Появится или нет в 2006 г. инвестиционный фонд, до конца не понятно, но фаворит в борьбе за его деньги уже есть. Первым проектом, финансируемым на условиях концессии, скорее всего станет питерская автомагистраль "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) стоимостью $2 млрд. У экспертов нет уверенности, что проект стоит затрачиваемых денег. РАО ЕЭС требуется $100-300 млн. на достройку Богучанской ГЭС. Правительство Москвы хочет реализовать проекты по сооружению "Сити-2", новой Олимпийской деревни и ряд программ на 45 млрд руб. Компания "Волга-Днепр" и завод "Авиастар" просят $1,5 млрд. на то, чтобы восстановить производство большегрузных самолетов "Руслан".
Инвестфонд предназначен для финансирования проектов общегосударственного значения. В бюджете-2006 под него зарезервировано 70 млрд. руб. Положение об инвестфонде, подготовленное МЭРТ, пока не утверждено и вызывает возражения у юристов в аппарате правительства. Но претенденты на деньги фонда уже выстроились в очередь.
ЗСД имеет технико-экономическое обоснование и бизнес-план, а на подписи у премьера Михаила Фрадкова, как утверждают в правительстве, лежит проект постановления. Протяженность магистрали - 46,4 км., число полос - 6-8, транспортных развязок - 14. ЗСД свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Строительство обойдется в 57,37 млрд. руб., треть из которых - федеральные. Правительство Санкт-Петербурга обязуется выделить 10,78 млрд руб. из бюджета города и привлечь 28,69 млрд руб. из внебюджетных источников. По окончании строительства в 2010 г. магистраль будет передана частному инвестору для эксплуатации на платной основе. "Проект ЗСД является экономически состоятельным, обеспечит окупаемость инвестиций, а по условиям доходности и надежности соответствует требованиям отечественного и международного финансового рынка", - говорится в пояснительной записке администрации Санкт-Петербурга.
Вице-губернатор города Юрий Молчанов предположил, что проект ЗСД окупится за 12-15 лет, инвестор же будет отобран на конкурсе. В проекте постановления правительства Минэкономразвития предписывается в течение трех месяцев подписать соглашение. "Кого и с кем?" - недоумевает чиновник правительства, ссылаясь на замечания экономического департамента. По его словам, подразумевается, что соглашение будет концессионным, но из представленных питерцами документов непонятно, кто будет собственником дороги и почему власти города, а не частный инвестор, как положено при концессии, привлекают средства. "Город обещает вложить [в ЗСД] 10 млрд. руб., но тут же губернатор В. Матвиенко шлет письма и просит из федерального бюджета больше 10 млрд. руб. на канализацию и прочие объекты", - возмущается другой чиновник Белого дома.
Не важно, в федеральной или муниципальной собственности окажется ЗСД, считает чиновник Минэкономразвития. Можно, как предлагает Герман Греф, оформить и совместную собственность, внеся поправки в закон о концессионных соглашениях. Но лучше, заключает он, передать дорогу властям города, так как правительство все равно тратит бюджетные деньги на дорожное строительство в регионах: 29 млрд. руб. в 2004 г. и 45 млрд. руб. - в 2005 г.
Игорь Лукьянов, гендиректор ОАО "ЗСД", созданного мэрией для реализации проекта, сказал, что предпочтительнее долевая собственность. Конкурс по выбору концессионера, по его расчетам, состоится в I квартале 2006 г.
В пересчете на 1 км. полотна ЗСД обойдется в $42 млн. По словам представителя крупного московского стройуправления, 1 км. шестирядной дороги европейского класса стоит $1 млн. Его коллега из строительной компании говорит, что 1 км четырехрядной дороги обходится в $2 млн., не считая затрат на развязки, каждая из которых втрое дороже. Четыре года назад в отчете Контрольно-счетной палаты Москвы указывалось на нарушения при строительстве первого отрезка (7 км.) Третьего транспортного кольца столицы. Ущерб бюджету города оценивался в 6 млрд. руб., а стоимость 20-километрового отрезка оценивалась в 69 млрд. руб. Таким образом, каждый километр кольца стоил $117 млн.
Михаил Рудяк, гендиректор ЗАО "Ингеоком", которое за $1 млрд. пробило тоннель в 2 км. под Лефортовым, не считает московские и питерские расценки запредельными. Стоимость 1 км. четырехполосной дороги европейского класса обходится международным застройщикам примерно в $40 млн., говорит он. А вице-президент Росдорбанка Денис Ильчук уверен, что кредиты под проект ЗСД со столь длинным сроком окупаемости частный подрядчик может получить только за рубежом.