"ЛЕСОБАЛТ" ЗАСТАВЛЯЮТ ПОВЕРИТЬ В НЕСУЩЕСТВУЮЩУЮ ВИНУ

КТО РАЗДУВАЕТ ПОЖАР ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ?

Август 2005 года оказался богатым на события. Вначале депутаты облдумы продлили срок своих полномочий на полгода, установив прецедент в мировой практике, потом на Калининград обрушился ураган. Но все эти события затмило противостояние между 000 "Лесобалт" и ЗАО "Цепрусс", в которое оказались втянутыми практически все СМИ.

"На самом деле конфликта, как такового, несуществует, -заявил "Московскому комсомольцу" в Калининграде" генеральный директор 000 "Лесобалт" Анатолий Якимов. - Если бы каждая из сторон поступала честно, общественность вряд ли была бы взбудоражена. Мало ли какие вопросы могут возникнуть во взаимоотношениях двух хозяйствующих субъектов? Но обычно они решаются цивилизованным путем. Однако в случае с ЗАО "Цепрусс" такой вариант не проходит. Борис Овчинников привык все время быть на слуху и в какой-то момент решил, что народ за него будет рубаху на груди рвать. Между тем мне каждый день приходят письма, раздаются звонки от жителей Калининграда.

Вот только одно из них: "Я выражаю огромную благодарность от себя лично и от жителей Октябрьского района. Теперь мы можем дышать. Надеемся, что "Цепрусс" закрыт навсегда. Анна".

Кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

"Священная корова" калининградского бизнеса

ЗАО "Цепрусс" было создано в 1990 году, став правопреемником государственного предприятия ЦБЗ-2 ПО "Калининградбумпром". Возглавил его бывший главный инженер предприятия Борис Овчинников, избранный трудовым коллективом едва ли не единогласно.

Люди голосовали тогда не столько за личность Овчинникова, сколько за его программу по выводу предприятия из кризиса. Новый руководитель твердо обещал: жить станет лучше.

Какое-то время предприятие действительно было лидером калининградского бизнеса (налоговые отчисления "Цепрусса" составляли до 20% всех поступлений в областной бюджет). Что позволило генеральному директору извлечь кое-какие дивиденды - в частности, Овчинников был избран первым председателем Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области. А уж это давало возможность диктовать свои условия игры не только собратьям по бизнесу, но и в чем-то местным и региональным властям.

Первый серьезный конфликт на предприятии, который неудалось "замять", случился осенью 2001 года. О нем рассказала председатель профкома предприятия Раиса Будовая на пресс-конференции по проблемам КЗОТа, проходившей в Калининградской областной думе в январе 2002 года.

Вот выдержки из информационных сообщений того времени. "Как заявила Раиса Будовая. генеральный директор "Цепрусса" Борис Овчинников последнее время откровенно запугивает работников, что привело к сокращению профсоюза с 1163 до 16 человек. Политика эта, считает профлидер, эффективна потому, что в руках руководителя прямые рычаги материального стимулирования".

И далее по тексту: "Высокое общественное положение в случае с руководителем "Цепрусса" (он -Президент Союза промышленников и предпринимателей области, член координационного совета при полномочном представителе президента в СЗФО) служит как бы индульгенцией на незаконные действия. На своем предприятии г-н Овчинников препятствует заключению коллективного договора, в котором ему не нравится внесенный профсоюзом пунктов индексации заработной платы наемных работников. Ни публичное обращение президиума областной федерации профсоюзов, ни заявление Совета профсоюзов не склонили "хозяина" к поиску компромисса и заключению взаимоприемлемого колдоговора. Назначаемые под контролем федерации профсоюзов заседания по заключению коллективного договора срываются из-за неявки на них представителей администрации ЗАО "Цепрусс". Председатель областной федерации профсоюзов Владислав Двуреченский заявил на пресс-конференции, что на действия гендиректора "Цепрусса" подан иск в областной суд"... Эти отрывки отражают стиль работы руководителя ЗАО "Цепрусс". Не изменил он своей политике и сейчас.

Неуступчивый сосед мешает?

И все бы ничего, да в том же 2002 году на болотистом пустыре по соседству с территорией ЦБЗ была забита первая свая под фундамент нового предприятия -000 "Лесобалт". Невостребованная земля на берегу реки Преголи, постоянно затопляемая при нагонной волне, была передана инвестору в аренду на 49 лет. По словам Анатолия Якимова, такое неудобное место, требующее немалых затрат для приведения в пригодное состояние, было выбрано не случайно: рядом находится ЦБЗ, которому мы планировали продавать отходы деревопереработки, являющиеся прекрасным сырьем для варки целлюлозы. Это мировая практика, потому что взаимовыгодно обеим сторонам.

Но тут нашла коса на камень. Борис Овчинников на отрезотказался скупать соседскую щепу, которую Якимов вынужден просто сжигать.

Но не в щепе дело, а скорее в перспективах.

- Рядом Преголя и Морской канал, по которым лес из Сибири можно доставлять баржами из порта Усть-Луга в Ленинградской области, что избавляет нас от постоянно дорожающего железнодорожного транзита через Белоруссию и Литву. В связи с этим проект нашего завода предусматривает строительство причала, - рассказывает Анатолий Якимов. - На разработку проекта причала мы потратили порядка 6 млн рублей, но сегодня строительство невозможно начать, так как на берегу расположен принадлежащий "Цепруссу" и давно неиспользуемый им склад-развалюха. Мы согласны его приобрести для дальнейшего сноса, но сосед заломил за это имущество несусветную цену - $1 млн!

Создается впечатление, что сосед просто хочет навариться на нас.

Примерно такую же цену г-н Овчинников назначил и за подстанцию, к которой пытался подключиться "Лесобалт". "Нам пришлось строить свою подстанцию за 1,5 млн евро, - рассказывает Анатолий Якимов, -так что теперь от соседа не зависим. Но и после этого нашли новый источник "пожара" -железнодорожные пути".

Кто мешает "Цепруссу"?

- В средствах массовой информации постоянно навязывается стереотип, что во всех бедах "Цепрусса" сегодня виноват исключительно "Лесобалт", - продолжает Якимов. - Но 18 мая 2005 года нашим соседям запретила эксплуатировать железнодорожные пути Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ведь здесь перевозится хлор. В документе черным по белому записано: "До устранения неисправностей в полном объеме".

Речь идет не о 2 км пути, принадлежащих "Лесобалту", а о 4 км железнодорожных ветвей непосредственно на "Цепруссе". Но ведь, по сведениям из печати, все поставлено с ног на голову! Борис Овчинников обвиняет во всем нас, не принимая никаких мер к тому, чтобы навести порядок у себя.

В том, что дело практически не сдвинулось с мертвой точки, убедились и инспекторы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которые работали в Калининграде 26 июля. Поймите, даже если я буду пропускать вагоны для нужд "Цепрусса", это ничего не изменит, пока Овчинникову не дадут разрешение на эксплуатацию собственных железнодорожных путей.

Здравый смысл возобладает?

Могут ли помириться Анатолий Якимове Борисом Овчинниковым? Если останутся на тех же позициях - вряд ли. Их взгляды на жизнь и на бизнес, вполне естественно, различны. Но шаги навстречу друг другу сделать можно.

- Я ничего не требую от своего оппонента, - говорит Якимов,

- все упирается в заключение договора. Но его-то подписать и не удается. У руководителей ЗАО "Цепрусс" всегда находятся причины не делать этого.

По большому счету, я по закону не имею права пропускать опасный груз, к которому относится хлор, не имея договора. Ведь в случае если произойдет какое-то ЧП, спрашивать будут конкретно с меня: на каком основании цистерны с хлором были пропущены? А разделить ответственность Овчинников не спешит...

А все разговоры о том, что чужой бизнес готов съесть бизнес местный, - это просто страшилки. Региональные власти, естественно, хотят, чтобы сюда шли инвестиции. Но наши взаимоотношения с "Цепруссом" - реальный ответ на то, насколько готовы калининградские бизнесмены к подобному "приходу". Очень жаль, если вторую очередь "Лесобалта" придется строить не в Калининграде, а в Санкт-Петербурге...

Деревоперерабатывающий завод 000 "Лесобалт"- высокотехнологическое, экологически чистое безотходное производство, оснащенное современным немецким оборудованием. На предприятии из твердой древесины -лиственницы, сосны и ели - выпускается мебельный щит, оконный брус, сушеная доска, которые используются при изготовлении мебели, паркета, оконных проемов и строительстве домов. Большая часть продукции будет отправляться в страны Европы и США. На сегодня "Лесобалт" имеет контракты на экспортные поставки клееного бруса из сибирского леса в объеме 140тыс. куб. метров в год. На заводе работают 400 специалистов> средний заработок на предприятии - 15тыс. рублей.

В строительство первой очереди завода российские банки инвестировали 70млн евро. Возведение второй очереди с портовым причалом общей стоимостью около 100 млн евро запланирован она 2005-2006 годы.

Сергей КОНОВНИЦЫН.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости