Нужна ли "пассивная безопасность" для потенциально небезопасного автомобиля
Глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько заявил недавно, что с 2007 года возглавляемое им ведомство предполагает обязать отечественную автопромышленность оснащать все легковые автомобили подушками безопасности и антиблокировочными тормозными системами (АБС). Ежегодно в России, по его словам, гибнет 35 тысяч человек в дорожно-транспортных происшествиях, и государство обязано вмешаться и попытаться переломить ситуацию: оснащение автомобилей средствами пассивной безопасности позволяет предотвратить гибель 7000 человек в год. "Мы понимаем, что для автомобилестроителей это означает серьезные капиталовложения, -подчеркнул Нерадько, - но делать это необходимо. Безопасность стоит дорого, но она стоит того".
Вот в чем не приходится сомневаться, так это в том, что дополнительные капиталовложения автомобилестроителей будут с лихвой компенсированы за счет нас, покупателей "колес". Если решение примут, то стоимость автомобилей российского производства, в связи с оснащением их подушками безопасности и АБС, вырастет как минимум на 25 тысяч рублей.
Конечно, большинство россиян, собравшихся обзавестись новой машиной, поскрипев и прикинув, на чем еще можно сэкономить, готовы выложить дополнительную сумму за обеспечение собственной безопасности, но каждому хотелось бы быть уверенным, что деньги отданы не зря.
Сейчас, по мнению специалистов, конструктивно к установлению подушек безопасности готова лишь "Волга" последней модификации. Остальные марки отечественных автомобилей в случае серьезной аварии превращаются в гробы на колесах хоть с установленными подушками, хоть без них. Так, при фронтальном столкновении у "УАЗа", "ГАЗ-3110" и ряда других машин руль уходит в сторону, и даже сработавшая подушка не защищает голову.
Ряд предприятий отечественного автопрома уже заявили о внесении конструктивных изменений в свою продукцию. В частности, по мнению специалистов, достаточно эффективно защитить водителей и пассажиров при аварии могут подушки безопасности, разработанные заводскими конструкторами "АвтоВАЗа" и установленные на автомобилях семейств Lada Kalina и Lada Priora.
Но это - самые-самые новые автомобили. А что делать с остальными?
Весьма настораживает одно выступление начальника управления по надзору за автотранспортом Ространснадзора Анатолия Воронина, в котором говорится, что в Министерстве транспорта России обсуждается возможность запрета движения по дорогам отечества автомобилей, не оборудованных подушками безопасности и АБС. Речь идет о поправках в технический регламент, согласно которым новые транспортные средства должны быть оборудованы средствами пассивной безопасности на выходе с завода, а на автомобили, которые уже используются, такие средства должны быть установлены при подготовке к техосмотру. Далее, как полагается, следуют рассуждения на тему, что использование подушек безопасности и АБС позволит сократить количество смертельных случаев при авариях на 20 процентов...
Теоретически установить дополнительные средства безопасности можно на любой автомобиль. Но как говорилось выше, безопаснее от этого он не станет.
Наоборот, по мнению специалистов, если человек, например, не пристегнут ремнями безопасности, то подушка в некоторых случаях может даже усугубить ситуацию. Требуется и другая конструкция самих ремней безопасности.
Однако если нужное решение будет принято, владельцам необорудованных авто -от иномарки типа "Запорожца" до последних на данный момент моделей "Лады" - придется выложить от 200 до 500 долларов за ненужное, в принципе, дооборудование. Иначе вожделенный талон о прохождении техосмотра не получишь.
Трудно представить такую ситуацию? Полно... Достаточно вспомнить страсти, разгоревшиеся вокруг обязательного страхования автомобилей. Противники скорейшего и обязательного "всеохвата" страховкой убедительно доказывали, что ничего путного подавляющему большинству автовладельцев это не принесет, что все действо затеяно и проталкивается теми, кто заинтересован в получении сверхприбылей. Так и оказалось - СМИ пестрят жалобами попавших в аварии автолюбителей, которые прилагают колоссальные усилия, чтобы хоть как-то компенсировать материальный ущерб, понесенный в ДТП: выбив с помощью соответствующего законодательного акта колоссальные средства, страховые компании отнюдь не спешат прийти на помощь своим клиентам. А до этого был большой ажиотаж вокруг автомобильных аптечек...
Чтобы понять, о каких деньгах идет речь, достаточно обратиться к статистике. На сегодня в России насчитывается около 30 миллионов легковых автомобилей. Иномарок среди них, как оборудованных подушками безопасности, так и без оных, примерно два миллиона. Таким образом, речь может идти об оснащении ненужным, в общем-то, оборудованием почти 28 миллионов авто.
Осмелюсь предположить, что в том, чтобы запустить "процесс", заинтересованы не только некие отечественные "производственно-сервисные" круги.
Не так давно в руки автора этих строк попал аналитический материал - обзор мирового рынка химических волокон и нитей ведущего российского специалиста в этой области, профессора, доктора технических наук Эмиля Айзенштейна. Согласно ему за рубежом грядет резкое увеличение производства технической комплексной нити, которая главным образом идет на изготовление автомобильных подушек безопасности. Потребление этой нити достаточно длительное время росло относительно стабильно (1-2% в год). Но в ближайшие годы производство данного вида продукции должно взлететь аж на 72%, что, например, в Европе гарантирует комплектацию одного автомобиля 5, 4 подушки. Зачем одному авто столько?
Не хотелось бы огульно обвинять всех госчиновников в том, что они действуют с подачи - и, разумеется, не бесплатно - отечественных или зарубежных бизнескругов. Но факт остается фактом: скорее всего, уже в ближайшее время нам будут законодательно впаривать очередной ненужный нам товар. И с пеной у рта доказывать необходимость его приобретения.