛУКОЙЛ" просчитывала различные варианты размещения нового терминала, вплоть до побережья Баренцева моря. Но остановились на Ленинградской области, - сказал президент ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов (на снимке).
Нефтетерминал в Высоцке развивается на средства НК "ЛУКОЙЛ" и на кредиты американского инвестиционного фонда НВК в $225 млн. Первая очередь терминала была сдана в эксплуатацию 16 июня 2004 года. Ожидается, что с апреля по декабрь через Высоцк перевалят 3,2 млн тонн нефти и вакуумного газойля. В 2005-м перевалка увеличится, и, соответственно, в бюджет Ленобласти поступит свыше 100 млн руб. налогов.
Гендиректор нефтетерминала в Высоцке Владимир Калуженов подчеркнул, что сегодня терминал работает и одновременно продолжает строиться: завершается возведение объектов второй очереди, а в планах - проект создания третьей эстакады для слива нефтепродуктов. После пуска объектов второй очереди планируются массовые поставки нефтепродуктов в США.
Трубопровода в Высоцке нет. Вот почему потребовалась модернизация железнодорожных путей, по которым должны перевозить в порт 5-7 млн тонн нефти в год. Генподрядчиком строительства обходной ветки Верхнечеркасово - Высоцк стало ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", функции которого поручили выполнять ООО "Севзапстроймеханизация".
Полотно под обходную стальную магистраль прокладывали по болотам, поэтому пришлось отсыпать дренаж и укреплять основание дороги 2,5 тыс. железобетонных свай. Путь длиной 22,3 км до станции Пихтовой теперь электрифицирован. Работают электрическая централизация и система связи. Оборудовано 15 стрелочных переводов. Созданная инфраструктура обеспечивает пропуск в порт поездов весом до 6 тыс. тонн.
Но это не предел: по проектной документации института "Ленгипротранс" для увеличения перевозок по стальным магистралям до 12 млн тонн в год рекомендуется построить дополнительную тяговую подстанцию в Попово, удлинить приемоотправочные пути до 1,05 км и построить соединительную ветку от станции Нефтяной до Высоцка.
В первоначальном инвестиционном договоре с ОАО "РЖД" не предусматривалось возмещение средств, вложенных нефтяниками в железнодорожную инфраструктуру. Сейчас самое главное - увеличить пропускную способность дороги до 12 млн тонн в год, а потом - искать способы компенсации непрофильных затрат.
Нефтяники также полагают, что нужно укреплять не только ближние подходы к порту, но и магистральные пути, ведущие к нему. Потому ожидалось, что железнодорожники разошьют узкие места в районе станции Мга, перегона Заневский пост - Ручьи, который сегодня однопутный. Причем в "НК "ЛУКОЙЛ" в данном случае готовы оплатить часть строительных работ. Для обеспечения сквозного движения все эти проблемы, возникающие как на подходах к Высоцку, так и на дальних подступах к порту, надо решать комплексно, что и предстоит оговорить в новом контракте с ОАО "РЖД".
Почему была сделана ставка на железнодорожный, а не трубопроводный транспорт? В ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" считают, что экспортировать надо не только сырье, но и продукты нефтепереработки: бензин и моторное масло, авиационное и дизельное топливо.
Проекты строительства третьей очереди предусматривают увеличение парка резервуаров для хранения разных сортов вакуумного газойля и дизтоплива, а также создание бункеровочного терминала для снабжения флота. Парк емкостей намечено увеличить на 180 тыс. кубометров.
Начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Виктор Степов оценивает партнерство с нефтяниками как пример нового подхода к портостроительству. Раньше от железнодорожников требовали в первую очередь обустроить подходы к площадке, где собирались строить новый порт: были бы рельсы, а уж что по ним привезти - дело десятое. Однако сегодня такие масштабные проекты без привлечения частных средств неосуществимы. И с этим приходится считаться. Можно ли тиражировать совместный проект железнодорожников и нефтяников?
- Сотрудничество с "НК "ЛУКОЙЛ" и ОАО "РЖД" стало ярким примером плодотворного партнерства, основанного на принципах единства государственных интересов и взаимной выгоды, - заявил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев.
Потому такие проекты, безусловно, нужны. Конечно, для их реализации нужно совершенствовать российскую законодательную базу: далеко не каждый инвестор согласится на такие риски, на какие пошли в "НК "ЛУКОЙЛ". Оттого на переходном этапе реформирования системы железнодорожных перевозок приходится пользоваться индивидуальными схемами инвестирования. Пока в них многое основывается на взаимном доверии партнеров.
После 23 декабря 2004 года намечено заключить второе соглашение. В нем, кроме ОЖД и "НК "ЛУКОЙЛ", готовы принять участие владельцы порта Высоцк. Министр транспорта России Игорь Левитин во время визита в Петербург прокомментировал это событие так: главное - предстоит понять, на каких принципах готов участвовать частный инвестор в проектах по развитию сухопутной инфраструктуры на подходах к российским морским портам. В зависимости от этого и будут готовить предложения по внесению поправок в законодательство РФ.