УРОКИ АВТОПРОМА

Количество иностранных сборочных производств автомобильной техники в России продолжает расти.

Их появление связано с ростом спроса, удовлетворить который отечественные автозаводы не в состоянии. В девяностые годы проблема решалась за счет ввоза подержанных иномарок. После принятия соответствующей концепции и установления заградительных пошлин были созданы условия, при которых автомобиль стало выгоднее собирать в стране, нежели ввозить из-за рубежа. Сейчас действует шесть заводов по выпуску иномарок: завод "Форд" под Санкт-Петербургом, российско-французское СП "Автофрамос", СП "Дженерал Моторс - АвтоВАЗ", калининградский "Автотор". Сборка ведется также на Таганрогском автомобильном и Ижевском машиностроительном заводах. Общий объем выпуска иностранных автомобилей этими предприятиями в 2004 году достиг 146 тысяч. К 2010 году он возрастет до 400 тысяч.

Развитие таких производств с государственной точки зрения оказалось намного выгоднее ввоза готовых автомобилей. Создаются новые рабочие места, на соседних предприятиях размещаются заказы на комплектующие, выплачиваются налоги в местный и федеральный бюджеты, решаются экономические и социальные задачи. Полноценное производство, освоение новых технологий способствуют созданию столь необходимого для страны инвестиционного климата, стимулируют создание подобных производств в других сферах.

Благодаря низкой цене покупатели долгие годы голосовали рублем за отечественного производителя, не понуждая его к повышению качества продукции. Появление иностранных марок особой радости поначалу не вызвало. Продукция "Автотора" застаивалась на дилерских складах. Но первым быть всегда трудно. "Форд", пришедший несколькими годами позже, проблем со сбытом уже не испытывал - еще до начала производства дилеры набрали заказов на несколько месяцев вперед. Казалось, повезло "GМ-АвтоВАЗ" - вера в новую "Ниву" оказалась столь сильна, что потребовалось полтора года, дабы покупатель уяснил некоторые простые истины. Одна из них - иностранцы приходят сюда не подарки делать, а деньги зарабатывать. Причем многие настолько увлечены этим процессом, что даже перестают заботиться о чести компании: количество рекламаций на производимую технику оказалось рекордным.

Ажиотаж, созданный вокруг бюджетных малолитражек, пошел на убыль лишь в конце прошлого года. Увеличение товарного предложения окончательно успокоило покупателей, до этого занимавших деньги в банках под немыслимые проценты во имя исполнения мечты. Одновременно пришлось признать поражение политики заградительных пошлин. За три года основным отечественным заводам не удалось ни улучшить качество автомобилей, ни увеличить объемы производства. Зато цены выросли весьма значительно. Перебравшись в ценовую нишу 8-9 тысяч долларов, производители достигли предела в соотношении цены и качества, с которым еще недавно готовы были мириться покупатели. Суммарные иностранные инвестиции, привлеченные в российский автопром, достигли одного миллиарда долларов. Правительство намерено увеличивать их объем. Снижение пошлин на ввоз комплектующих поможет присутствующим в России компаниям стабилизировать цены на готовую продукцию. Ведущие мировые автоконцерны теперь все больше задумываются о создании в России собственных производств.

Японская "Тойота" планирует к 2008 году построить в Нижегородской области завод, который сможет выпускать до 100 тысяч автомобилей в год. "Фольксваген" рассматривает возможность строительства производственных мощностей в подмосковном Ступине. Большие планы у концерна "Ниссан".

С приходом иностранцев в отечественном автопроме появились глобальные положительные тенденции. Стронулись с мертвой точки процессы модернизации производств и обновления модельного ряда. Пуск на АвтоВАЗе нового завода по выпуску "Калины" - единственный доведенный до завершения проект за последнее десятилетие. Дилеры с нетерпением ожидают появления нового автомобиля в продаже. Серьезная позиция у группы "Северсталь-Авто". Завершены работы над полноприводным внедорожником "Патриот", воплотившим в себе современные технические решения.

Безусловно, и "Калина", и "Патриот" будут дороже, чем российские автомобили, выпускавшиеся до сих пор. Однако по качеству они вплотную приближаются к мировым стандартам. В то же время собираемые в России иномарки, в которых с каждым годом появляется все больше комплектующих местного производства, по качеству сближаются с привычной российской продукцией, о чем свидетельствует пример "Шеви-Нивы". Проще говоря, иномарки, собранные в России, постепенно утрачивают свои качественные преимущества, а перспективные российские автомобили становятся лучше, отбирая долю рынка у неновых иномарок.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости