По мнению участников рынка, выставляемое на продажу подразделение "ЛУКОЙЛа" может купить ТНК-ВР или компании, связанные с транспортным бизнесом
Транспортное подразделение "ЛУКОЙЛа" - компания "ЛУКОЙЛ-Транс" - может быть продано в 2005 г. Соответствующее намерение озвучил в понедельник вице-президент нефтяной компании Леонид Федун. По его словам, задача усложняется тем, что выставляемое на продажу предприятие включает в себя как автопарк, так и железнодорожные цистерны, и продать его одним лотом невозможно. Впрочем, в компании заявляют, что переговоры с потенциальными покупателями уже ведутся. Как отмечают эксперты, у "ЛУКОЙЛа" вряд ли будут проблемы с покупателями транспортного подразделения. По некоторым данным, на смену "Русснефти", одно время интересовавшейся этим активом, в ближайшее время может прийти компания ТНК-ВР, которой необходимо развивать логистику в связи с амбициозными планами в добывающем секторе. Специалисты считают, что "ЛУКОЙЛ-Транс", оцениваемый в 120-150 млн долл., может заинтересовать и структуры, близкие к транспортному бизнесу, а также прочих промышленных инвесторов: мировая конъюнктура рынка нефти делает перевозку нефтепродуктов прибыльным предприятием вне зависимости от того, является ли транспортная компания частью нефтяной или существует сама по себе.
Компания "ЛУКОЙЛ-Транс" эксплуатирует более 5 тыс. собственных железнодорожных цистерн и перевозит 0, 5 млн т грузов ежемесячно. Кроме того, транспортному подразделению "ЛУКОЙЛа" принадлежит большой автопарк. Представители "ЛУКОЙЛа" еще прошлым летом подтверждали RBC daily намерение избавиться от "ЛУКОЙЛ-Транса" в рамках стратегии избавления от непрофильных и низкорентабельных активов. Однако тогда еще не были известны сроки продажи "дочки" нефтяной компании. Вчера же вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун в ходе пресс-конференции заявил о том, что транспортное подразделение будет продано в течение 2005 г. При этом он отметил, что задача осложняется наличием в составе "ЛУКОЙЛ-Транса" активов, обеспечивающих как добычу, так и перевозку нефти. Кроме того, в предприятие входит и автомобильный, и железнодорожный транспорт. Поэтому одним лотом продать "ЛУКОЙЛ-Транс" будет невозможно, заметил он, подчеркнув, однако, что переговоры с потенциальными покупателями транспортного предприятия уже ведутся.
Названия компаний, участвующих в переговорах относительно "ЛУКОЙЛ-Транса", в НК "ЛУКОЙЛ" не раскрывают. Минувшей осенью Леонид Федун обозначил только, что среди них есть одна российская нефтяная компания. Ранее на рынке появились слухи о том, что "ЛУКОЙЛ-Транс" собирается приобрести "Русснефть". В свое время президент "Русснефти" Михаил Гуцериев говорил о необходимости создания в компании транспортного подразделения или покупки уже действующего предприятия, и появление подобных слухов не стало неожиданным. Аналогичное предположение со ссылкой на "некоторые источники" было опубликовано сегодня и на интернет-сайте Союза производителей нефтегазового оборудования. Однако, по словам участников рынка, в последнее время активные переговоры между "Русснефтью" и "ЛУКОЙЛом" в отношении транспортного подразделения не ведутся. По мнению начальника аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максима Шеина, это может быть связано с решением "Русснефти" создать транспортное предприятие с нуля. "Отказываясь от покупки "ЛУКОЙЛ-Транса", эта компания проигрывает во времени, однако выигрывает за счет рассрочки платежей, что актуально, учитывая ряд ее недавних покупок, в основном добывающих активов", - сказал он RBC daily.
Впрочем, специалисты уверены, что место "Русснефти" не останется незанятым. Один из участников рынка сообщил RBC daily, что интерес к "ЛУКОЙЛ-Трансу" в последнее время стала проявлять компания ТНК-ВР, хотя он затруднился сказать, ведет она сейчас переговоры с "ЛУКОЙЛом" или же интерес ее чисто гипотетический. Связаться с представителями пресс-службы ТНК-ВР накануне выхода статьи не удалось. Тем не менее эксперты не исключают, что эта информация может в дальнейшем подтвердиться. "Одна из мировых тенденций последних лет - развитие аутсорсинга в непрофильных видах деятельности нефтяных компаний. Однако ТНК-ВР может заинтересоваться транспортной компанией, - говорит Максим Шеин. - Это связано как с высокими темпами роста добычи, что требует организации сбыта дополнительных объемов, так и с возможным стремлением быть менее зависимой от "Транснефти". Пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов не подтвердил, но и не опровергнул RBC daily информацию о переговорах с "Русснефтью" и ТНК-ВР.
Не исключено, что "ЛУКОЙЛ-Транс" вызовет интерес не только нефтяных компаний. По мнению экспертов, если "ЛУКОЙЛ" запросит за этот актив не более 120-150 млн долл., его попытаются купить структуры, не имеющие прямого отношения к нефтяному бизнесу. "Транспортное подразделение "ЛУКОЙЛа", на наш взгляд, скорее заинтересует компании, близкие к транспортному бизнесу, чем к нефтяному. Для нефтяников это непрофильный актив. Собственно, поэтому "ЛУКОЙЛ" и ищет покупателя на "ЛУКОЙЛ-Транс", - сказал RBC daily аналитик "МДМ-Банка" Антон Затолокин. С ним соглашается аналитик по нефти ИК "АТОН" Дмитрий Лукашов. "Компания, которая занимается транспортировкой нефтепродуктов, может быть прибыльной, существуя самостоятельно, особенно при хорошей конъюнктуре мирового рынка нефти. Поэтому попытаться купить "ЛУКОЙЛ-Транс" могут и структуры, не связанные напрямую с нефтяным бизнесом, - отметил он в беседе с RBC daily. - В конечном счете это может быть любой промышленный инвестор".
Отдел компаний