В управлении Московской железной дороги состоялась презентация столичной магистрали, приуроченная к первой годовщине ее деятельности в статусе филиала ОАО "РЖД".
В этом важном мероприятии приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, вице-премьер правительства Московской области Петр Кацыв, руководитель департамента транспорта и связи мэрии Москвы Павел Златин, губернаторы Тульской области Василий Стародубцев, Брянской Юрий Лодкин, депутаты Госдумы, руководители предприятий-грузоотправителей, операторских компаний.
Начальник Московской дороги Владимир Старостенко, пригласив коллег к свободному диалогу о сотрудничестве и взаимодействии, рассказал об основных итогах работы отрасли и магистрали.
Масштабные преобразования, начавшиеся здесь еще с тех пор, когда дорогой руководил Геннадий Фадеев, впечатляют. Именно при нем было положено начало организации движения скоростных поездов "Экспресс", которые связали столицу с большинством областных центров, началась реставрация многих исторических зданий вокзалов, были сделаны важные шаги в создании мультимодальной системы Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово, современных поездов "Спутник" и многое другое.
Сейчас магистраль достойно продолжает и развивает эти масштабные проекты, которые, безусловно, не останутся только ее достоянием, а получат распространение на всей сети железных дорог. Именно этот багаж новаторских свершений позволил Московской дороге добиться хороших результатов в сложный период реформирования отрасли.
Участникам презентации, в общем-то, знакомым с работой столичной магистрали, многое в выступлении Владимира Старостенко помогло лучше понять и оценить произошедшие за год работы в новом качестве перемены. В том числе, что представляет сегодня собой Московская железная дорога? Какой вклад внесла она в общие итоги работы ОАО "РЖД" и в повышение рейтинга Компании на рынке транспортных услуг?Как взаимодействует с регионами?
Сегодня магистраль обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, в которых проживают около 30 миллионов человек. В ее подразделениях трудятся 128 тысяч человек.
Одна из характерных особенностей дороги - ее разветвленность. А самым напряженным является Московский узел, куда сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым и Большим окружным кольцом. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна железная дорога.
Другая особенность -Московская магистраль занимает лидирующее место по объему пассажирских перевозок. Это в первую очередь пассажирская дорога, обеспечивающая 47 процентов таких перевозок на сети. По ее полигонам каждые сутки следует до 500 пассажирских поездов. Здесь формируются и готовятся пассажирские составы на все направления страны, в государства Содружества и зарубежья, обеспечивая максимальные удобства для пассажиров.
Еще одна существенная особенность Московской дороги - большой объем пригородных перевозок. Ежесуточно на ее полигоне курсируют 2800 пригородных поездов, более 425 составов каждый день находятся в работе. Причем в "пиковые" часы интервал движения электропоездов в пределах Московского узла составляет 4-6 минут, а кое-где и того меньше.
С начала нынешнего года во всех видах сообщений было перевезено 502 миллиона пассажиров, что на 8, 2 процента больше, чем в прошлом году. То есть поезда МЖД четыре раза перевезли все население страны!
И в грузовом комплексе магистраль так же прочно удерживает ведущие позиции. По объему погрузки -первое место, а по объему грузовых перевозок - четвертое.
Только за 9 месяцев этого года со станций Московской дороги было отправлено 71 миллион 285, 2 тысячи тонн различных грузов. В среднем ежесуточно по 260, 2 тысячи тонн, на что требуется до 4540 вагонов.
Для повышения качества обслуживания клиентов разрабатывается система "одного окна", которая позволяет решать комплекс вопросов отправителей и получателей грузов в одном месте.
Большой эффект дало внедрение "Системы информационного сопровождения грузовых перевозок" (СИСГП). Она позволяет контролировать местонахождение отправленного груза на полигоне железнодорожной сети Российской Федерации, СНГ и стран Балтии. Спектр оказываемых услуг при этом постоянно расширяется.
Все более плодотворным становится взаимодействие Московской дороги с регионами. Деловые отношения строятся исключительно на основе паритетных взаимовыгодных условий, с учетом их социально-экономических и географических особенностей, которые закреплены в долгосрочных "рамочных" и ежегодно заключаемых финансово-экономических соглашениях.
Среди приоритетов, безусловно, совместное участие в реализации федеральных программ социально-экономического развития регионов; создание компаний по организации пригородных пассажирских перевозок с участием субъектов Федерации и муниципальных образований; взаимодействие с региональными энергетическими комиссиями по установлению экономически оправданных тарифов на потребляемую электроэнергию для тяги поездов; реструктуризация кредиторской задолженности железных дорог перед бюджетами и внебюджетными фондами регионов; предоставление льгот при уплате налогов в региональные и местные бюджеты.
Для Московской железной дороги, выполняющей половину всех пригородных перевозок в стране, наиглавнейшей задачей является решение проблемы их убыточности путем создания совместно с администрациями регионов и других заинтересованных организаций пригородных компаний. Уже подготовлен бизнес-план организации такой компании на павелецком направлении с участием правительств Москвы и Московской области.
В целях качественного обеспечения пригородных перевозок в 2004 году со всеми субъектами Российской Федерации в границах Московской дороги заключено 13 таких соглашений. Кроме того, действуют 6 долгосрочных "рамочных" соглашений: с администрацией Владимирской области сроком до 2006 года, а с администрациями Орловской, Курской, Смоленской, Калужской и Брянской областей сроком до 2005 года.
В соответствии с заключенными соглашениями прогнозируемый объем компенсации убытков от пригородных перевозок составит 2 миллиарда 193 миллиона рублей. Дополнительно мы планируем снизить свои расходы на сумму 440 миллионов рублей за счет льготы по налогу на имущество, предоставляемой правительством Москвы. Сэкономленные средства будут направлены на приобретение электропоездов, в том числе нового поколения "Спутник".
За 9 месяцев этого года на дороге перевезено 456 миллионов пригородных пассажиров, доходы от этих перевозок составили 2 миллиарда 608 миллионов рублей, или 43 процента от всех доходов сети. Однако убытки от этих перевозок на конец года составят около 8 миллиардов 700 миллионов рублей.
Надо отметить, что администрации регионов поддерживают инициативу дороги о совместном участии в строительстве и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры. Проведены широкомасштабные работы по реконструкции объектов Малого кольца МЖД в рамках строительства Третьего транспортного кольца. За счет средств бюджета Москвы построены и реконструированы 19 объектов, в том числе два больших железнодорожных моста, Гагаринский тоннель, путепроводы, служебно-технические здания и другие на общую сумму более 7 миллиардов рублей. На станции Москва-пассажирская-Киевская построено ремонтно-экипировочное депо. Совместно с регионами реконструированы и построены вокзалы на станциях Калуга-2, Дубна, Большая Волга, Электрогорск, Кашира, Струнино, путепроводы в Смоленске, Рославле, Орле.
Субъектами Федерации высказывается заинтересованность в продолжении совместного строительства и реконструкции вокзалов, в том числе на станциях Голутвин, Воронок (Московская область), Шульгино (Тульская область), Рязань-1, Рязань-2, Дивово (Рязанская область), Балабаново, Обнинское (Калужская область), Брянск-Орловский, Новозыбков, Навля (Брянская область).
Поступили предложения и о совместном строительстве автожелезнодорожных вокзалов в городах Королеве, Наро-Фоминске, Ногинске (Московская область), Курчатове (Курская область).
Активно реконструируется довольно сложный транспортный узел Выхино. 2 октября этого года здесь состоялось торжественное открытие первой очереди тоннельно-пешеходного перехода.
Совместно с правительством Москвы впервые на сети осуществляется проект по внедрению "Социальной карты москвича". В прошлом году в Москве выпущено более миллиона социальных карт. Для обслуживания льготных категорий граждан специалистами МЖД и уполномоченными структурами Москвы разработан Единый классификатор кодов льгот. На эти цели дорогой за прошлый год было выделено 70 миллионов рублей, в нынешнем - 35 миллионов.
Не забывают на дороге и о своих ветеранах. И в этот день в торжественной обстановке были отмечены многие, а некоторые из них удостоены знака "Ветеран Московской железной дороги".
Магистраль на взаимовыгодных условиях сотрудничает с администрациями субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части уплаты налогов, с опережением графиков погашает реструктуризированную задолженность, тем самым укрепляя доходную часть бюджетов регионов.
На первое октября дорога внесла текущие платежи в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований в размере 3 миллиарда 897 миллионов рублей, платежи по единому социальному налогу и страховым взносам составили 3 миллиарда 695 миллионов рублей.
Сегодня на дороге эксплуатируется 27 малодеятельных линий и участков общей протяженностью полторы тысячи километров. Большинство из них убыточны. Но, понимая их социальную значимость, мы не ставим целью закрытие там движения, а наоборот, совместно с администрациями регионов, муниципальных образований, заинтересованными организациями и предприятиями разрабатываем меры по выводу этих участков из убыточных в прибыльные путем развития промышленного потенциала и увеличения объемов перевозок.
Все это говорит о том, что переход на новую организационно-правовую форму деятельности как для Московской дороги, так и в целом для отрасли прошел безболезненно. С первых же дней удалось добиться устойчивой динамики роста производственных и финансовых показателей. Соблюдается баланс интересов государства, пользователей наших услуг и самой Компании. И особенно важно то, что достигнута социальная стабильность и общественное согласие в непростой период преобразований.
Не случайно результаты деятельности Компании уже получили признание мировых рейтинговых агентств, которые установили "Российским железным дорогам" самый высокий рейтинг кредитоспособности.
***
С начала нынешнего года во всех видах сообщений было перевезено 502 миллиона пассажиров, что на 8, 2 процента больше, чем в прошлом году. То есть поезда МЖД четыре раза перевезли все население страны!
***
Из выступлений гостей
Василий СТАРОДУБЦЕВ, губернатор Тульской области:
- Железная дорога для России и россиян всегда была больше, чем просто дорога. За всю историю ее существования железнодорожники проделали огромную работу на пользу нашего государства. Сейчас происходит возрождение железнодорожного транспорта. Все мы ощущаем это, так как улучшается качество пассажирских и грузовых перевозок. Идет техническое перевооружение, а это гарантия того, что железные дороги набирают мощь.
Недавно в Туле открылись вагоноремонтные мастерские. Позволю не согласиться с этим названием - на самом деле это прекрасный современный завод, который механизирован и автоматизирован на самом высоком уровне.
Мы благодарим железнодорожников за станцию Козлова Засека - этот культурно-исторический памятник возрожден вашими трудами. Десятки тысяч людей едут поклониться Льву Толстому.
Скуратове тоже сегодня обрело первозданный исторический вид, а может, даже стало лучше. О таком вокзале туляки мечтали много лет.
Юрий ЛОДКИН, губернатор Брянской области:
- Уже год Московская железная дорога работает в новых структурных и экономических условиях. Реформа оказала положительное влияние на темпы экономического роста региона и государства в целом. В стране, где 11 временных поясов, именно железная дорога является главным связующим звеном между субъектами Федерации.
Для нас это особенно ощутимо, ведь Брянщина - регион приграничный.
В последние годы наши предприятия увеличили объемы выпускаемой продукции. Во многом благодаря взаимодействию администрации области и Московской дороги. В качестве примера можно привести выход на новый уровень Брянского машиностроительного завода, в соответствии с программой развития производственного комплекса Российских железных дорог до 2010 года.
Павел ЗЛАТИН, руководитель департамента транспорта и связи мэрии Москвы:
- Жизнь столицы России нельзя представить без труда московских железнодорожников. Год был непростым и по объему выполненных работ, и по уровню задач, поставленных перед МЖД. Но железнодорожники сохранили традиции и вновь оказались на высоте. Предприятия Москвы и России по-прежнему равняются на них.
Сергей РУДАКОВ, директор аэропортового комплекса "Домодедово":
- Мы успешно и плодотворно сотрудничаем с Московской дорогой. Проект "Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово" состоялся, значит, состоялось и наше партнерство с железнодорожниками. Хочу особо отметить целеустремленность МЖД в реализации новых идей, нам есть чему у них поучиться.
Петр КАЦЫВ, заместитель председателя правительства Московской области, министр транспорта Московской области:
- Прошел только год работы Московской железной дороги в новых условиях, но успехи достигнуты впечатляющие. Поэтому примите поздравления от губернатора Московской области Бориса Громова.
Благодарим вас за вклад в развитие Подмосковья. Отдельное спасибо за Мытищи -после внедрения скоростной системы "Спутник" у города появилась привлекательность. Будем считать, что первый этап реформы завершен успешно.
Петр РУБЕЖАНСКИЙ, член комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи:
- Железнодорожный транспорт - это кровеносная система России. Реформа, происходящая в отрасли, - не просто слова. Дума рассмотрела 1400 поправок накануне принятия основополагающих законов, связанных с реформированием. И прошедший год показал - путь выбран правильный. "Если Фадеев руководит отраслью, мы спокойны", - говорят депутаты.
Компания работает стабильно, наступает второй этап проведения реформы. Его смогут осуществить хорошие специалисты, которых немало в отрасли. А депутаты сделают все необходимое на законодательном уровне, чтобы им помочь.