В России более 35 миллионов пенсионеров. Доля пожилых людей в общей численности населения будет возрастать, а значит, как сказал Президент В.Путин, "...нужно всерьез думать о том, как и сегодня, и в будущем гарантировать пенсионерам достойную жизнь в преклонном возрасте. Это ключевая задача государства, которое претендует на то, чтобы называться социальным государством". Во всем развитом мире доход человека, вышедшего на пенсию, складывается из нескольких составляющих: одну пенсию он получает от государства, а другую зарабатывает совместно с предприятием. К примеру, государственная часть пенсии среднего технического персонала Швейцарских железных дорог составляет всего лишь одну восьмую часть от всего дохода, остальное платит пенсионный фонд этого ведомства. В Российской Федерации негосударственное пенсионное обеспечение существует в некоторых отраслях экономики (железнодорожной, газовой, электроэнергетики, угольной, нефтяной и др.). Это реальный механизм социального партнерства и сотрудничества.
Негосударственный пенсионный фонд "Благосостояние" является уполномоченным пенсионным фондом ОАО "РЖД". Мы беседуем с его исполнительным директором В.Морозовым.
- Вадим Николаевич, охарактеризуйте НПФ "Благосостояние" в сравнении с другими корпоративными пенсионными фондами ведущих отраслей экономики.
- Благодаря договорам между ОАО "РЖД", НПФ "Благосостояние" и Роспрофжелом создана и успешно работает корпоративная пенсионная система, которая является важнейшим инструментом реализации социальной и кадровой политики Российских железных дорог. Главный принцип этой системы заключается в том, что работник, компания и Фонд осуществляют совместное финансирование будущей негосударственной пенсии.
НПФ "Благосостояние" создан в 1995 году, а его филиалы на всех железных дорогах сети охватывают своей деятельностью 80 регионов России. Мы продолжаем традиции, заложенные в 1860 году, - именно тогда впервые была учреждена эмеритальная пенсионная касса инженеров путей сообщения. Можно с уверенностью сказать - мы лидеры негосударственного пенсионного обеспечения России. Вдумайтесь: полтора миллиона участников, из которых уже сейчас более 200 тысяч человек участвуют в финансировании своих будущих пенсий, а более 66 тысяч пенсионеров получают пожизненные корпоративные пенсии. Здесь с нами и близко никто не стоит. Средний размер выплачиваемой пенсии составляет 1167 рублей. Есть люди, получающие по 5, 7 и 10 тысяч рублей. Согласитесь, что для пенсионера это неплохое подспорье.
- Чем было вызвано принятие нового Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО "РЖД"?
- С 1999 года НПФ "Благосостояние" работал как уполномоченный пенсионный фонд Министерства путей сообщения РФ. Положения и договоры негосударственного пенсионного обеспечения заключались с каждой железной дорогой и каждым предприятием по отдельности. Поэтому когда в 2003 году было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги", потребовалась переработка Положения негосударственного пенсионного обеспечения с учетом новой правовой основы вкладчика и наработанного опыта. В текущем году было утверждено Положение и заключен пенсионный Договор "О негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО "РЖД", к которому присоединяются работники компании.
Обеспечена преемственность ранее действовавших Положений. Корпоративная пенсионная система ориентирована на всех работников ОАО "РЖД", а не только на людей предпенсионного и пенсионного возраста. Основные особенности нового Положения в том, что компания выступает гарантом негосударственного пенсионного обеспечения работников в части финансирования корпоративных пенсий до их назначения, а НПФ "Благосостояние" - в части пенсионных выплат. Положение о НПО решает многие проблемы и спорные вопросы, возникавшие ранее в ходе работы отраслевой пенсионной системы.
- Почему размер корпоративной пенсии не зависит от срока перечисления взносов в НПФ? Если бы такая зависимость была, количество желающих вступить в Фонд значительно бы возросло.
- Вопрос хотя и понятен с общечеловеческой точки зрения, но звучит он некорректно. Здесь требуется разъяснить, из каких средств у участника НПФ "Благосостояние" складывается корпоративная пенсия и от чего зависит ее размер. У работника ОАО "РЖД" до 1967 года рождения, присоединившегося к Договору негосударственного пенсионного обеспечения, недостаточно времени, чтобы, перечисляя взносы, обеспечить себе установленный Положением НПО размер пенсии. Для него стаж работы на железнодорожном транспорте является главным показателем при определении размера корпоративной пенсии, поэтому большую часть финансирования ОАО "РЖД" берет на себя. Это ключевой момент, который надо объяснить всем, поскольку это правило распространяется только на тех работников, кто присоединится к пенсионному договору до 1 января 2005 года и в дальнейшем не выйдет из договора до назначения корпоративной пенсии.
Работник 1967 года рождения и моложе имеет возможность больше времени перечислять пенсионные взносы в Фонд, с каждым годом увеличивая, таким образом, размер своей корпоративной пенсии. Чем моложе работник - тем больше у него возможностей заработать вместе с ОАО "РЖД" достойную корпоративную пенсию. Ведь основная задача состоит в том, чтобы обеспечить ее работнику в размере не менее 20 процентов от его среднемесячного заработка. Если брать сегодняшнюю среднюю зарплату работников ОАО "РЖД", то 20 процентов - это около двух тысяч рублей, что не меньше государственной пенсии.- Ваш комментарий того, что НПФ "Благосостояние" получил разрешение на деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
- Обязательное пенсионное страхование - достаточно новый вид нашей деятельности, который введен в Российской Федерации с 2002 года, а негосударственные пенсионные фонды начали заниматься им в 2004 году. НПФ "Благосостояние" заключил более 11 тысяч договоров ОПС - несомненно, лучший результат в Российской Федерации. Это говорит о доверии людей к нам и единому государственному подходу, позволяющему стабилизировать пенсионную систему страны, сделать ее многоукладной и развивать с учетом мирового опыта.
- Планируются ли какие-нибудь другие изменения в деятельности Фонда?
- Дальнейшее развитие обусловлено основными направлениями пенсионной системы: негосударственное пенсионное обеспечение (корпоративная пенсия); обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии); обязательное профессиональное пенсионное страхование (профессиональная пенсия), охватывающее более 300 тысяч железнодорожников.
Особенность обязательного профессионального пенсионного страхования в том, что отрасль не может отказаться от ряда ключевых профессий, обеспечивающих как технологию перевозок (например, машинисты), так и их безопасность. Проблема заключается в отсутствии законодательной базы для создания профессиональных пенсионных систем. ППС - не только предмет Генерального коллективного договора, его одного явно недостаточно для реализации профессиональной пенсионной системы. Необходимо соответствующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение, которое должно быть не только по профессиональным пенсионным системам, но и по негосударственному (или добровольному) пенсионному обеспечению. Огромная работа была проведена в рамках экспертных советов по разработке законодательных и нормативных правовых актов. Результаты направлены в Минтруд России. Надеемся, что их использует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и ФСФР.
- Закреплено ли негосударственное пенсионное обеспечение на железнодорожном транспорте в Генеральном коллективном договоре, заключение которого состоялось 21 октября?
- Раньше оно было закреплено в Отраслевом тарифном соглашении. Генеральный коллективный договор ОАО "РЖД" на 2005 год предусматривает ряд конкретных мер по усилению социальной ответственности сторон за результаты производственно-экономической деятельности.
Стоит отметить, что социальная политика железнодорожников традиционно строится с учетом долговременной перспективы. Поэтому в числе мер социальной защиты одним из наиболее сильных направлений является осуществление корпоративного пенсионного обеспечения работников компании через НПФ "Благосостояние", что закреплено в ряде пунктов договора. В нем особое внимание уделено социальной защите работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата. Нормы по корпоративному пенсионному обеспечению сокращенных работников ранее были предусмотрены в дорожных Положениях НПО, но в Положение НПО работников ОАО "РЖД" часть этих норм не вошла. В Фонд были постоянные обращения со всех дорог с просьбой уточнить порядок назначения корпоративной пенсии этой категории работников. Поэтому при подготовке Коллективного договора предложения были учтены, нормы конкретизированы, и Фонд предлагает их включить в Положение НПО работников ОАО "РЖД".
- Что бы Вы еще хотели добавить к нашему интервью, которое будет опубликовано в номере газеты "Октябрьская магистраль", посвященном годовщине деятельности компании ОАО "РЖД"?
-Прежде всего нужно сказать, что ОАО "РЖД" - единственная сегодня в стране социально ориентированная компания, продолжающая более чем полуторавековую историю Российского железнодорожного транспорта. Железнодорожники всегда славились крепкими традициями, и примером здесь может послужить история отраслевого пенсионного обеспечения, которое в следующем году отпразднует свое 145-летие.
А в завершение я хотел бы процитировать замечательные слова президента компании Геннадия Матвеевича Фадеева: "Уверенность работников ОАО "РЖД" в завтрашнем дне - залог успешной работы нашей компании. Корпоративное негосударственное пенсионное обеспечение является одним из наиболее надежных и эффективных инструментов социального обеспечения железнодорожников".