Владимир СТАРОСТЕНКО, начальник Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", член правления компании
Столичной магистралью более пяти раз условно перевезено все население России
Основные задания, определенные компанией на текущий год, дорогой выполнены, - сказал Владимир Иванович. - Реализованные меры по реформированию отрасли и дороги укрепили стабильность в коллективах. Создан мощный задел для эффективной работы в наступающем году. Весь прирост объема перевозок обеспечен без привлечения дополнительного парка вагонов, локомотивов и трудовых ресурсов с хорошей динамикой всех показателей и к плану, и к прошлому году. Увеличенный на четыре процента объем работы освоен парком вагонов - на 1200 единиц, локомотивов - на 11 единиц и контингентом по эксплуатации на 1539 человек меньше прошлого года. План по доходам перевыполнен на 4, 6 процента. В бюджет компании внесено дополнительно 2, 3 млрд. рублей. Дорога значительно снизила дебиторскую и кредиторскую задолженности. Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности увеличены на треть. Полностью внесены платежи в бюджеты всех уровней.
Реконструирована и впервые в России полностью автоматизирована станция Бекасово. В наступающем году объем работы этой сетевой фабрики маршрутов увеличится, как минимум, на 10 процентов, а простой вагонов снизится на час.
Успешно реализована инвестиционная программа, что позволило существенно укрепить хозяйства дороги. Так, коэффициент качества ремонта вагонов улучшен за три года в два с половиной раза. В октябре введены в эксплуатацию вагонно-колесные мастерские на станции Бобрик-Донской (депо Узловая) мощностью 10 тысяч колесных пар в год, снята напряженность по этой позиции. Начали давать отдачу ремонтные предприятия в хозяйстве пути, построенные за счет средств от подсобно-вспомогательной деятельности. В течение года на них отремонтировано 150 путевых машин. Причем себестоимость ремонта даже на начальном этапе ниже, чем на заводах.
Удалось в шесть раз снизить количество неудовлетворительных километров - в ноябре их было 49 против
286 в соответствующий период 2003 года.
Сегодня на дороге 164 околотка из 556 имеют отличную оценку, что в значительной степени связано с усилением мотивации труда: дорожный мастер "отличного" околотка получает вдвое больше, чем на околотках с высокой балльностью.
Позитивные сдвиги наметились в локомотивном хозяйстве, где сэкономлено 55 млн. кВт-час электроэнергии и две тыс. тонн дизельного топлива на сумму 61 млн. рублей.
Второй год подряд на дороге наблюдается буквально "взрыв" пассажирских перевозок. Это стало результатом улучшения жизни населения и разумной тарифной политики, проводимой компанией. - Хотел бы особо подчеркнуть, - отметил Владимир Иванович Старостенко, - что в текущем году эти перевозки осуществлялись на более высоком уровне, без очередей на вокзалах и при полном удовлетворении спроса на места. Во всех видах сообщений в текущем году будут перевезены 666 млн. пассажиров против 619 млн. в прошлом году. Условно перевезено пять раз все население страны! Сегодня на дороге успешно реализуется эффективная система развития пассажирского комплекса, снижения убыточности пригородных перевозок, у истоков которой стоял Геннадий Матвеевич Фадеев в бытность начальником дороги. Приостановлена их убыточность, хотя она еще очень велика - 8, 4 млрд. рублей.
В решении проблемы компенсации убытков мы находим взаимопонимание с регионами, особенно с правительством Москвы и лично с Юрием Михайловичем Лужковым, но работы в этом отношении еще непочатый край.
В течение года хорошо зарекомендовала себя скоростная транспортная система между Москвой и городом-спутником Мытищи. Она показала свою высочайшую эффективность. Менее чем за год перевезены 4, 5 млн. человек, а рентабельность составила 21 процент. Пассажиры, что называется, вошли во вкус, просят реализовать скоростное движение до Болшево, Пушкино, Раменского, Железнодорожного и других подмосковных городов. Значит, и впредь нужно осуществлять подобные проекты на пользу компании и во благо пассажиру.
Усилиями компании и правительства Москвы реконструирован самый крупный на сети пересадочный узел Выхино, который за месяц отправляет более одного млн. пассажиров. В будущем году ко Дню железнодорожника планируется ввести скоростное движение на втором по напряженности пассажиропотока направлении: Москва-Люберцы-Раменское, где уже выполнен огромный объем работ.
Совместно с правительством Москвы разрабатывается и Генеральная схема развития Мосузла, которая позволит создать единый, гармоничный транспортный комплекс столицы, основой которого станет организация пассажирского движения на Малом кольце.
Дорога вплотную подошла к решению проблемы связать три аэропорта Москвы - Внуково, Шереметьево и Домодедово с деловым центром Москва-Сити и между собой.
Большой популярностью пользуется скоростной маршрут с Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово, где в текущем году перевезены три млн. человек, а рентабельность составила ни много ни мало 128 процентов!
С октября начато тактовое движение скоростных поездов на участке Москва-Лобня с Савеловского вокзала в аэропорт Шереметьево. Время в пути сокращено в два раза, а стоимость проезда дешевле такси в 10 раз!
К 1 августа будущего года будет закончено строительство железнодорожного пути от станции Аэропорт до Аэровокзала, и электропоезда экспресс станут "причаливать" прямо в терминале аэропорта, который в ближайшие два-три года станет крупнейшим в Москве.
- В названных проектах, - заявил Владимир Иванович, - органически сочетаются два важнейших аспекта - с одной стороны качество, комфорт и скорость, а с другой - высокая рентабельность. Важнейшим элементом наших новых пригородных технологий стала Автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в пригородных электропоездах (АСОКУПЭ). Эта система действует на всех московских вокзалах и 24 остановочных пунктах и дает увеличение платного пассажиропотока в 3-4 раза.
Начальник столичной магистрали особо подчеркнул, что благодаря осуществлению комплекса мер по оптимизации эксплуатационной работы производительность труда на дороге за последние четыре года возросла на 40, 4 процента. Объемы перевозок увеличились на 20 процентов, а освоены контингентом, уменьшенным на 10, 5 тыс. человек. Такого роста производительности труда на дороге ранее не было. Это одно из главных достижений Московской магистрали. Успешно решалась и задача повышения заработной платы (в среднем она составляет 10, 6 тыс. рублей) на основе роста производительности труда, соотношение между которыми дорогой выдержано. Более высокими темпами стала решаться жилищная проблема, особенно через ипотеку.
На дороге идет постоянный поиск резервов увеличения погрузки. Однако существуют немалые трудности. При всех положительных сторонах проводимой тарифной политики следует отметить ее недостаточную гибкость. Необходимо предоставить компании возможность оперативной корректировки тарифов в зависимости от изменений, происходящих на рынке, хотя бы в определенном диапазоне.
Говоря о задачах на 2005 год, Владимир Иванович Старостенко отметил, что их решение тесно увязывается с повышением экономической эффективности за счет оптимизации технологических процессов и технических средств. В частности, намечено демонтировать более 400 малоиспользуемых путей, закрыть 15 малодеятельных станций и раздельных пунктов, снизить на 10 процентов повторную переработку вагонов. В новом году на всех отделениях дороги будут организованы центры по управлению местной работой, которые позволят ускорить оборот местного вагона не менее чем на пять часов.
- Мы планируем также, - сказал в заключение Владимир Иванович, - оптимизировать мощности путевых машинных станций, их у нас 16. Крупные меры намечены в локомотивном, вагонном и других хозяйствах. В целом экономический эффект составит около одного млрд. рублей. Московская дорога, как и прежде, внесет свой достойный вклад в работу компании в 2005 году.