Минувший год для столичной магистрали был в определенном смысле знаковым. Он наглядно показал, что проводимые на транспорте реформы положительно сказались на результатах работы, и в этом есть немалая заслуга тружеников Московской магистрали. Эта мысль нашла подтверждение на расширенном заседании правления компании, прошедшем 22-23 декабря, в докладе президента компании Геннадия Матвеевича Фадеева, в выступлениях глав регионов страны.
В канун новогодних праздников, говоря об итогах работы в 2004 году, начальник столичной магистрали Владимир Старостенко отметил, что создан мощный задел для эффективной работы в наступающем году, дорога реализовала главную задачу текущего года и весь прирост объема перевозок обеспечен без привлечения дополнительного парка вагонов, локомотивов и трудовых ресурсов.
- Выполнены все основные показатели плана и обеспечена их хорошая динамика к уровню прошлого года, - заявил Владимир Иванович. - Увеличенный на четыре процента объем работы освоен рабочим парком вагонов на 1200 единиц (1, 6 процента), локомотивов на 11 единиц (2 процента) и контингентом по эксплуатации на 1830 человек (1, 6 процента) меньше прошлого года.
План по доходам перевыполнен на 4, 6 процента и в бюджет компании внесено дополнительно 2, 3 млрд. рублей.
Продолжалось укрепление финансового положения дороги. Дебиторская задолженность снижена на 55 процентов - 862 млн. руб., прочая кредиторская на восемь процентов (478 млн. руб.). Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности увеличены на треть (1 млрд. 327 млн. руб.) и составили пять млрд. 347 млн. рублей. Полностью внесены платежи в бюджет в сумме 9, 4 млрд. рублей.
Дальнейшее осуществление оптимизации эксплуатационной работы позволило ускорить оборот вагона почти на пять часов.
Значительно улучшены и другие эксплуатационные показатели, непосредственно влияющие на экономику. Участковая скорость повышена почти на четыре процента и доведена до рекордной за последние шесть лет величины - 41, 4 км/ч. Увеличен вес поезда на 50 тонн. Производительность локомотива возросла на 3, 1 процента. В результате осуществления этих мер экономия финансовых ресурсов составила 703 млн. руб.
Наибольший вклад в достижение положительных результатов внесли коллективы Московско-Курского, Московско-Рязанского, Орловско-Курского, Смоленского и Брянского отделений. Все это говорит о том, что дорога работала, как никогда ранее, в напряженном ритме.
Досрочно - 27 декабря - выполнено задание по погрузке. Сверх плана погружено почти 700 тыс. тонн различных грузов. С начала года отправлено 96, 0 млн. тонн. Против уровня прошлого года перевозки возросли на 4, 6 млн. тонн или на пять процентов (сеть - 5, 4 процента).
Владимир Иванович Старостенко особо подчеркнул, что, благодаря осуществлению комплекса мер по оптимизации эксплуатационной работы, производительность труда на дороге за последние четыре года возросла на 40, 4 процента. В текущем году этот рост составил почти шесть процентов (сеть - 7, 3 процента). Увеличенные объемы перевозок на 20 процентов освоены контингентом, уменьшенным на 10, 5 тыс. человек. Таких темпов роста производительности труда на дороге ранее не было. Это одно из наших главных достижений. Хорошо поработали Орловско-Курское отделение, где рост производительности труда составил 11, 3 процента, Тульское - 10, 8 процента, Брянское и Московско-Смоленское - по 7, 2 процента.
Сегодня приятно отметить, сказал начальник столичной дороги, что компания и дорога продолжают осуществлять сильную социальную политику. Успешно решалась задача повышения заработной платы на основе роста производительности труда, соотношение между которыми дорогой выдержано. Среднемесячная зарплата работников дороги в
2004 году составила 10 тысяч 460 рублей (сеть - 10574 рубля) и возросла к уровню 2003 года на 25, 6 процента (сеть - 23, 5 процента). При этом обеспечен ее опережающий рост у работников ведущих профессий.
Более высокими темпами стала решаться жилищная проблема, особенно через ипотеку. Построено пять жилых домов в городах Люберцы, Орел, Брянск, Смоленск, Куровская общей площадью 55 тыс. кв. метров, в том числе через ипотечное кредитование 48 тыс. кв. м, что позволит улучшить жилищные условия 850 семьям железнодорожников. Эта работа будет продолжена и в
2005 году. Планируется построить 60 тыс. кв. м жилья, в том числе по ипотеке - 50 тыс. кв. м.
Реализация инвестиционной программы в объеме 14, 7 млрд. рублей и капитального ремонта - 15, 9 млрд. рублей позволила существенно продвинуться по целому ряду направлений. В дооснащение вагонных депо дороги до уровня технического регламента вложено 402 млн. рублей. В результате удалось переломить ситуацию по качеству ремонта вагонов по целому ряду депо, таких как Рыбное, Воскресенск, Калуга, Ряжск. Коэффициент качества доведен до 0, 11 и улучшен за последние три года в 2, 5 раза (сеть - 0, 13).
Дорога занимает одно из ведущих мест по ремонту грузовых вагонов (39 тыс. вагонов). Введенные в октябре 2004 г. вагонно-колесные мастерские на ст. Бобрик Донской мощностью 10 тысяч колесных пар в год, позволят в значительной мере снять напряжение по этой позиции.
Начали давать отдачу ремонтные предприятия в хозяйстве пути, построенные за счет средств от подсобно-вспомогательной деятельности. С начала их пуска отремонтировано 150 путевых машин.
Балловая оценка состояния пути - в пределах 38 единиц. Количество неудовлетворительных километров снижено по сравнению с декабрем 2003 года в пять раз (2003 год - 163 неудовлетворительных километра). Сегодня на дороге 164 околотка из 556 имеют отличную оценку, что в значительной степени связано с усилением мотивации труда. И не случайно дорожный мастер "отличного" околотка получает сегодня в два раза больше, чем на околотках с удовлетворительной балльностью.
В текущем году удалось также продвинуться в вопросах улучшения использования локомотивных бригад, этого наиболее дорогостоящего контингента. Из 37 участков обращения локомотивных бригад, время на поездку снижено у 24. Это позволило уменьшить сверхурочные часы работы в два раза, добиться по ряду депо снижения езды пассажиром и переотдыхов в пунктах оборота.
2004 год прошел под знаком значительного улучшения местной работы, в результате оборот местного вагона улучшен почти на шесть часов. В будущем году, как это определено решением правления, мы должны завершить создание центров управления местной работой на всех отделениях, что позволит значительно улучшить организацию местной работы и выгрузку. Отделения должны предусмотреть весь комплекс мер по этому вопросу и дать предложения в приказ по дороге.
Неплохо поработали сортировочные станции дороги и, прежде всего, Орехово, Рыбное, Перово, Смоленск, где достигнуто наибольшее снижение простоя транзитных вагонов.
К сожалению, в текущем году мы не получили должной отдачи от вложенных средств в развитие и переоснащение станции Бекасово. Установленная норма простоя транзитного вагона с переработкой - 8, 5 часа не выполнена, и фактически он составил 9, 3 часа, хотя и снижен к прошлому году. Обращаю внимание, что на весь комплекс работ, который здесь был выполнен, затрачено более одного миллиарда рублей.
На 2005 год мы ставим перед станцией Бекасово-сортировочное задачу - сократить простой транзитного вагона не менее чем на один час! А сортировочным станциям установили задание уменьшить повторную переработку на 10 процентов или 150 тыс. вагонов. Это позволит сократить эксплуатационные расходы на 29, 5 млн. руб.
Второй год подряд, по словам Владимира Ивановича, на дороге наблюдается буквально "взрыв" пассажирских перевозок. Это является результатом осуществления мер по улучшению жизни населения и разумной тарифной политики, проводимой компанией. При этом перевозки осуществлялись на более высоком уровне - с отсутствием очередей на вокзалах и полном удовлетворении спроса на места.
Во всех видах сообщений в 2004 году перевезено 665 млн. пассажиров против 619 млн. в 2003 году или с ростом на 7, 6 процента ( + 46 млн. человек). Условно перевезено пять раз все население страны! При этом прирост перевозок пассажиров в целом выше, чем перевозится на отдельных железных дорогах. Сегодня на дороге создана и успешно реализуется стройная идеология развития пассажирского комплекса, снижения убыточности пригородных перевозок. Ее надо беречь и преумножать.
Практически удалось приостановить убыточность пригородных перевозок. Хотя они еще и очень велики - 8, 4 млрд. рублей. В 2005 году необходимо более тесно и продуктивно работать с регионами, особенно по Тульской, Рязанской и Владимирской областям.
В течение года успешно работала скоростная транспортная система между Москвой и городом-спутником Мытищи. Она показала свою высочайшую эффективность. Менее чем за год перевезено 4, 5 млн. человек, а рентабельность составила 21 процент. Эти перевозки весьма популярны у населения. Сегодня общественность, пассажиры настоятельно просят тиражировать эту систему до Болшево, Пушкино, Раменского и других подмосковных городов.
- Ко Дню железнодорожника мы планируем ввести скоростное движение на втором по пассажиропотоку направлении Москва-Люберцы-Раменское, где в 2004 году уже выполнен значительный объем работ, - сообщил начальник дороги.
Усилиями дороги и правительства Москвы реконструирован самый крупный на сети пересадочный узел Выхино, который за месяц отправляет более 1 млн. пассажиров. (Для сравнения: Киевский вокзал отправляет 843 тыс. человек, Белорусский - 639 тыс. человек и только Ярославский - 2, 3 млн. человек).
Большой популярностью пользуются перевозки авиапассажиров с Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово, где в 2004 году перевезено 3 млн. человек с высоким уровнем рентабельности.
С октября начато тактовое движение скоростных поездов на участке Москва-Лобня с Савеловского вокзала в аэропорт Шереметьево. Время в пути сокращено в два раза, а стоимость проезда дешевле такси в 10 раз!
Открыт второй этап интермодальных перевозок на направлении Москва-Внуково с регистрацией авиапассажиров и багажа на Киевском вокзале. К 1 августа будет закончено строительство железнодорожного пути от станции Аэропорт до аэровокзала (1, 5 км), и электропоезда экспресс будут заходить прямо в терминал аэропорта, который в ближайшие два-три года станет крупнейшим в Москве.
- Таким образом, в этих проектах органически сочетаются два важнейших аспекта - с одной стороны качество, комфорт и скорость, а с другой - высокая рентабельность, - подчеркнул начальник дороги. - В настоящее время совместно с правительством Москвы нами разрабатывается Генеральная схема развития Мосузла, мы вплотную подошли к решению проблемы связать все три аэропорта столицы: Внуково, Шереметьево и Домодедово с деловым центром Москва-Сити и между собой. Вот в такие проекты дорога намерена вкладывать средства в последующие годы!
Положительные результаты в 2004 году были достигнуты благодаря четкой и слаженной работе коллективов предприятий, подразделений дороги, тружеников магистрали. В 2004 году 53 предприятия дороги были признаны победителями отраслевого соревнования. Среди них коллективы:
- Брянского отделения (начальник Александр Павлович Герасимов, председатель райпрофсожа Анатолий Федорович Сырокваша);
- Орловско-Курского отделения (бывший начальник Василий Федорович Фролов, сейчас Левин Александр Александрович, председатель теркома Николай Васильевич Степанов);
- Московско-Курского отделения (бывший начальник Павел Алексеевич Иванов, сейчас Никитин Валерий Николаевич, председатель теркома Надежда Константиновна Ломтева);
- Смоленского отделения (начальник Владимир Алексеевич Ильин, председатель райпрофсожа Сергей Иванович Семкин);
- Дирекции по обслуживанию пассажиров (начальник Анатолий Леонидович Кужель, председатель теркома Николай Сергеевич Комков).
Дважды были победителями отраслевого соревнования коллективы:
- вагонного депо Брянск-Льговский (начальник - Владимир Иванович Павлюкевич, председатель профкома Людмила Николаевна Брызгалова);
- Смоленской дистанции пути (начальник Дмитрий Яковлевич Гоноровский, председатель профкома Зоя Васильевна Волкова);
- вагонного депо Рыбное (начальник Сергей Валерьевич Дмитров, председатель профкома Татьяна Борисовна Трунова);
- локомотивного депо Апрелевка (начальник Виктор Владимирович Сафронов, председатель профкома Наталья Юрьевна Охонько);
- Брянской дирекции по обслуживанию пассажиров (начальник Сергей Петрович Ермаков, председатель профкома Ольга Васильевна Панпурина.
Государственными наградами отмечены 16 тружеников магистрали, знаком "Почетный железнодорожник" - 47 человек, именными часами президента ОАО "РЖД" - 61 работник дороги, другими сетевыми наградами - 273 человека и еще 1190 - наградами дороги.
Главным из нерешенных проблем В.Старостенко назвал обеспечение достаточного уровня безопасности движения. Хотя в этом вопросе многое сделано, как в техническом плане, так и в работе с людьми.
Причиной многих тяжелых случаев стали нарушения технологии ремонта пути и подвижного состава. Однако основную роль сыграл человеческий фактор: низкая технологическая дисциплина отдельных работников, их крайне слабая квалификация, неумение действовать в экстремальных ситуациях.
Хотя более 95 процентов работников дороги, связанных с движением поездов, трудятся безаварийно, тем не менее, пока не удалось добиться, чтобы каждый работник осознавал личную ответственность за обеспечение безопасности движения.
За последние годы на дороге создан мощный потенциал, позволяющий в 2005 году продолжать усилия по улучшению эксплуатационной деятельности, оптимизации хозяйств и предприятий, с тем, чтобы значительно повысить экономическую эффективность работы дороги. Необходимо также целенаправленно работать для усиления мотивации труда и решения социальных проблем, - подчеркнул В.Старостенко.
С целью удовлетворения растущих потребностей предприятий в перевозках должна быть решена задача доведения объемов отправления грузов, как минимум, до 99, 3 млн. тонн. Необходимо попытаться решить задачу освоения прироста объемов перевозок с минимальным привлечением парков вагонов и локомотивов. Для этого необходимо ускорить оборот вагона против уровня, достигнутого в 2004 году, еще на 1, 2 часа или на 1, 5 процента и довести его до уровня 3, 24 суток при задании по бюджету 3, 30. Производительность локомотива необходимо довести то уровня 1450 тыс.т/км или с ростом 1, 3 процента.
Таким образом, главное направление решения задач 2005 года - это повышение экономической эффективности за счет оптимизации технологических процессов и технических средств.
Дальнейшее улучшение эксплуатационной работы, внедрение новых технологий создают предпосылки для решения другой не менее сложной и важной задачи - повысить производительность труда на шесть процентов (при задании 5, 1 процента). Следует также оптимизировать мощности путевых машинных станций. Крупные меры потребуется осуществить в локомотивном, вагонном и других хозяйствах.
- Необходимо уже с первых дней нового года работать на опережение, особенно по качественным показателям использования подвижного состава, с тем, чтобы к началу летних путевых работ иметь определенный задел по их выполнению, - подчеркнул начальник столичной магистрали.