В этом году 175 москвичей погибли на производстве
В конце прошлой недели в Октябрьском зале Дома союзов прошло городское совещание по охране труда.
Сам факт, что со всего города собрались более 500 специалистов, чтобы обсудить положение дел и решить, как быть дальше, говорит о том, что разговор состоялся нешуточный.
В последние годы деятельность по организации охраны труда и в стране, и в нашем городе переживала нелегкие времена. Охрана труда оказалась в забвении.
Большинство предприятий боролось за выживание, а забота о людях ушла на задний план. Главной стала забота о прибыли. Те рычаги, при помощи которых административно-командная система в советские времена заставляла руководителей неукоснительно следовать требованиям закона об охране труда, исчезли вместе с самой системой. И в нашей промышленности сложилось положение, по меткому выражению одного из участников совещания, когда работника "легче схоронить, чем сохранить".
В совещании приняли участие представители исполнительной и законодательной власти города, руководители Московской федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, органов надзора и контроля.
Словом, все те, кого принято называть социальными партнерами.
***
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИИ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ
Валерий ШАНЦЕВ, вице-мэр Москвы;
- Когда предприятия в условиях рыночной экономики начали анализировать свои расходы, они стали сокращать так называемые непроизводственные траты; и, к великому сожалению, охрану труда отнесли к этой категории. Но сейчас даже руководитель самого маленького предприятия понимает, что это неправильно. Мы создали целую систему мер для улучшения дел в области охраны труда. Если говорить о показателях, они сегодня лучшие по России, у нас сегодня чуть больше двух случаев потери трудоспособности на тысячу работающих. Российские показатели планируются при тенденции к улучшению - три с половиной случая к 2010 году. Но мы не должны успокаиваться. На заседаниях правительства Москвы мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков сказал: каждый случай потери трудоспособности, а особенно случаи со смертельным исходом -это трагедия. Трагедия человека, его близких, родных. Это потеря кормильца для семьи, детей, престарелых родителей. Мы должны сделать все максимально возможное, чтобы уберечь и работников, и работодателей от следования идеологии: бизнес любой ценой. Мы должны сделать все, чтобы поменять отношение к такой организации бизнеса, какого бы объема бы он ни "был, потому что из малого складываются великие цифры. Сейчас в городе предпринимаются усилия по созданию системы управления охраной труда. Нужно поставить под контроль каждое предприятие, развить территориальную систему служб охраны труда. Сегодня малые предприятия не могут содержать у себя специалистов, но тогда должны быть хозрасчетные коллективные центры. Необходима система обучения, повышения квалификации, система сбора постоянной информации, которая у нас сегодня, к сожалению, отсутствует. Правительство Москвы сегодня предпринимает меры. Это очень важная задача.
***
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель Департамента науки и промышленной политики:
- Более половины производственных фондов 25-летней и более давности. Необходимо в год обновлять их на 8%, а нам удается менять только на 5%. По-прежнему стоит остро вопрос о ставке рефинансирования в производстве. Она составляет более 12 процентов. Это не 3 процента, как в Америке. Такая высокая банковская ставка заставляет руководителей прежде всего думать о прибыли, а это не позволяет развивать производство. У правительства Москвы уже много лет есть программа поддержки предприятий. На конкурсной основе мы тратим 2 млрд. рублей ежегодно, чтобы помочь предприятиям встать на ноги, обновить фонды, вернуть объемы производства. Есть еще одна серьезнейшая проблема, которая преследует промышленность. В 90-е годы была развалена система профтехобразования. Мы пытаемся восстановить систему подготовки квалифицированных кадров для промышленности. В город сегодня вернулись все те профтехучилища, которые принадлежали федеральным ведомствам и практически не функционировали. Москве остро не хватает квалифицированных кадров, в том числе и в вопросах по охране труда.
***
Татьяна ВАСИЛЬЕВА, председатель Комитета общественных связей города Москвы:
- Координация деятельности органов исполнительной власти, их взаимодействие с Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, органами государственного надзора и контроля, другими участниками системы управления осуществляется Межведомственной комиссией по охране труда при правительстве Москвы, аналогичными комиссиями при префектурах административных округов и отраслевыми комиссиями по охране труда. Мы считаем, что этим комиссиям необходимо предоставить большие полномочия. Их решения должны быть не просто рекомендательными, а обязательными для исполнения. Положение об этих комиссиях должны быть соответствующим образом доработаны, и в состав этих комиссий должны войти представители территориальных органов учета и контроля, санэпиднадзора, активные профсоюзные организации, словом, все те, кто уже сегодня является тем недремлющим оком, которое не дает покоя нерадивым руководителям. Выполнение программных мероприятий и реализация дополнительных мер позволили в 2002-2003 годах снизить уровень производственного травматизма по сравнению с 2001 годом, особенно смертельного травматизма (с 314 случаев в 2001 году до 252 в 2003 году).
Мы рассматриваем смертельный травматизм в качестве ведущего показателя по двум причинам. Первое и основное - это показатель безвозвратных потерь. Второе - именно по этому показателю имеются наиболее достоверные данные. Настораживают оперативные данные Государственной инспекции труда в городе Москве за 8 месяцев текущего года. Если общее количество случаев смертельного, группового и тяжелого травматизма ниже чем за аналогичный период прошлого года на 64 случая, то количество случаев со смертельным исходом возросло. В 2003 г. -114, 2004 - 127. При обсуждении вопросов обеспечения охраны труда на заседании правительства Москвы 10 августа в числе составляющих, которые должны сыграть положительную роль в обеспечении охраны труда, было выделено создание эффективной городской инфраструктуры обеспечения охраны труда. Эту задачу призваны выполнить отраслевые центры, центры в административных округах города, а также хозрасчетные центры, которые будут созданы в помощь малому и среднему бизнесу. Организация этих центров - путь к снижению производственного травматизма, улучшению ситуации в области охраны труда. Там, где заработали подобные центры, действительно пропорционально снизились показатели травматизма и смертности.
Направление деятельности работодателя в обеспечении охраны труда определено законодательством и нормативно-правовыми актами по охране труда. По-прежнему несчастные случаи происходят из-за причин организационного характера, связанных с неудовлетворительной организацией производства работ, отсутствием обучения работников безопасным методам и приемам труда, формализмом при проведении инструктажей, нарушением трудовой дисциплины и т. д. Около 20% несчастных случаев на производстве произошли, когда работники были в состоянии алкогольного опьянения. Если недостатки организационного характера будут, устранены, мы сможем на 47-50 процентов улучшить ситуацию. Информирование работодателя, его обучение - это наша с вами задача. Мы должны создать условия неотвратимости такой учебы. Устранение большинства причин и, следовательно, организация работ по этим направлениям не требует значительных материальных затрат. Но даже там, где использование средств необходимо, такое финансовое подспорье, как средства соцстраха, используются предприятиями только на 20 процентов. Очевидно, они просто не знают, не имеют достоверной информации о такой возможности.
Почему работодатель, к которому пришел работник, чтобы обеспечить его бизнес, не считает нужным сохранять жизнь и здоровье своих сотрудников от возможных несчастных случаев? Может быть, потому что нет действенного наказания? Государственной инспекцией труда в городе Москве передается ежегодно в Прокуратуру Москвы более 1000 материалов расследований. Но в 2003 году по этим материалам возбуждено 43 уголовных дела, в первом полугодии т. г. - 27. Из 11 рассмотренных судом в этом году дел лишь один руководитель понес наказание - реальное лишение свободы. При рассмотрении судом дел порядка 80% наказаний назначается условно, при этом семья остается без кормильца, общество без специалиста, а отвечать оказывается некому.
Все вышесказанное касается в первую очередь органов исполнительной власти. Именно они в соответствии с Трудовым кодексом и утвержденным правительством Москвы порядком должны в полной мере осуществлять контроль за состоянием охраны труда.
Немаловажная роль в обеспечении охраны труда отводится общественному контролю. Однако без постоянной связи с общественностью эффективная работа в этой области невозможна. Недаром президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил вопрос о создании общественных структур для взаимодействия и надзора за деятельностью органов государственной власти. И это правильно! Комитет общественных связей как никто другой понимает всю силу общественных инициатив. Потенциал общественности огромен. Привлечение общественности к выполнению задач по охране труда назрело. Это может дать нам новые импульсы для улучшения ситуации в области охраны труда.
***
Михаил АНТОНЦЕВ, депутат Московской городской думы:
- Я смотрю в этот зал и вижу те же лица, что и много лет назад. С одной стороны, я рад этому, с другой - нет. Это говорит о том, что у нас нет возможности для подготовки кадров в области охраны труда. Нет материального стимула, потому что инженер по охране труда получает меньше других инженеров. Есть еще важная проблема - мы оперируем данными, в достоверности которых сомневаемся. Сокрытие истины происходит прежде всего там, где используется труд так называемых гастарбайтеров, а по сути рабов, людей полностью бесправных. Московский городской центр условий и охраны труда работает хорошо. Предприятиям нужно более эффективно контактировать с ним. У Центра есть чему поучиться, от него есть реальная отдача.
***
Галина КРИВУШКИНА, руководитель московского регионального отделения Фонда социального страхования:
- Фонд социального страхования производит ежегодно выплаты более 200 тыс. работникам, получившим травмы на производстве и профзаболевания. В прошлом году был израсходован почти миллиард рублей на единовременные и ежемесячные выплаты. Однако политика по установке тарифов несовершенна. Каждое предприятие отчисляет взносы. Многие предприятия уклоняются от уплаты тарифов. Например, завод Хруничева платит тариф не как крупное предприятие, а как КБ в 52 человека. Какое же это КБ, если за 9 месяцев текущего года на производстве зафиксировано 36 несчастных случаев, а платят они по-прежнему, как КБ. Надо менять эту систему. Очень немногие предприятия пользуются возвратом 20 процентов от суммы взносов за предыдущий год. Эти средства можно использовать на профилактику по охране труда, на лечение, на создание средств индивидуальной защиты, на аттестацию рабочих мест и прочее.
***
Михаил НАГАЙЦЕВ. председатель Московской федерации профсоюзов:
- В этом году десятки человек погибли на работе. Действенную систему по охране труда в городе необходимо финансировать на должном уровне. Эти финансовые затраты несравнимы с тем, что мы теряем, -жизнь и здоровье москвичей.
***
Игорь ПЕРСИЯНИНОВ, заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей:
- Мы недавно провели анализ, кем мечтают стать дети, какие профессии наиболее популярны. Наверное, ни для кого не будет открытием, если я скажу, что юристом, моделью. Популярность среди молодежи должности руководителя - 0, 5%. Директор - это человек, который должен взять на себя серьезный груз ответственности и за производство, и за людей.
***
Сергей ЧИННОВ, руководитель МОП:
-Там, где профсоюзы имеют свои отделения, руководители не будут спать спокойно, пока не наведут порядок в области охраны труда. Снижение показателей травматизма и смертности - результат деятельности городской межведомственной комиссии по охране труда, комиссий при префектурах. С созданием фонда социального страхования появилась реальная возможность для оказания помощи пострадавшим. Однако есть серьезные пробелы. Многие несчастные случаи не попадают под действие закона, и это положение необходимо менять. Все несчастные случаи должны рассматриваться тремя сторонами - инспекцией, фондом и профсоюзом. В коллективных договорах, которые заключаются между работодателем и трудовым коллективом, обычно содержится минимум социальных гарантий. Необходимо готовить договоры, более защищенные от произвола работодателей. Но существует еще масса предприятий, где такие договоры вообще не заключаются. Это особенно актуально в малом и среднем бизнесе. В этом секторе экономики, можно сказать, вообще не выполняются мероприятия по охране труда. В атом году представители профсоюзов провели проверки на тысяче предприятий города. Проверки показали, что на большинстве предприятий условия работы не отвечают никаким требованием санитарии и гигиены.
***
Вячеслав ШУМСКИЙ, начальник отдела Государственной инспекции труда по г. Москве:
- Вот данные Москомстата о несчастных случаях. Печальные цифры. Статистика несчастных случаев за 4 года показывает, что все виды травматизма остаются на высоком уровне:
/2001г. /2002г. 2003г. 2004г.
Количество пострадавших/1296/1293/1252/667
Погибших/314/260/254/175
Пострадавшие женщины/264/304/286/194
***
"ЛИДЕРЫ" ПО КОЛИЧЕСТВУ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
строительство - 31, 6%
ЖКХ-5%
машиностроение - 6, 6%
гос. учреждения - 19. 8%
По видам происшествий преобладает:
падение с высоты - 223
воздействие движущихся предметов - 223
ДТП-130
обрушения, обвалы - 116 Причины травматизма:
неудовлетворительная организация работ -19%
нарушение ПДД - 11 %
нарушение трудовой дисциплины - 6, 5%
недостатки в обучении - 5, 15%
Я назвал несколько причин, почему строители падают с высоты. Все причины можно элементарно устранить, не вкладывая никаких средств, а только лишь усилия руководителей. Первое: не организовано профессиональное обучение специалистов по монолитному домостроению, в том числе специалистов по монтажу и демонтажу опалубочных систем. По этой причине погибли в 2003 году 28 работников. Второе: множество несчастных случаев происходит из-за отсутствия ограждений, перегородок, а также мест санитарии. Существующие технологии далеко не везде приспособлены для работы в новых условиях, при этом локальные нормативные акты длительное время не пересматривались и отстают от происходящих преобразований в экономике города. Износ производственных фондов до 70% дополняет негативную картину. Отсутствие экономической ответственности работодателя за обеспечение безопасного производства не способствует улучшению условий и охраны труда. Считаю необходимым обратить внимание на подготовку студентов в вузах города. Порой после окончания вуза на производство приходят отличные инженеры, которые тем не менее не имеют никакого представления об организации безопасного производства. Некоторые руководители, чтобы сохранить мнимое благополучие, скрывают несчастные случаи от расследования и учета, тем самым усугубляя причины, их вызвавшие. Другие, чтобы скрыть истинные причины происшествия, перекладывают вину на пострадавшего. Нередко на заседаниях профсоюзов вместо защиты члена профсоюза выносится ему обвинение.
Законом предусмотрено, что предприятия обязаны тратить на мероприятия по охране труда 0, 7% эксплуатационных расходов или 0, 1 % суммы затрат на производство продукции. Нецелевое расходование средств запрещено ст. 15 Закона города Москвы. Однако это положение закона очень часто нарушается. Подобное использование средств привело к тому, что в ряде отраслей возросло количество рабочих мест, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Так, на транспорте стало больше работать женщин, несмотря на то, что там повышенный уровень вибрации, приводящий к страшному заболеванию, когда ткани отслаиваются от костей. В строительстве на 1000 человек стало больше работать при повышенном уровне шума. Увеличилось число работников во вредных условиях в отрасли связи. Необходимо обязать руководителей изменить сложившуюся ситуацию и принять меры, вплоть до приостановки цехов и участков.
Понятно, что сегодня у предприятий не хватает средств на улучшение условий труда, хотя создание системы контроля за соблюдением работниками норм труда, не требует никаких материальных затрат. Часто сами работники нарушают нормы охраны труда, а бригадиры, руководители разного уровня смотрят на это сквозь пальцы. Только после несчастного случая все начинают бегать. А ведь любой командир производства, от бригадира до первого руководителя, обязан следить за исполнением требований охраны труда неукоснительно.
Даже когда вина руководителей очевидна и доказана, то они получают наказание в суде условно.
***
В итоге совещания были приняты рекомендации, которые, несмотря на свое безобидное название, носят обязательный для исполнения характер. Правда, как говорили на форуме выступающие, - дело за строгим контролем. Еще раз хочется напомнить: господа владельцы "заводов, цехов, пароходов" , товарищи руководители, директора, начальники! Те печальные цифры, которые прозвучали на совещании, - это чья-то жизнь. Сохранить ее в вашей власти!
Полоса подготовлена при поддержке Комитета общественных связей города Москвы