Московская-Товарная отправляется в путь
Поезда приходят и уходят, а станции остаются. Но из этого правила бывают исключения. Так, расположенная в центре города Московская-Товарная собирается в дорогу. Расходы, связанные с перемещением, потянут на 3,2 миллиарда рублей.
Презентация проекта преобразования грузового двора станции Московская-Товарная состоялась недавно. Речь идет о территории в 317 гектаров, очерченной Лиговским проспектом, улицей Константина Заслонова, набережными Обводного канала, площадью Александра Невского, Невским проспектом и площадью Восстания.
Эти триста с лишним га, хотя и расположены в самом центре Петербурга, до сих пор несут следы пребывания ямских трущоб: ветхие коммуналки, затопленные подвалы, здесь же находятся мебельные и деревообрабатывающие предприятия, которые можно без всякого ущерба перевести на окраины.
Начать столь масштабный проект решили с железнодорожного двора и прилегающих зданий - относительно выигрышное место плюс малое число собственников.
Работу по заказу комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) выполнило ООО "Институт проблем предпринимательства" ("ИПП").
"В дальнейшем при изменении назначения территории хотелось бы видеть здесь минимум жилья. Строительство квартир приносит городу заметные отчисления один раз, а офисы дадут постоянный поток доходов", - сказал Александр Иванников, первый заместитель председателя КЭРППиТ.
Грузовой двор сегодня - это 24 га, на которых расположены 15 грузовых складов общей площадью 28,2 тыс. кв. м, а также служебно-технические здания. На прилегающей территории расположены гараж-стоянка "Смольнинский-2", ООО "Петролакт", ООО "Роспечать", ЗАО "ПТК", ГУП "Московское".
До детальной проработки проекта еще далеко. Собственно говоря, пока еще неизвестно, куда именно будут выводить Московскую-Товарную.Заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги Вячеслав Лукьянчиков на презентации был весьма осторожен в оценках: "Железная дорога - важнейший элемент городской инфраструктуры. Проект перевода Московской-Товарной, если он будет успешно реализован, станет базовым для преобразования других городских товарных станций, прежде всего Варшавского вокзала. Пока мы осмотрели две площадки, куда можно перевести Московскую-Товарную, - в промзонах "Шушары" и "Ручьи". Первая территория предпочтительней, но возможно использование обеих. Однако и "Шушары", и "Ручьи" имеют недостатки, в частности, есть проблемы с существующими владельцами земли".
Итак, окончательного согласия ОЖД пока нет, а без этого проект зависает. Но инициаторов это смущает мало.
Руководитель группы оценки недвижимости ИПП и главный разработчик проекта Алексей Шаскольский отмечает: "Преобразования двора включают три этапа - собственно вывод существующих собственников, реконструкцию дорожной сети и продажу участков на освобожденной территории".
Самые крупные статьи расходов: вывод старого и строительство нового грузового двора - 1 миллиард рублей, строительство нового путепровода через железнодорожные пути - 1 миллиард рублей, инженерная подготовка территории под новое строительство - 730 миллионов рублей. Остальные расходы - расширение Атаманской улицы, строительство дорожной сети местного значения, выкуп земли у предприятий-собственников, а также экологические мероприятия.
Алексей Шаскольский пояснил, что его институтом подготовлены два варианта развития территории двора. По первому, наряду с административно-деловым комплексом, двумя гостиницами на 400 и 500 мест, бизнес-центром на 20 тыс. кв. м, торговым и многофункциональным комплексом на 35 и 40 тыс. кв. м автостоянок предусматривается строительство 75 тыс. кв. м жилья. Второй вариант отличается полным отсутствием жилья, зато площадь бизнес-центра возрастает до 140 тыс. кв. м. Впрочем, число и планировка объектов пока условны.
В обоих случаях, по оценке института, для города проект будет убыточным. Даже с учетом постоянного роста цен на землю ожидается, что необходимые инфраструктурные затраты превысят выручку от продажи участков инвесторам примерно на 20 миллионов долларов.
Но Александр Иванников считает, что этот убыток временный и вполне окупится после увеличения налоговых потоков от новой собственности в центре города. Кроме того, в центре города улучшится транспортная ситуация - у Невского проспекта возникнет дублер.
По оптимистическим прогнозам, проект можно воплотить за два года, но специалисты Института проблем предпринимательства считают, что срок в четыре года более реален.
Следующим объектом для перепрофилирования в центре города неподалеку от Московской-Товарной, вероятно, станет комплекс Боткинской больницы, занимающий 14 га.