Правительство наконец определилось, где будет конечная точка нефтепровода из Восточной Сибири
До последнего момента все выглядело размыто. Нефтепровод обычно именовался слишком общо: "Тайшет -Тихий океан". В таком виде он мог означать и строительство нефтяного терминала в Хабаровском крае, в порту Ванино. Потом название конечной точки уточнили: "Тайшет - Находка". В таком виде проект фигурировал и в международных документах. На самом деле в Приморье давно знали, что труба упрется вовсе не в Находку, где уже есть нефтяной порт, а совсем в другое место почти на 250 километров южнее: в бухту Перевозную, что в двадцати километрах от центра Владивостока, на противоположном берегу Амурского залива. А ведь еще на несколько десятков километров южнее есть несколько готовых портов с инфраструктурой и подъездными дорогами -Славянка, Зарубино, Посьет.
А что такое Перевозная? Здесь небольшой поселок, вымирающий зимой, маленький пирс. Сюда нет ни хорошей автомобильной дороги, ни железнодорожных путей.
Возможно, как раз это и стало плюсом для тех, кто определял маршрут. Одно дело строить нефтяные терминалы в Находке, на территории, которую уже контролирует крупный бизнес (владеющий нефтью и портами), и совсем другое - первому войти в "дикий край". Администрация края как раз лоббировала именно эту конечную точку - бухту Перевозную. Ожидается, что здесь будет построен не только нефтепорт, но и "образцовый современный поселок".
Таким образом, Приморье и Россия получат абсолютно новый нефтяной порт, который будет создаваться с нуля. Собственно говоря, ничего сложного или грандиозного здесь нет: несколько емкостей на берегу, перекачивающая станция, пирс, труба в море, по которой нефть будет заканчиваться в танкеры. Обычные торговые и рыбные порты представляют собой намного более сложные сооружения.
На минувшей неделе администрацию Приморского края посетил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша. Он "привез" правительственное распоряжение "в кратчайшие сроки реконструировать 90 километров железной дороги от станции Барановская до станции Кедровая". Кедровая - это ближайшая к Перевозной железнодорожная станция по Хасанской ветке, что ведет от Уссурийска к корейской границе.
Два слова о железнодорожной ветке. Этот участок дороги давно уже требует реконструкции, хотя почти не загружен. Эта ветка играла важную роль, когда Советский Союз дружил с КНДР Потом ее значение резко упало. Железнодорожные власти обещали ее реконструировать в рамках строительства Транскорейской магистрали, которая соединила бы Южную и Северную Кореи и привязала бы их к Транссибу как раз через Хасан. Но пока не создан международный консорциум, который бы финансировал эту грандиозную политическую затею.
Распоряжение правительства по сути означает, что пока будет строиться нефтепровод, нефть будет идти из-под Тайшета в железнодорожных цистернах. И, видимо, операции с этой нефтью должны убедить потенциальных инвесторов ( в первую очередь японские фирмы), что, во-первых, нефть есть, во-вторых, нефть будет. Ведь одним из самых серьезных возражений против строительства данного нефтепровода является то обстоятельство, что разведанных запасов нефти не хватает для экспорта обещанных 80 млн. тонн в год. Собственно говоря, инвестиции в первую очередь нужны для нефтеразведки.
Как заявил вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков:
- Строительство нефтеналивного терминала в бухте Перевозная начнется уже летом этого года.... Проектные работы ведутся с января 2005 года. Строительство нефтепровода планируется начать летом текущего года сразу в двух точках - в Тайшете и в бухте Перевозная... Правительством РФ поставлена задача в августе - сентябре 2006 года начать отгрузку нефтепродуктов с терминала бухты Перевозная.
От Тайшета до Перевозной будет проложена труба диаметром 1220 мм и длиной 4118 км. Планируется строительство 44 нефтеперекачивающих станций и 14 резервуарных парков. В строительстве системы будут задействованы около 30 тыс. специалистов. Основным рынком сбыта нефти предполагаются страны АТР: Китай, Япония, Республика Корея, Индонезия и Австралия. Интересно, что Горчаков, говоря о планируемой мощности несртепровода, назвал уже "сниженную цифру" - "до 50 млн. тонн нефти в год". Дело в том, что часть нефти - около 30 млн. в год, - не дойдет до Приморья. От нефтепровода в районе Сковородино будет сделано ответвление на китайский город Дацин.
Судьба нефтепровода была решена 31 декабря 2004 года. В распоряжении, подписанном премьером Михаилом Фрадковым, говорится о том, что правительство приняло предложение Минпромэнерго России и "Транснефти" "с учетом положительного заключения государственной экологической экспертизы о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) - г. Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год". Заказчиком проектирования и строительства выступит "Транснефть".
В Приморье протяженность нефтепровода, согласно предварительным расчетам, составит 488 км. Труба не только упрется в город Владивосток, она выйдет в море по границе двух заповедников: сухопутного "Кедровая падь" и Морского. Разумеется, все это вызывает протесты экологических организаций. Экологи не только говорят об опасности загрязнения заповедных лесов и вод. Они, прежде всего, ставят под сомнение "выгодность" проекта для местных территорий. В самом деле, существенные дополнительные рабочие места будут созданы только на этапе строительства нефтепровода. Антон Семенов из общественной организации ИСАР-ДВ приводит следующий пример:
- В разделе "обоснование инвестиций" проекта указано, что на период строительства будет создано 16 208 дополнительных рабочих мест. Но кто получит эти места? В этом же документе говорится: "Скорее всего, большая часть рабочих будет приглашена из других регионов России, однако присутствие на территории около 16 тысяч человек с регулярно получаемой заработной платой будет способствовать получению местными жителями дополнительного дохода в процессе сбыта строителям продукции собственного производства". В общем, местные жители страшно обогатятся на продаже богатеньким строителям нефтепровода пирожков и красной икры.
Основные деньги местные территории, похоже, будут получать не с подоходного налога строителей и нефтяников, а с платежей за аренду земли и за ущерб, нанесенный экологии. Поэтому территории, по которым пройдет нефтепровод, соревновались друг с другом в том, чтобы выставить максимальную цену за землю. По данным, которые приводит экологический журнал "Делин", 1 километр земельных ресурсов трассы нефтепровода стоит в Амурской области около 35 тысяч рублей, в Хабаровском крае - почти в десять раз дороже - 306 тысяч рублей, а в Приморье - 218 тысяч рублей. Это, по мнению экологов, не такие уж большие деньги. Возмущает экологов и то, что компания "Транснефть" отказывалась предоставлять на независимую экспертизу материалы по оценке воздействия нефтепровода на окружающую среду, ссылаясь на то, что они содержат государственную тайну. Но Арбитражный суд Приморского края оставил без рассмотрения иск общественной экологической организации "Зеленый Крест" к "Транснефти". Экологи надеялись познакомиться с "предпроектными материалами строительства нефтепровода" для проведения независимой общественной экологической экспертизы. Видимо, экологическую экспертизу придется проводить уже после завершения строительства.