Как стало известно "Бизнесу", оператор рынков "Каширский двор" первым в России запустил сеть собственных магазинов по продаже стройматериалов. Эксперты указывают, что теперь компания начнет конкурировать с собственными арендаторами, и не исключают, что в будущем она решит избавиться от них. О том, что "Каширский двор" занялся розничной торговлей, "Бизнесу" рассказал гендиректор компании Денис Рябченков. По его словам, с июня 2005 года на рынке "Каширский двор-1" открыто 15 торговых точек под маркой "Торговый дом Каширский двор". Площадь магазинов составляет около 100 кв. м, там продается сантехника и напольные покрытия массового сегмента. "Мы хотим увеличить оборот, а также контролировать ценовую политику арендаторов, чтобы они не делали цены слишком высокими", - уточняет замгендиректора "Каширского двора" Илья Константинов.
Инвестиции в проект не разглашаются, но, по оценкам управляющего партнера КОНсалтинговой компании BBPG Алексея Тихомирова, они составляют $1-3 млн.
Аналитики говорят, что это первый случай в истории российского ритейла, когда девелоперы занялись торговлей. "Сейчас, наоборот, ритейлеры активно идут в девелопмент - этот бизнес сейчас более рентабелен", - говорит президент Национального торгового альянса Вадим Зуйков.
До конца года "Каширский двор" планирует увеличить количество точек до ста, а также расширить ассортимелт. В компании пока не уточняют, где расположатся новые точки: на территории рынков или в отдельно стоящих помещениях. С развитием сети компания рассчитывает увеличить свою долю на рынке до 30% с нынешних 10-15%. Весь московский рынок розничной продажи стройматериалов BBPG оценивает в $5 млрд.
Эксперты связывают экспансию "Каширского двора" в ритейл с обострением конкуренции с розничными сетями. "Сейчас на рынке много компаний, у которых цены существенно ниже, чем у "Каширского двора". "В частности, в „Старике Хоттабыче" некоторые краски дешевле в два раза", - говорит гендиректор компании "Роспаркет" (продает напольные покрытия) Сергей Коротеев.
Напомним, ранее "Каширский двор" решил перестроить свои рынки в крытые торговые комплексы (об этом "Бизнес" подробно писал 22 июня). "Рынки как форма торговли уже не могут конкурировать с гипермаркетами из-за отсутствия комфортной обстановки для покупателей", - объяснял тогда это решение Илья Константинов.
Тоn-менеджер рынка "Трак-Терминал" считает, что с запуском собственной сети "Каширский двор" стремится "снять сливки" с быстрорастущего рынка стройматериалов. "Года через два рынок закроется, на нем уже работают крупнейшие зарубежные игроки", - говорит собеседник "Бизнеса". А аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, напротив, предполагает, что "Каширский двор" создает сеть для последующей перепродажи западному инвестору. "Выручка одного такого магазина при хорошем маркетинге и расположении может превышать $350 тыс. в год, а 100 магазинов принесут $35 млн. ежегодно", - говорит Кочетков.
Для арендаторов решение "Каширского двора" строить свою розничную сеть может означать ухудшение условий работы. "Я не исключаю конфликта между "Каширским двором" и его арендаторами, фактически, они начинают конкурировать с собственными партнерами", - говорит Вадим Зуйков. С ним соглашается Алексей Тихомиров из BBPG: "Арендаторы вырастили поток покупателей, создали имя, а после модернизации „Каширский двор" может снова взять доходы от продажи стройматериалов в свои руки".
Эксперты предполагают, что в будущем "Каширский" может вовсе отказаться от арендаторов. Об этом говорят Тихомиров и Зуйков. С ними согласны и некоторые арендаторы "Каширского двора". "Да, компания может в ближайшем будущем начать от нас избавляться", - заявил попросивший об анонимности директор точки по продаже лаков и красок на "Каширском дворе". Гендиректор точки "Рост АС" Андрей Ткачев уточнил, что недавно администрация "Каширского двора" проводила собрание, на котором объявила о грядущей переделке рынка в ТК и предупредила, что условия аренды изменятся. "Возможно, многим арендаторам придется уйти", - предполагает Ткачев.