Бюджет созидания и развития на 2005 год

Губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев выступил с Бюджетным посланием на сессии областного Совета народных депутатов.

Бюджет - не просто план доходов и расходов, не финансовая статистика. Это зеркальное отражение состояния экономики региона, выбор приоритетов его социального и экономического будущего, а в конечном итоге - вопрос большой политики, так как от его решения зависит качество жизни людей. Поэтому наша задача - принять бюджет созидания и развития.

Итоги 2004 года

Ускоренными темпами развивается базовая отрасль - угольная промышленность. Впервые за последние 15 лет мы перешагнем 150-миллионный рубеж добычи угля. Это на 9, 8 миллиона тонн больше прошлогоднего. Сегодня добываем 57 проц. всего российского угля и 81 проц. коксующегося угля.

Мы продолжаем курс на строительство современных безопасных угольных предприятий и модернизацию действующих шахт и разрезов. В развитие отрасли в этом году вложено 15 миллиардов рублей - на треть больше, чем в прошлом году. С начала этого года уже ввели в действие 3 новые шахты и 4 разреза. До конца года заработают еще 2 угольных предприятия в Прокопьевском районе.

Таким образом, по итогам 2004 года введем 9 новых предприятий общей проектной мощностью 15 миллионов тонн угля в год. Нынешний год стал рекордным по количеству построенных предприятий и по вводу проектных мощностей. Рекордными стали и сроки строительства.

Всего за пять месяцев, а обычно на это уходят 2-3 года, построен и введен в эксплуатацию разрез "Виноградовский" (Беловский район) проектной мощностью 1, 5 миллиона тонн угля в год. Начали внедрять принципиально новые для Кузбасса технологии добычи. В этом году только за счет ввода новых угледобывающих предприятий создано 3, 5 тысячи рабочих мест. Ожидаемая прибыль по отрасли - 14 млрд. рублей. Это позволило увеличить в течение года заработную плату шахтеров в среднем на 35 проц. К концу года она достигнет 11 тысяч рублей. В бюджет области поступит от угольной отрасли на 2, 3 миллиарда рублей больше, чем в 2003 году.

С большим трудом, но нам удается сдерживать тарифы на электроэнергию. Сегодня тарифы для населения в Кузбассе - одни из самых низких в Сибирском федеральном округе. Если кузбассовцы платят за электроэнергию 65 коп./кВт.ч, то в Новосибирской области - 89 коп./кВт.ч, в Томской области - 90 коп./кВт.ч, в Алтайском крае - 1 руб. 10 коп./кВт.ч, там электростанции также работают на угле.

В развитие производства до конца года будет вложено 2, 7 миллиарда рублей инвестиций. В бюджет области от ОАО "Кузбассэнерго" поступит около 1 миллиарда рублей налогов.

Предприятия металлургической отрасли расширяют выпуск конкурентоспособных, современных видов металлопродукции. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом выплавка электростали, алюминиевых сплавов, проволоки выросла в 1, 3 раза. Активно идет техническое перевооружение производства. На Запсибе продолжается переход на непрерывную разливку стали. 22 октября 2004 года в Кузбасс приезжал посол Италии господин Бонетти, который посетил Запсиб и Новокузнецкий металлургический комбинат. (Мы взяли у итальянцев кредит). Он дал высокую оценку работе кузбасских металлургов. Мы с господином Бонетти договорились о расширении сотрудничества с Италией.

В текущем году реконструирована ферросплавная печь на "Кузнецких ферросплавах", построена новая мартеновская печь на Гурьевском металлургическом заводе. Начала работу первая очередь Юго-Восточного участка Таштагольского рудника. Всего в этом году на реконструкцию и модернизацию металлургического производства области будет инвестировано свыше 13, 5 миллиарда рублей. Это почти в 2, 1 раза больше, чем в 2003 году. С начала года создано 1100 новых рабочих мест.

Все металлургические предприятия работают рентабельно: за 8 месяцев 2004 года получили более 20 миллиардов рублей прибыли (в 3, 5 раза больше 2003 года). Среднемесячная заработная плата в черной металлургии увеличилась на 28 проц., в цветной - на 19 проц.

Стабильно, рентабельно, с полной загрузкой работают и большинство химических предприятий. Предприятия переходят на выпуск конкурентоспособных видов продукции. В 2004 году на ремонты оборудования и модернизацию производства в отрасли будет затрачено свыше 850 миллионов рублей, предприятия отрасли перечислят в бюджет области более 300 миллионов рублей налоговых платежей.

Колоссальную работу мы провели, чтобы поправить положение дел в машиностроении. В 2004 году объем заказов только по горно-шахтному оборудованию на наших заводах превысил 4 миллиарда рублей, что в 2 раза больше, чем в 2003 году. На Юргинском машзаводе освоено производство первого в Кузбассе легкого проходческого комбайна - КСП-22, который в этом году стал дипломантом международной выставки-ярмарки "Уголь-Майнинг-2004". В отрасли создано 300 новых рабочих мест. В развитие машиностроительных предприятий вложено около 900 миллионов рублей прямых инвестиций. До конца 2004 года предприятия отрасли перечислят в областной и местный бюджеты более 530 миллионов рублей налогов.

Приоритетом в строительном комплексе остается строительство жилья. Формируя бюджет 2004 года, мы объявили предстоящий год Годом жилья. И введем 560 тыс. квадратных метров жилых домов. Это на 10-11 проц. больше прошлогоднего. Свои жилищные условия в этом году улучшат 9 тысяч кузбасских семей. Большая работа проведена по переселению кузбассовцев из ветхого и аварийного жилья. В течение всего года велась постоянная работа в правительстве РФ по увеличению объемов средств, выделяемых из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого жилья. В этом году уже получили 65 млн.рублей. До конца года еще получим 65 млн.рублей. Это позволит нам снести 170 бараков и переселить из них в этом году 2300 семей.

Будем добиваться, чтобы для большинства жителей области жилье стало доступным. Из областного бюджета выделяем льготные долгосрочные займы на 10 лет работникам бюджетной сферы и селянам. Причем с февраля этого года - под 5 проц. годовых, а не под 6, как было прежде. Займы в этом году получат 1500 семей.

Кроме этого, с декабря 2003 года у нас действует федеральная программа ипотечного жилищного кредитования. За это время более 250 семей заключили договор займа на срок до 27 лет под 15 проц. годовых. А желающих - уже более 4 тысяч! То есть спрос существенно превышает предложение. Поэтому необходимо наращивать объемы жилищного строительства более высокими темпами. Для ускорения развития этого вида кредитования нам не хватает 200 млн. рублей. Хочу обратиться к вице-спикеру Совета Федерации Светлане Юрьевне Орловой и Андрею Михайловичу Макарову с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Сами мы в сентябре под гарантию областного бюджета выпустили жилищные облигации на сумму 200 миллионов рублей. (40 тысяч штук, стоимость 1 облигации 5 тысяч рублей). Реализовано уже более 6 тысяч облигаций на сумму 32 миллиона рублей. Полученные от продажи средства будем направлять на новое строительство. Всего до конца этого года в жилищное строительство из всех источников будет направлено 3 миллиарда рублей, что на 11 проц. больше, чем в прошлом году.

Ныне в консолидированный бюджет области от предприятий строительного комплекса поступит более 700 миллионов рублей налоговых платежей.

С особой гордостью хочу отметить работу наших сельских тружеников. Несмотря на сложнейшие погодные условия, мы в этом году вырастили и собрали рекордный урожай зерна - 1 миллион 336 тысяч тонн! Это на 150 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Средняя урожайность зерновых по области составляет более 20, 6 центнера с гектара. Это впервые за всю историю Кузбасса. В то же время наши соседи - в хлебной житнице Алтайском крае - собрали 11, 6 центнера с гектара, в Новосибирской и Омской областях - по 15 центнеров с гектара. Отменный урожай зерновых дает нам возможность не только обеспечить себя зерном, но и продолжать сдерживать цену на хлеб. Сегодня у нас булка хлеба стоит 5 рублей 40 копеек. Такого нет не только в России, но и в мире! В 1997 году, когда я принимал область, мы закупали зерно: в Канаде, Казахстане, Ставрополье и Краснодарском крае - до 200 тыс. тонн в год! Сегодня мы уже успешно продаем наше зерно и конкурируем с традиционными житницами страны. Больше, чем в прошлом году, собрали картофеля (практически миллион тонн) и овощей (170 тысяч тонн). В этом году в сельское хозяйство области было направлено более миллиарда рублей. Из них 700 млн. рублей - из областного бюджета. Таких денег мы не направляли на село уже более 15 лет.

В пищевой и перерабатывающей промышленности продолжается рост объемов основных видов продукции: колбасных изделий - на 43 проц., цельномолочной продукции - на 12 проц., хлеба и хлебобулочных изделий - на 8 проц., минеральной воды - на 14 проц. Это результат технического перевооружения и модернизации предприятий отрасли. В 2004 году было привлечено на эти цели более 500 миллионов рублей. Создано 300 новых рабочих мест. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от отрасли в 2004 году составят 2 миллиарда рублей.

В 2004 году оборот розничной торговли достиг 105 миллиардов рублей. Это на 9 проц. больше, чем в 2003 году. Новое направление - губернские предприятия торговли. Сегодня в области действует пока 70 "социальных" магазинов: "Пенсионер", "Ветеран", "Народный гастроном", 2 губернских рынка и 21 губернский магазин. Цены в них на 10-15 проц. ниже рыночных. Это надо продолжать. Отрасль по-прежнему остается лидером по созданию новых рабочих мест. За 2004 год численность занятых в торговле увеличилась на 12 тысяч человек (107 проц.). Сегодня здесь работает почти 170 тысяч человек.

Один из сложнейших участков нашей работы - жилищно-коммунальный комплекс области. В этом году мы построили и реконструировали 18 объектов теплоснабжения. Закрыли 39 устаревших "кочегарок". Капитально отремонтировали 71 котельную (в 2003 году - 60 котельных). Полностью подготовили к зиме все котельные (1356). Заменили 412 километров ветхих тепловых и водопроводных сетей, (2003 год - 338 километров). Это позволило сэкономить по году почти 70 миллионов рублей бюджетных средств. 4630 счетчиков холодной и горячей воды бесплатно установлены в квартирах ветеранов Великой Отечественной войны; по льготным расценкам - работникам бюджетной сферы. Реконструирована система водоснабжения в поселке Яя, активно строится водозабор в Верх-Чебуле.

В этом году отремонтировали 176 километров дорог и 15 мостов. В итоге открыты транзитные проезды в Кемерове, Калтане, Осинниках, Таштаголе. Для развития предприятий отрасли приобретено 18 единиц высокопроизводительной дорожно-строительной техники. Активно внедряем новейшие технологии и материалы при проведении дорожных работ. Впервые за всю историю Кузбасса за счет средств областного бюджета провели дороги к отдаленным поселкам.

Ритмично работает наш железнодорожный транспорт. В 2004 году железнодорожники перевезут свыше 210 миллионов тонн груза, что на 8 проц. больше прошлого года. На развитие железнодорожного транспорта Кузбасса в этом году направлено 3 миллиарда рублей. Важно, что сами угольщики вкладывают средства в развитие железнодорожного транспорта: в этом году - более 1 млрд. рублей. Продолжаем строительство вторых путей и реконструкцию подъездных путей на Ерунаковском угольном месторождении. Тем самым обеспечиваем вывоз возрастающих объемов добычи угля. Построили железнодорожный выход с разреза "Калтанский" на станцию Сарбала, новый железнодорожный вокзал в городе Осинники, отремонтировали 4 вокзала и 14 посадочных платформ. Совместно с Западно - Сибирской железной дорогой пустили еще 2 скоростных современных электропоезда. Для улучшения автомобильного транспортного обслуживания населения в этом году приобрели 250 новых комфортабельных автобусов.

В малом бизнесе заняты 180 тысяч человек. К концу года производство продукции и услуг на таких предприятиях области увеличится на 10 проц. и составит 32 миллиарда рублей. В развитие их в 2004 году будет вложено 1, 5 миллиарда рублей - на 14 проц. больше прошлогоднего. Ожидаемый по итогам 2004 года объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит более 3, 3 миллиарда рублей, или 109 проц. к уровню прошлого года. Наконец, начали получать доходы от туризма в Горной Шории. Если в 2003 году здесь отдохнуло около 50 тыс. человек, то в 2004 году - уже 90 тысяч. В бюджет области в 2004 году от туризма поступит 31 млн. рублей.

Это основные итоги нашей работы в ведущих отраслях экономики Кузбасса. В результате предпринимаемых усилий валовой региональный продукт в области возрос на 6, 1 проц. Инвестиции в основной капитал составили 40, 8 миллиарда рублей, что на 18 проц. больше уровня прошлого года. (по России - 11, 5 %). Все это позволило увеличить реальные денежные доходы населения на 8, 4 проц., создать более 16, 5 тысячи новых рабочих мест. Сегодня наша область занимает пока среди 88 субъектов РФ по производству промышленной продукции - 11-е место в России и 2-е место в Сибирском федеральном округе; по объему инвестиций - 12-е место в России и 1-е место в Сибирском федеральном округе.

Качество жизни

Динамичное развитие базовых отраслей экономики Кузбасса дало возможность развивать и социальную сферу. Мы выполнили все обязательства, заложенные в бюджет по финансированию образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, спорта. В этом году на развитие образования выделены 1 млрд. 700 млн. рублей (больше прошлогоднего на 24 проц.). Оборудовали 450 школ области новыми компьютерными классами, построили 5 новых школ, детский дом в Мысках, для детских домов и сельских школ купили 21 автобус. На летний отдых детей в 2004 году из всех источников выделено более 1 млрд. рублей. Это на 400 млн. рублей выше уровня прошлого года. Нынче из 315 тыс. школьников отдохнули 309 тыс. детей. К 1 сентября помогли многодетным и малообеспеченным семьям собрать детей в школу. Такую помощь получили 12 тыс. детей. В текущем году мы сохранили все льготы для педагогов, студентов и учащихся: надбавки к заработной плате, именные и губернаторские стипендии, льготные жилищные займы, субсидии на оплату обучения, бесплатный проезд и др.

Также сохранили всю систему социальной защиты наших ветеранов. Кузбасскую пенсию и другие областные льготы получают около 250 тыс. кузбассовцев. Расходы областного бюджета на социальную политику составили в этом году 1, 5 млрд. рублей (что на 28 проц. выше уровня 2003 года).

На здравоохранение в этом году мы направили 1 млрд. 140 млн. рублей. (на 22 проц. выше уровня прошлого года). Это позволило существенно улучшить показатели общей заболеваемости населения. В области на 13 проц. снизилась материнская смертность, уровень младенческой смертности сегодня ниже общероссийского показателя. В 2004 году на строительство и оснащение наших больниц выделено более 240 млн. рублей. Это в три с лишним раза выше уровня прошлого года.

Таким образом, общий объем средств, направленных в социальную сферу Кузбасса, составил в этом году рекордную сумму - 5, 4 млрд. рублей. Это на 1, 1 млрд. рублей больше, чем в прошлом году.

Итоги исполнения бюджета Кемеровской области за 2004 год

Меры, принятые для ускорения темпов экономического развития и собираемости налогов, позволили получить в текущем году в консолидированный бюджет области (это областной бюджет плюс бюджеты городов и районов) почти 41 млрд. рублей доходов. Это на 10, 4 млрд. рублей больше, чем в 2003 году, а в сравнении с 1997 годом доходы бюджета увеличились в 3 раза.

Расходы консолидированного бюджета за 2004 год составят 41, 5 млрд. рублей.

Особенности формирования бюджета 2005 года

Предстоящий финансовый год будет очень непростым. Внесены существенные изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации. И не в нашу пользу. Из области в федеральный бюджет передаются: 1, 5 проц. ставки налога на прибыль - это наш основной доходный источник, в результате потери составят 550 млн. рублей. 100 проц. разовых платежей за пользование недрами также передаются в федеральный бюджет. В 2004 году 10 проц. оставалось в области. Потери в 2005 году - 220 млн. рублей. 100 проц. водных платежей также передается в федеральный бюджет - потери 700 млн. рублей. Таким образом, в 2005 году область теряет около 1.5 млрд. рублей, которые раньше были в бюджете области и которые надо изыскать заново.

Вторая особенность формирования бюджета на 2005 год - разграничение полномочий между всеми уровнями власти. По новому федеральному законодательству регионам отданы наиболее затратные полномочия - самые большие расходы. На областной бюджет передаются детские пособия (это 420 млн. рублей в год). Раньше они финансировались из федерального бюджета. Есть изменения и внутри самого бюджета области. Так, с 2005 года в городах и районах останутся только расходы на коммунальные услуги и содержание зданий школ. А все остальное - зарплата, методлитература, учебные расходы - передаются на областной бюджет. Это еще 4 млрд. рублей в год. Медицинское страхование, так называемое ОМС, - это взнос областного бюджета в Фонд областного медицинского страхования за медицинское обслуживание неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты). Сейчас эти расходы несут местные бюджеты, а с 2005 года передаются на областной бюджет - еще 1 млрд. 550 млн. рублей в год нагрузка на областной бюджет. Сюда же передаются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (510 млн. рублей в год). В текущем году эти расходы финансировались из трех бюджетов: федерального, областного и местных; сейчас все - за счет областного бюджета. Таким образом, в связи с изменением федерального законодательства областные расходы увеличатся в 2005 году на 6, 5 млрд. рублей, которые надо изыскать.

Другой важнейший вопрос - социальная защита ветеранов. Из их общего числа (365 тысяч человек) 35 тыс. человек (инвалиды и участники Великой Отечественной войны) вместо льгот будут получать денежные выплаты из федерального бюджета, а 330 тысяч ветеранов труда, тружеников тыла - из областного бюджета (почти в 10 раз больше). То есть плюс к тем дополнительным расходам в 6.5 млрд. рублей нам надо изыскать еще 1.2 млрд. рублей на социальную защиту ветеранов. Как мы уже в области договорились, в течение 2005 года наши ветераны (330 тыс.человек, которым мы сохраняем все льготы) должны выбрать, что для них лучше: пользоваться натуральными льготами или получать денежную компенсацию. А мы за это время должны определиться в размере ежемесячной денежной выплаты для наших ветеранов в 2006 году. С 2006 года новая система заработает. Главное, чтобы от этой реформы не пострадали люди. Ни один ветеран ничего не должен потерять. Тем более, что 2005 год для России особый - это год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Такое событие накладывает на нас дополнительную ответственность.

Ключевой вопрос формирования бюджета - заработная плата бюджетников. В том, что ее нужно повышать, сомнения нет. Сегодня учитель, работая не на одну ставку, получает 3 тыс. рублей, воспитатель детского сада - еще меньше. Правительство во время акции протеста работников бюджетной сферы, организованной профсоюзами, объявило, что условия для повышения заработной платы бюджетникам на 20 проц. будут созданы к 1 мая 2005 года во всех субъектах РФ. Оно поддержало предложение профсоюзов о дополнительном 10-процентном увеличении заработной платы во втором полугодии. На это регионам обещают финансовую поддержку. Пока мы твердо закладываем в бюджет увеличение заработной платы на 20 проц. с 1 января 2005 года: врачам, учителям, работникам культуры и соцзащиты. В течение следующего года мы должны еще раз вернуться к рассмотрению вопроса о дополнительном увеличении зарплаты. Здесь все зависит от встречных мер правительства РФ и позиции депутатов Госдумы и Совета Федерации. Хочу обратиться к депутатам Госдумы РФ и сенаторам Федерального Собрания СФ! Необходимы ваш ум и талант, чтобы защитить интересы Кузбасса. Только для повышения зарплаты бюджетникам в 2005 году необходимо добиваться выделения из федерального бюджета не менее 4 миллиардов рублей.

Что еще нам предстоит решать в 2005 году?

2005 год - год многочисленных реформ: РАО ЕЭС; железнодорожного транспорта; местного самоуправления; административная реформа; реформа образования; ЖКХ. И каждая из них требует дополнительных затрат бюджета. По сути, бюджет 2005 года является бюджетом реформ. В будущем году стартует реформа местного самоуправления. Что это означает? По новому закону каждый населенный пункт, в котором живут более 1000 человек, может стать отдельным муниципальным образованием. Это значит, должен иметь своего главу, своих депутатов и аппарат управления. В 2005 году нам предстоит избрать дополнительно 2 тысячи депутатов и 200 глав поселений. С 1 января 2006 года новая система местного самоуправления должна заработать. На реализацию всех этих мероприятий в 2005 году потребуются 500 млн. рублей плюс еще 1, 6 млрд. рублей в год (с 2006 года) на содержание новых органов местного самоуправления в поселениях.

С января 2005 года согласно постановлениям правительства РФ коренным образом меняется система финансирования ЖКХ. Федеральный бюджет полностью прекращает выплату дотаций жилищно-коммунальному комплексу и предусматривает переход на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг населения. Это приведет к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Федеральное законодательство отменяет существующий ныне норматив, позволяющий тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума, платить за квартиру не более 50 проц. Теперь плата должна будет взиматься пропорционально доходу, то есть большинство малообеспеченных семей будут вынуждены платить гораздо больше в каждом городе и районе. Надо думать, как защитить население. Кроме того, отменяются несколько законов, согласно которым работающие в селе специалисты - педагоги, ветеринары, фармацевты, сотрудники социальных служб - имели право на бесплатное или льготное предоставление жилищно-коммунальных услуг. Мы приняли меры по социальной защите на своем уровне. Все льготы сохраняем. Но что получается? Мы еще только ищем резервы для повышения заработной платы нашим бюджетникам с 1 января 2005 года, а все прибавки могут быть съедены коммунальными платежами. Мы самым тщательным образом проанализировали положение на местах. Несмотря на то, что в отдельных территориях оплата коммунальных услуг составляет менее 50 проц. от их фактической стоимости, даже это для многих семей - тяжелая ноша. А по новому постановлению правительства РФ должна быть 100-процентная оплата населением.

Я настоятельно рекомендую всем главам городов и районов, председателям Советов провести независимую экспертизу оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Дело в том, что реальная стоимость услуг часто намного ниже, чем установленные величины. Простой пример. После того, как многие поставили у себя дома счетчики потребления воды, выяснилось, что семья расходует ее в два раза меньше, чем "положено" по нормативам. Горячая вода также почти никогда не подается с установленным давлением и температурой. А плата - по нормативу. Сейчас все непроизводительные потери монополисты перекладывают на плечи населения. Наша задача - защитить малообеспеченных кузбассовцев. Состоятельные люди должны платить сполна. Опыт решения этих проблем существует в городе Березовском. Уверен, что он будет использован городами и районами области.

Нам необходимо изыскать резервы и не перекладывать всю тяжесть коммунальных платежей - все 100 проц. - на население, как нам предписано. Мы предлагаем в проекте бюджета на 2005 год сохранить принцип 80 на 20. 80 проц. от стоимости коммунальных услуг оплачивает население, 20 проц. - бюджет.

Задачи на 2005 год с учетом особенностей формирования бюджета

Что мы планируем в 2005 году для пополнения доходной части бюджета по основной, базовой угольной отрасли? Построим еще 5 новых шахт и 3 обогатительные фабрики. В развитие отрасли будут вложены 20 млрд. рублей инвестиций. Это позволит нам добыть 160 млн.тонн угля и перешагнуть уровень добычи лучших для угольного Кузбасса советских времен (1988 год - 159, 4 млн.т). Дальнейшее наращивание объемов добычи - не самоцель! По нашим оценкам, уровень в 170 млн. тонн угля в год достаточен для Кузбасса и для России в целом. Уже сейчас необходимо вкладывать серьезные инвестиции в переработку угля и восстановление нарушенной экологии. Экология - это особая тема. И сейчас мы готовим коллегию по этому вопросу. Пора думать, что детям оставим.

В 2005 году по угольной отрасли мы прогнозируем увеличение налоговых поступлений в бюджет на 2 миллиарда рублей. Будут созданы дополнительно 3900 новых рабочих мест. Обращаюсь к руководителям и собственникам угольных предприятий: нам надо до конца следующего года выходить на уровень заработной платы 30 тыс. рублей по основным шахтерским профессиям.

В металлургии основной упор будем делать на дальнейшую реконструкцию и техническое перевооружение ведущих металлургических предприятий. Всего на их реконструкцию и модернизацию в 2005 году предусматривается направить свыше 16 миллиардов рублей инвестиций. Это позволит увеличить объемы производства в отрасли на 20 проц., создать 1200 новых рабочих мест. В результате областной бюджет получит дополнительно около 7 миллиардов рублей налоговых поступлений.

В машиностроении основной акцент будет сделан на дальнейшее развитие производства горно-шахтного и транспортного оборудования. В развитие предприятий отрасли предусматривается направить 930 миллионов рублей инвестиций. Будет создано до 1000 новых рабочих мест. В бюджет области поступит около 700 млн.рублей налоговых платежей.

В химической промышленности планируем увеличить выпуск продукции по сравнению с 2004 годом на 7 проц. Направим в химическую промышленность 700 миллионов рублей инвестиций.

В строительстве главной задачей в 2005 году остается ввод жилья. На эти цели направим более 3 миллиардов рублей, в том числе 418 миллионов рублей из областного бюджета. Это позволит нам сохранить ежегодные темпы роста ввода жилья - не менее 10 проц. Новоселами должны стать 10 тысяч кузбасских семей. Снесем 230 бараков. Из ветхого и аварийного жилья в 2005 году переселим 2700 семей.

Сделано многое и в развитии промышленности, и в социальной защите наших людей. Но есть еще одна острая проблема. В нашу повседневную жизнь вошел терроризм. В 2005 году на содержание правоохранительных органов и обеспечение безопасности населения Кузбасса выделяем 900 млн. рублей. Из областного бюджета продолжим оказание материально-технической помощи органам внутренних дел, ежемесячно доплачивать по 1 тысяче рублей сотрудникам патрульно-постовой службы, участковым и школьным уполномоченным. Сохраним все льготы семьям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга. То есть помощь правоохранительным органам оказываем приличную. Обращаюсь к главам городов и районов: помогать им действительно надо. Но надо и жестко спрашивать. Милиция должна пользоваться доверием населения. Но когда одни милиционеры гоняются за террористами, другие за мзду прикрывают тех же террористов. Ведь не секрет, порой люди и адреса называют притонов, наркобаронов. А меры не принимаются. Подробно на этих проблемах останавливаться не буду. У нас были целевые совещания, где мы все это подробно рассматривали. Хочу обратиться к руководителям силовых структур: надо принимать все необходимые меры по борьбе с криминалом, терроризмом, укреплению правопорядка в Кузбассе и защите наших людей.

Дополнительные резервы пополнения бюджета

Мы обозначили основные задачи и пути их решения. Необходимо изыскать дополнительные резервы пополнения доходной части бюджета. Не все у нас было гладко. Все наши промахи и ошибки: пожары, аварии, недоделки, не целевое использование средств, хищения - это наши дополнительные расходы. И наши резервы. Главными же резервами остаются поступления от прибыли и подоходный налог. Сегодня на их долю приходится 70 проц. всех налоговых поступлений в областной бюджет. Для увеличения прибыли необходимо наращивать объем качественной продукции на кузбасских предприятиях.

Существенным резервом пополнения доходной части бюджета области является повышение заработной платы. После снижения ставки единого социального налога на 9.6 проц. (с 35, 6 проц. до 26) уменьшится налоговая нагрузка на предприятия Кузбасса на 3 млрд. рублей. В результате повышение заработной платы становится реальным. До конца текущего года необходимо пересмотреть условия коллективных договоров по повышению заработной платы работникам ваших предприятий. Моя позиция известна - кто не повышает заработную плату, тому не должно быть места в нашей области!

В 2005 году нас ожидает еще одна угроза - рост цен на ГСМ. Как видите, спокойной жизни не получается. Более чем на 80 проц. с начала года выросли мировые цены на нефть. Цена барреля российской нефти сорта URALS составила 52 доллара. Ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов целиком и полностью зависит от политики нефтяных компаний, которые неоднократно поднимали цены в этом году. С начала года оптовые цены на нефтепродукты увеличились в среднем на 35 проц. (РФ и Кузбасс). Заправить бак автомобиля сейчас стоит на 100 рублей дороже, чем в начале года. Ценообразование практически всех потребительских товаров, услуг и проезд в городском транспорте зависит от стоимости ГСМ. Доля ГСМ в себестоимости большинства потребительских товаров составляет около 10 проц. А в себестоимости сельскохозяйственной продукции - до 20 проц. Повышение зарплаты - это, с одной стороны, улучшение благосостояния наших людей, а с другой - увеличение подоходного налога. Эти дополнительные налоговые поступления в бюджет области мы сможем направить на повышение заработной платы нашим бюджетникам и льготы ветеранам. В результате деньги останутся в регионе.

Какие у нас имеются еще резервы для увеличения доходной части областного и местных бюджетов? За последние годы количество взимаемых налогов сократилось более чем в 3 раза (с 52 до 15), это позволило снизить налоговую нагрузку на экономику. В этих условиях мы обязаны потребовать от плательщиков полной уплаты налогов.

Налоговые органы должны активнее выявлять и перекрывать каналы ухода от налогообложения. Должны обеспечить полный учет плательщикам по каждому конкретному виду налогов. Необходимо ужесточить контроль за нерадивыми плательщиками. Применять в полном объеме меры налоговой и административной ответственности.

В 2005 году земельный налог будет основным источником доходной части местных бюджетов. Все 100 проц. налога зачисляются в бюджеты городов и районов. Согласно изменениям действующего законодательства, установление ставок налога на следующий год предоставлено представительным органам местного самоуправления.

С 1997 года индексация ставок налога осуществлялась на основании федеральных законов прямого действия. Поэтому не во всех территориях принимались постановления по установлению ставок налога на каждый финансовый год. Теперь же, если там до 1 декабря текущего года не примут соответствующие нормативные акты по установлению ставок земельного налога на 2005 год, то он в бюджеты в следующем году вообще не поступит. Существующие ставки не должны уменьшаться, там, где они уменьшены - это прямая коррупция. Для увеличения доходной части местных бюджетов также необходимо пристальное внимание уделить налогу на имущество физических лиц. Десятки тысяч строений в области не имеют инвентаризационной оценки, а значит, не учтены как объекты налогообложения. А инвентаризационная стоимость основного объема учтенных объектов недвижимости уже давно не соответствует действительности, то есть к ним не применялись коэффициенты переоценки. А коэффициенты устанавливают в городах и районах.

Серьезные резервы существуют и в расходах областного бюджета. Бюджет 2005 года должен быть эффективным и экономным!

Таким образом, мы планируем получить в 2005 году в консолидированный бюджет доходов 44, 3 млрд. рублей, в том числе в областной бюджет 23, 4 млрд. рублей.

Расходы консолидированного бюджета составят 45, 9 млрд. рублей, в том числе областного бюджета - 24 млрд. рублей. Дефицит областного бюджета на 2005 год предварительно определен в сумме 603 млн. рублей.

В Государственной Думе идет рассмотрение федерального бюджета на 2005 год. Мы направили свои замечания и предложения. Поэтому с учетом принятия закона о федеральном бюджете мы к бюджету 2005 года будем возвращаться еще не раз.

Принятие бюджета на 2005 год - событие более чем важное. От него будет зависеть жизнь каждой семьи. Мы не можем обещать эру всеобщего благоденствия. Но мы обязаны сделать все возможное, хотя, к сожалению, не все от нас зависит, чтобы наши люди не замерзали, не боялись темноты, не боялись заниматься частным бизнесом, не боялись того, что будет с их детьми. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы люди чувствовали себя уверенно, спокойно, надежно.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости