Севший на мель танкер может многих потянуть за собой на дно
Танкер Tropic Brilliance, принадлежащий российской компании "Совкомфлот", севший на мель в Суэцком канале 6 ноября, не только на три дня отрезал Европу от арабской нефти, но и вызвал серьезные претензии правительства Египта, для которого канал является одним из основных источников дохода. Судя по всему, "плюх" в Суэце может стать предметом серьезного разбирательства и в России.
Когда в любой компании случаются непредвиденные ситуации, в итоге все шишки сыплются на головы ее совладельцев, акционеров. "Совкомфлот" на 100 процентов принадлежит государству, и вполне логично, что любые ее неприятности вызывают у государства неподдельный интерес. Особенно если эти неприятности имеют значительные финансовые последствия.
А любопытного в недавнем инциденте в Суэцком канале всплывает немало. Прежде всего, конечно же, встает вопрос - как это вообще могло произойти? Ничего подобного на канале не случалось уже 30 лет. И с тех пор техника шагнула далеко вперед. Правда, человеческий фактор не претерпел изменений, и одна из версий - ошибка египетского лоцмана. Другая версия, которая выглядит все более очевидной, - отказ рулевого управления на танкере. Если она подтвердится, большому начальству из "Совкомфлота" нелегко будет объясниться перед вышестоящими руководителями. Дело в том, что в этот рейс Tropic Brilliance отправился практически сразу после капитального ремонта и, по идее, должен был находиться в идеальном техническом состоянии. Тем более что "Совкомфлот" традиционно считался одной из самых надежных, технически оснащенных и профессиональных компаний-перевозчиков с мировым уровнем организации и управления.
Моряки, как известно, народ суеверный. В приметы они могут и не верить, но традиции, заложенные их далекими предшественниками, стараются неукоснительно соблюдать -на всякий случай, как бы чего не вышло. И когда танкер сел на мель посреди Суэца, многие члены его команды сразу вспомнили, что "дыма без огня не бывает": нарушили традицию, и вот тебе пожалуйста - аврал-полундра. Дело в том, что в начале октября в "Совкомфлоте" сменилось начальство: главой компании был назначен бывший министр транспорта Сергей Франк. И если прежнее руководство всегда лично принимало новые и вернувшиеся из ремонта суда, то новая команда управленцев от этой традиции отказалась. Когда судно выходило из ремонтных доков, новый гендиректор находился в командировке на Кипре. Танкер пошел в рейс без его "благословения".
Сейчас стоит вопрос о возмещении ущерба Египту, который за день вынужденной стоянки Tropic Brilliance в неожиданном месте терял около 7 миллионов долларов. Если будет установлено, что в аварии виноват "Совкомфлот", возмещать ущерб придется ему (читай -государству) как фактическому владельцу судна. Правда, компания контролирует корабль не напрямую, а через либерийскую фирму. Так что степень ответственности задействованных в бизнесе юридических лиц еще предстоит установить.
В результате мягкой посадки на мель танкер получил повреждения, препятствующие дальнейшему самостоятельному движению. В условиях создавшейся "пробки" пришлось арендовать специальное судно, которое отбуксировало танкер к месту стоянки. Но сначала ему пришлось выгружать нефть из своих трюмов, чтобы корабль можно было снять с мели. Для этих целей был привлечен греческий танкер Discovery. В Греции, как известно, все есть, а после аренды ее судна там стало на 260 тысяч долларов в день больше. Обычно подобная процедура стоит порядка 50 тысяч долларов в сутки, но, судя по всему, в условиях жесткого цейтнота торговаться было некогда. Возможно, именно поэтому спасательные операции обошлись в 1 миллион долларов, а не в 150 тысяч (в среднем во столько оцениваются подобные операции). Ущерб государственной компании "Совкомфлот" еще будет подсчитан. По предварительным оценкам, он составит от 30 до 45 миллионов долларов (спасательные операции, возмещение ущерба Египту). И это не считая возможных дальнейших затрат на ремонт танкера, который был принят помощниками руководителя компании как исправный и годный для дальнейшей эксплуатации. У танкера погнуто перо руля и винты, пробито днище. Не исключено, что ущерб придется возмещать и грузовладельцам, которым пришлось три дня простаивать в ожидании освобождения прохода через канал, - речь тоже может идти о нескольких миллионах долларов. Даже если эти суммы будут покрыты страховыми компаниями, может оказаться так, что в следующем году страховка для "Совкомфлота" будет стоить уже дороже.