Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку на год приостановила размещение (продажу) и обращение ценных бумаг ГАХК «Черноморский судостроительный завод». Очередной этап конфликта, господа. Мотивацией данного поступка, по словам представителей ГКЦБФР, служит то, что эмитент не предоставил равного преимущественного права акционеру ООО СП «Нибулон» на приобретение акций дополнительного выпуска в количестве пропорциональном его доли в уставном фонде на дату принятия решения об эмиссии. В тоже время, утверждают официальные источники, преимущество перед ООО СП «Нибулон» получил другой акционер ГАХК «ЧСЗ» — ООО «Центр развития проектов».
Решение о допвыпуске акций было принято общим собранием акционеров «ЧСЗ» 26 мая прошлого года. Подписка на акции проводилась в два этапа — с 1 по 15 августа и с 16 по 19 августа 2004 года. Все это время тайно или явно происходили споры на разных уровнях. Конфликт подпитывался еще и тем, что одно время заводом активно интересовался господин Франчук, первый муж дочери экс-президента. Собственно, он заприметил предприятие еще в мае 2003-го года. Тогда государство объявило, что готово продать «Черноморский судостроительный завод» за 200 млн. грн. Ситуация для такого заявления (что было на руку олигарху), на заводе сложилась весьма благоприятная — там считали, что ГАКХ стоит приватизировать за один доллар, что позволило бы инвестору быстро поднять его на ноги. Ведь, по официальным данным, завод вот уже 15 лет подряд еле сводит концы с концами.
Надо признать, что объект страсти господин Франчук себе выбрал не из легких, потому как предприятие — сложный груз для потенциального инвестора: 180 млн. грн. кредиторской задолженности, потребность больших капиталовложений и территориальные претензии зернотрейдера СП «Нибулон». Судостроители и аграрии до сих пор делят Восточную набережную, которую завод несколько лет назад продал «Нибулону». Видимо, благодаря интересу Франчука правительство Виктора Януковича бралось за изучение этого конфликта, и дело «рекомендовали» в суд.
Впрочем, потом государство якобы обеспокоилось судьбой завода, и решило, что не хочет продешевить, повторив сценарий, по которому был продан другой николаевский судостроительный — ОАО «Океан» (в 2000 г. 78% его акций приобрела голландская компания «Damen Shipyards Group» за 26 млн. грн.). Госслужащие, видимо, друзья упомянутого олигарха, сразу же забросили информацию — интерес к «ЧСЗ» проявляли россияне с ЗАО «ОМЗ» (бывший «Уралмаш») и греки («Vardinoyannis»).
Об инвесторе же в те времена говорили как о великом благе. Ведь помимо вышеперечисленных затрат, инвестору, который рискнул бы купить и начать восстанавливать завод, предстояли еще многомиллионные траты, без которых покупка объекта не имела смысла. Прежде всего, для того, чтобы привлечь заказчиков, которые готовы работать с заводом, необходимо было сразу «выложить» порядка 35-40 млн. грн. Согласно международной практике, завод обязан был дать гарантию на 10% стоимости заказа, и только в этом случае заказ мог быть размещен. У «ЧСЗ» же средств не было, все его имущество находилось в залоге. Государство также не было готово подстраховать завод и выдать гарантию от своего имени, а значит, виват, инвестор (читай — Франчук).
Несмотря на всю запущенность, предприятие сохраняло инвестиционную привлекательность, отмечали аналитики. В 2003-ем году даже говорили, что, мол, в судостроительную отрасль выгодно инвестировать.
Цикличность судостроения — двадцать лет, и цикл, если верить их словам, завершился в том же году.
Собственно конкурс по продаже пакета акций был объявлен 20 августа 2003 года. И, спустя некоторое время, Фонд госимущества определил победителя конкурса по продаже 90,25% Государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод», имеющей стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Им стало ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», предложившее за указанный пакет 119 млн. 305 тыс. гривен.
Правда, по-настоящему похозяйничать не удалось. Назначенные на первую и вторую декады декабря 2003-го общие собрания акционеров дочерних предприятий и самого холдинга перенесены. Причина — неуплата второй половины суммы за 90,25% акций предприятия. Первоначально уплата всей суммы, а это 119,3 миллиона гривен, за указанный выше пакет акций завода должны была произойти к 7 декабря 2003-го года. Причину стоит искать в личности господина Франчука — один из акционеров ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» (проще говоря, малоизвестный бизнесмен Ярушин) обратился в Киевский хозяйственный суд с иском, в котором он выразил свое несогласие с тем, что «НМФ» выступает инвестором холдинга «ЧСЗ». В результате суд приостановил приватизацию крупнейшей верфи Украины, а покупатель 90,25 % акций холдинга не мог внести вторую часть денег. Фонд госимущества подал апелляцию на это решение суда. Вопрос, понятное дело решили через суд в пользу покупателя, отметив при этом, что с целью недопущения блокирования процессов приватизации физическими лицами через суды общей юрисдикции, нужно внести изменения в соответствующие законы о рассмотрении спорных вопросов по приватизации госимущества исключительно хозяйственными судами.
Сегодня же судами, причем сложными и справедливыми, грозится «Черноморскому судостроительному» и глава ФГИУ Валентина Семенюк. Аналитики, однако, уже не покупаются на ее пламенные заявления — говорят, ярость чиновницы носит отнюдь не альтруистично-патриотический характер. Российская компания «ЛУКОЙЛ», которая еще в 2002 году желала завладеть украинской компанией, говорят, нашла «подход» к надзирательнице за государственным имуществом. Не знаем, во сколько обошлась россиянам эта договоренность, но в том, что в ближайшем будущем будет поднят вопрос о новой продаже ЧСЗ — уже никто не сомневается. Вот вам и перемены!
На днях также стало известно, что другой судостроительный завод — Херсонский — тоже может быть продан.
Это возможно в случае неисполнения своих долговых обязательств перед основным кредитором ОАО «Ленинская кузница», которая принадлежит Петру Порошенко. Очевидно, таким образом чиновник-олигарх способствует воплощению идеи о разъединении бизнеса и власти.
Руководство Херсонского судостроительного завода не соглашается с позицией кредитора. Сумма долговых обязательств «ХСС» перед «Ленинской кузницей» составляет 180 миллионов гривен. Пока еще херсонский промышленный гигант, ежегодный оборот которого десять миллионов гривен, не может покрыть все долги.
«Кузница», говорят эксперты, заинтересована в ликвидации Херсонского судостроительного завода, чтобы потом скупить его активы за бесценок. Тенденция, однако…