Добавить к агро индустрию

Почти четыре миллиарда тенге валовой продукции в год на 18 тысяч человек населения. Согласитесь, впечатляющий результат для преимущественно сельскохозяйственного региона. И "автор" его - Камыстинский район, располагающий не самыми урожайными землями Костанайщины и находящийся вдали от городов и автомагистралей.

Аким района Багытур Дандыбаев считает, что все достижения идут от упорства и предприимчивости людей.

- Наши люди, - подчеркнул он, - научены держаться вместе, дорожить друг другом. Когда стали делить приватизируемые совхозы, у нас мало кто пошел на это. Правда, потребовались бурные многочасовые собрания, доверительные беседы с глазу на глаз. Зато теперь в районе девять крупных, стабильно развивающихся хозяйств. Что очень важно - их руководители живут в селах, а не командуют по телефону из городов, как кое-где стало модно.

В самые кризисные годы здесь засевали зерновыми не менее 140 тысяч гектаров, а в этом году - 190 тысяч. Урожайность тут, по юго-западу области, ниже северной, но зерно лучше вызревает и набирает белок, такое выше ценится. За счет прибыли зерновые товарищества района приобрели в последние три года 115 новых комбайнов, четыре новейших посевных комплекса ценой в четверть миллиона долларов каждый, неплохо поддержали школы, фельдшерские пункты. Только за последний год собственные инвестиции составили 280 миллионов тенге. Впрочем, и бюджет района вырос более чем в два раза по сравнению с "переломным" 1998 годом, превысив 300 миллионов тенге.

Новые перспективы открывает региону ввод железной дороги Алтынсарин - Хромтау, которая на протяжении 103 километров идет по его территории. Построено два вокзала, разъезд. Дорога уже дала постоянную работу двумстам сельчанам, прошедшим специальное обучение. Две крупнейшие местные агрофирмы - им. Алтынсарина и "Карабатыр" , возделывающие по нескольку десятков тысяч гектаров зерновых, за собственные средства подвели железнодорожные ветки к своим складам, чтобы напрямую отгружать пшеницу на запад Казахстана и на экспорт через порт Актау, а оттуда привозить нефтепродукты.

Показательно, что директор ТОО им. Алтынсарина Борис Князев добился, чтобы дорогу провели ближе к селам района. Это увеличило стоимость первоначального проекта, но Князев сумел доказать, что экономия на строительстве повлечет за собой большие издержки при эксплуатации: до станций-то придется еще добираться.

Постройка железной дороги заметно "подогрела" интерес и к недрам региона, так как появляется надежный, короткий и выгодный путь транспортировки сырья и готовой продукции на переработку или на рынки. Подсчитано, что перевозка тонны груза с севера Казахстана на запад будет здесь обходиться в среднем на девять долларов дешевле, чем через территорию России. Само собой, отпадает и масса погранично-таможенных формальностей. На территории района работает мощное Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление, добывающее сырье для производства алюминия. В 2005 году приступит к добыче цинкосодержащей руды фирма "Шаймерден" - она уже зарегистрировалась и начала платить налоги.

Для района выигрыш не только в налогах. Каждое промышленное предприятие - это еще и потребитель продуктов питания. Всегда ли учитывают этот фактор при размещении заводов? Хотя частные инвесторы вроде бы тщательно считают свои деньги, я не припомню случая, когда при обосновании размещения предприятия кто-то из них упоминал близость дешевых, свежих и экологически чистых мяса и молока для своих рабочих.

Понятно, рудники "привязаны" к руде, и Камысты в данном случае просто повезло. Но фабриканты не рвутся, как раньше, в поселки, хотя в них и земля куда дешевле городской, не говоря о продуктах. Имевшиеся еще не так давно в райцентрах различные небольшие предприятия в массе своей приказали долго жить, их рабочие перебрались в города. Для жителей сел стали недоступны многие некогда обычные удобства и услуги. А в традиционных промышленных центрах неуклонно растут цены на молоко и мясо. В соседних областях России они уже вдвое превосходят костанайские. Наши продукты там ценят, но ввоз сдерживают, а свои сбывают охотно. Тот же Камыстинский район без перспективы реализации не сможет развить животноводство до тех объемов, которые позволяют его пастбища и зерновая база.

В представлении многих сельское хозяйство и промышленность сегодня находятся как бы в разных измерениях. А поможет сблизить эти измерения взятый Правительством курс на индустриально-аграрное развитие села. И, вероятно, такие перспективные регионы, как Камыстинский район, могли бы стать "полигонами" для пилотных проектов этого курса.

Костанайская область

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости