На Дону — небывалый рост водных грузоперевозок

В большей степени этому способствовал экспорт металлолома.

По итогам прошлых лет в вол го-донских судоходных коммуникациях наблюдался стабильный рост объемов грузоперевозок. В 2004 году эти темпы не только сохранились, но и вышли на уровень, который специалисты Азово-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (АДГБУВПиС) назвали небывалым. И это даже несмотря на происшедшую в ноябре на Константинове ком шлюзе аварию, которая более чем на полмесяца парализовала движение судов по Дону.

Как сказал корреспонденту N начальник службы управления движением флота АДГБУВПиС Александр Борщ, по сравнению с прошлогодней навигацией объем грузопотока на водных путях, закрепленных за управлением (800 км), увеличился более чем на 21%. Такой динамики роста, оказывается, за последние десятилетия еще не было в нашем бассейне: обычно если и был прирост, то он не превышал 15%. Авария на Констан-тиновском гидроузле повлияла на эти показатели незначительно: до ноября объемы грузоперевозок стабильно опережали прошлогодние показатели на 25%, после этого происшествия речь идет о 22%.

Если оперировать цифрами, то в целом за 11 месяцев этого года было перевезено 19,4 млн. т грузов, из которых нефтепродуктов — 6,5 млн. т (кстати, 3,5 млн. т — сырая нефть, опасный груз первого класса). На сельхозпродукцию в этом году приходится более скромный показатель — 2,2 млн. т; для сравнения: в 2003 году — 2,9 млн. т, в 2002-м — 4,8 млн. т. Это объясняется прежде всего увеличением внутренней переработки подсолнечника. Из этого грузопотока на транзитные перевозки пришлось 9,8 млн. т, на экспортные (формирующиеся внутри бассейна) — 7,9 млн. т, а вот об импорте можно сказать лишь как о незначительном «ручейке»

— 300 тыс. т (в основном — цитрусовые). Почти 800тыс. т — межбассейновые перевозки, внутрибассейновые

— 572 тыс. На конец года эксперты Азово-Донского ГБУВПиС планируют увеличение грузопотока до 20 млн. т.

Делать прогнозы по судоходству на грядущий год пока рано, однако, по словам Александра Борща, вероятнее всего, в 2005 году к привычным перевозкам металлолома, нефтепродуктов и сельхозпродукции может добавиться метанол.

Ошибка нерезидента

Пуск Азовского терминала по перегрузке метанола перенесен на август 2005 года.

История строительства итальянскими инвесторами Азовского метанолового терминала все больше смахивает на долгострой. Год назад казалось, что все проблемы решены, и пуск был назначен на август нынешнего года. Год назад итальянский бизнесмен Жан Луиджи Трибольди признал, что, приступая в 1997 году к проекту строительства в Азове терминала по перевалке метанола, он не учел такого важного фактора, как общественное мнение. Ошибка иностранного инвестора обошлась ему в миллионы долларов.

В тисках политэкономию! . В 1997 году итальянская группа «Трибольди» начала строительство в Азове портового терминального комплекса по перегрузке метанола, пообещав инвестировать в него 12,5 млн. долларов.

Реализация азовского проекта, вчастности, позволилабы НЗСП втрое сократить свои транспортные расходы и существенно повысить привлекательность новочеркасского метанола на внешнем рынке. Кроме того, запуск Азовского терминала увеличил бы ежегодные доходы областного бюджета более чем на 1,8 млн. долларов.

Однако этот проект столкнулся с решительным протестом экологов и жителей города.

Отношение к терминалу стало одним из краеугольных камней политической жизни маленького Азова. Ни бывший мэр Азова Виталий Пев-нев, ни нынешний Евгений Лесняк, естественно, не могли не учитывать настроений горожан относительно терминала. Против итальянского проекта заработала бюрократическая машина, и он надолго увяз в оформлении разрешительной документации, борьбе с азовскими чиновниками и разъяснениях жителям Азова безвредности терминала. В конце 2003 года итальянцы объявили о вынужденном увеличении бюджета строительства до 22 млн. и решимости достроить терминал во что бы то ни стало.

В прошлом году президент итальянской группы Decal и российско-итальянского СП «Азовпродукт» Жан Луиджи Трибольди наконец заявил, что «государственная природоохранная комиссия повторно выдала заключение в пользу строительства азовского портового терминала по перевалке метанолового спирта». Г-н Трибольди рассчитывал до конца 2003 года оформить в мэрии Азова повторное разрешение на возобновление строительно-монтажных работ. Однако ему удалосьдобиться этого только в августе 2004 года: главный архитектор Азова подписал разрешение на строительство по требованию судебных приставов, предъявивших к немедленному исполнению решение арбитражного суда.

Но окончательную точку в этом вопросе, видимо, ставить рано. Как заявил корреспонденту N начальник пресс-службы мэрии Азова Владимир Новиков, администрация города намерена обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию на решение арбитражного суда. Материалы для этого юридической службой мэрии подготовлены.

85-процентная готовность. Несмотря на это, СП «Азовпродукт», представляющее в Азове интересы итальянской группы Трибольди и непосредственно ведущее строительство терминала, активизировало свои действия и планирует к августу 2005 года терминал запустить. «В настоящее время освоено 85% строительно-монтажных работ на терминале. На их окончание уйдет около 4 месяцев. Еще 2 месяца мы запланировали на пуск и наладку,

— заявил корреспонденту N генеральный директор предприятия ЗАО «Азовпродукт» Георгий Севостьянов.

— При персонале 85 человек и трехсменной работе терминал позволит перегружать около 300-400 тысяч тонн метанола в год».

Что же касается общественного мнения Азова, то острота проблемы ушла. Тема метанола, которую два года назад жители города называли «вопросом жизни и смерти», как выясняется, уже никого не интересует.

Весной этого года общественная комиссия по изучению планов социально-экономического развития Азова побывала в Италии на аналогичных объектах компании «Трибольди» и пришла к выводу об абсолютной безопасности подобных объектов. Однако результаты работы комиссии, как оказалось, никого не интересуют.

— На теме строительства метанолового терминала сделали политический капитал сотни наших политиков. Всем было интересно зарабатывать очки у электората, поддерживая накал борьбы и не разбираясь с проблемой по существу, — рассказал корреспонденту N член этой комиссии, руководитель ТРК «Пульс» Алексей Скляров. — Что касается аналогичных объектов «Трибольди» в Италии, то однозначно можно сделать вывод: объекты безопасны. Вопрос в том, на каком расстоянии от жилых домов они должны располагаться — 40 м или 1500 м. В Италии на расстоянии 40 м от объектов находятся жилые дома и детские сады. Я спрашивал жителей этих домов, мешает ли им терминал, — они не понимали, о чем идет речь.

Однако для россиян, напуганных чернобыльской аварией, близостью Волгодонской АЭС, любой крупный объект, предназначенный для хранения взрывоопасного вещества, представляет потенциальную опасность.

И может быть, не так уж и необо-снованы страхи азовчан, учитывая, что на терминале будут работать наши люди.Российскую безалаберность искоренить трудно. Эту проблему итальянским предпринимателям еще предстоит решать.

Терминал терминалу рознь. И последнее. В северо-западной зоне Азова существует 14 терминальных комплексов, которые работают с грубейшими нарушениями закона. Эту проблему затронул депутат Азовской городской Думы по шестому округу Сергей Курень в интервью газете «Мой Азов» (N 7 от 22.07.04). Алексей Скляров в беседе с корреспондентом N сообщил, что зерновые терминалы в северо-западной зоне без оформления разрешительной документации перепрофилируются на карбид. Вопрос качества дорог в Азове тоже напрямую связан с северозападной зоной: необходимо строить объездную дорогу для большегрузного транспорта, идущего к терминалам. Эти проблемы существуют много лет, и пока не видно реальных действий азовской мэрии, направленных на их решение.

Конечно, это гораздо сложнее, чем выкручивать руки чужеземцам, которые принципиально идут официальным путем.

— В других странах нам не приходилось вести разъяснительную работу с населением, вступать в переговоры с жителями, за нас это делали местные власти, заинтересованные в инвестициях, — сказал год назад г-н Трибольди. — В то же время моя ошибка, что мы не начали диалог с населением Азова раньше, когда только начинали этот проект. Мы принципиально идем сугубо официальным путем и будем выдерживать эту линию до конца, чего бы нам это ни стоило.

Итак, иностранные инвесторы свой урок усвоили. Дело, надо полагать, за азовчанами.

***

фото:

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости