ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ: СТРАХОВОЙ АСПЕКТ

Недавно ОСАО "Ингосстрах" отметило 10-летие деятельности в области страхования международных автомобильных перевозчиков. За эти годы "Ингосстрах" компания упрочила свое лидерство на рынке страхования транспортных операторов: более 40% российских международных автоперевозчиков и 60% российских международных экспедиторов выбрали эту компанию в качестве партнера, более 30% всей международной системы TIR застраховано в "Ингосстрахе". В области классического страхования грузов "Ингосстрах" также традиционно занимает лидирующие позиции.

Об особенностях данного сегмента страхового рынка рассказывает заместитель генерального директора ОСАО "Ингосстрах" Егор Вишневский.

"Ингосстрах" - признанный лидер в области страхования автоперевозчиков и других транспортных операторов. Однако, кроме специалистов, о данном сегменте рынка широкая публика мало что знает. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что же такое страхование ответственности транспортных операторов, и чем оно отличается от страхования грузов.

При обсуждении с клиентами вопросов, связанных с защитой их интересов, нередко сталкиваешься с отсутствием понимания разницы между страхованием груза и страхованием ответствен-ности за груз. Принципиально они отличаются тем, что страхование грузов защищает интересы непосредственно собственника груза, а страхование ответственности - имущественные интересы перевозчика или транспортного оператора. Страховая компания, выплатив возмещение за груз, может предъявить иск виновному в утрате груза перевозчику. Если же у перевозчика застрахована ответственность, то такой полис защищает его интересы, связанные не только с гибелью и повреждением груза, но и с выполнением других обязанностей по перевозке, например, ответственность перед таможенными органами, за просрочку в доставке, финансовые риски и многое другое. В то же время, полис страхования ответственности не защитит грузовладельца в случае, если груз поврежден или утрачен не по вине перевозчика (например, при разбойном нападении на автомобиль с грузом).

Еще эти виды страхования отличаются разной продолжительностью периода ответственности страховой компании, страховыми суммами и т. д. Так, договоры страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов заключаются, как правило, на год, и лимиты ответственности обычно не превышают нескольких миллионов долларов. А страхование грузов характеризуется, с одной стороны, минимальными сроками ответственности, так как груз страхуется только на период транспортировки, который может составлять от 1 часа до нескольких месяцев, и, зачастую, значительными страховыми суммами. В нашей практике были случаи, когда стоимость груза на одном транспортном средстве достигала 550 миллионов долларов.

Каков, на Ваш взгляд, спрос в России на услуги по страхованию грузов и ответственности транспортных операторов, и кто ваши основные клиенты?

Страховой рынок России сейчас динамично развивается и, как один из его сегментов, рынок страхования грузов также востребован. В настоящее время грузовладельцы все чаще хотят получить не просто качественный продукт, а еще и разработанный с учетом особенностей его бизнеса. "Ингосстрах" идет в ногу с требованиями сегодняшнего момента и помимо стандартных страховых продуктов может предложить ряд уникальных, учитывающих индивидуальные особенности бизнеса грузовладельца. Создание такого продукта требует значительного количества времени, зато потом он легко распространяется на всю отрасль.

Например, у нас есть очень хорошая программа для страхования перевозок сахара. Помимо стандартного страхового покрытия (когда возмещаются все возможные убытки страхователя, в том числе и весовая недостача), мы страхуем риск изменения сахаристости сырца в процессе транспортировки, так как в процессе перевозки в результате различных воздействий - изменения температуры, влажности и т.д. - процент выхода сахара может уменьшиться. Соответственно, покупатель, который закупил сырец и рассчитывал получить из него столько-то процентов белого сахара, получает меньше.

Есть у нас очень интересный продукт по страхованию радиоаппаратуры и видеотехники, по которому "Ингосстрахом" обеспечена страховая защита груза, начиная с момента погрузки на заводе-изготовителе в любой точке мира и заканчивая доставкой в квартиру российского покупателя. Программа по страхованию табачных изделий предусматривает страховое покрытие груза в период его перевозки и хранения на складах. Здесь уникальна непрерывность страхового покрытия с момента, когда товар поступает в распоряжение его владельца (дистрибьютера) и вплоть до момента его передачи конечному реализатору. Это только небольшая часть наших специальных грузовых программ.

Основные клиенты компании "Ингосстрах" по страхованию грузов -это, во-первых, компании, занимающие экспортно-импортными операциями. Во-вторых, это крупные российские дистрибьюторы, отправляющие товары своим представителям в российские регионы. В третьих, это региональные компании, закупающие продукцию у крупных московских дилеров. Ну и, наконец, небольшие компании, желающие обезопасить себя при доставке товара на свои торговые точки.

Что же касается страхования ответственности транспортных операторов, то это - весьма активно развивающийся рынок. Среди клиентов "Ингосстраха" - около 5000 транспортных предприятий России, СНГ и стран Балтии.

А какую долю в Вашем портфеле страхования грузов занимают автоперевозки?

Более 40%. В прошлом году "Ингосстрах" заключил более 5 тысяч договоров страхования грузов, перевозимых автомобильным транспортом. При этом, общая стоимость грузов по этим договорам составила около 2, 5 млрд. долларов США.

Вы осуществляете какое-то взаимодействие с клиентами в процессе страхового периода или только тогда, когда происходит страховой случай?

Такое взаимодействие должно быть, и у нас оно налажено. Страховые услуги, которые предлагает "Ингосстрах", не ограничиваются формулой "заплатил за полис - спи спокойно до страхового случая -собери документы - получи возмещение". Важной особенностью страхования транспортных операторов в "Ингосстрахе" является система сервиса, которая постоянно развивается и совершенствуется. Цель ее организации предоставление транспортным операторам комплексной сервисной поддержки по практически любым вопросам, возникающим в процессе осуществления ими транспортной или экспедиторской деятельности. Все предоставленные услуги носят индивидуальный характер и учитывают особенности каждого конкретного случая, являются строго конфиденциальными в соответствии с профессиональной этикой, включают в себя не только консультационные услуги, но и помощь в реализации конкретных проектов. Демпинговые ставки, к которым прибегают некоторые страховщики, заставили нас решать вопрос: либо снижать тарифы, либо предлагать больше услуг за те же деньги. Мы решили расширять сферу услуг, поддерживая разумно невысокие тарифы.

"Ингосстрах" несколько лет назад выплатил рекордные для российского страхового рынка страховые возмещения, в том числе по страхованию грузов. Не могли бы Вы привести примеры "свежих" выплат по страхованию грузов на автомобильном транспорте и ответственности транспортных операторов?

Вообще-то, наша статистика показывает, что из всех видов транспорта автомобильный - самый опасный. Конечно, несмотря на большое количество таких убытков, они несопоставимы со страховыми случаями, произошедшими при морской или авиационной перевозках, когда наши выплаты периодически составляют суммы свыше миллиона долларов США. Хотя в нашей практике регулярно происходят случаи, когда страховые выплаты и по автоперевозкам составляют сотни тысяч долларов США. Например, 280 тысяч долларов страхового возмещения было выплачено екатеринбургской фирме за полную гибель груза - женских колготок. Причина - типично российская. Груз перевозился в зимнее время, и на маршруте машина заглохла, так как замерз топливопровод. Водитель попытался разогреть топливо с помощью паяльной лампы. В результате сгорела и машина, и груз. Или еще, на территории Польши при транспортировке бытовой техники в Москву на автомашину с грузом было совершено разбойное нападение. Причем в лучших традициях боевиков: со стрельбой по колесам, привязыванием водителя в лесу и исчезновением груза вместе с автомашиной. Стоимость похищенного составила 190 тысяч долларов. Во время следования автомашины с бытовой техникой по территории Германии произошло ее хищение: пропали и машина, и груз, и водитель. Аналогичная история случилась в Ленинградской области. В первом случае мы выплатили 256 тысяч долларов, во втором - 659 тысяч долларов. К сожалению, данный список можно продолжать еще долго.

Какие направления бизнеса будут перспективными в ближайшем будущем?

Одним из наиболее перспективных направлений для нас является развитие страхования ответственности внутрироссийских перевозчиков. Это большой потенциальный рынок, насчитывающий десятки тысяч лицензиатов, где "Ингосстрах", с широкой сетью филиалов и представительств в России, может предлагать страховые продукты с учетом специфики и требований региональных транспортных рынков.

Весьма большой потенциал имеется в развитии страхования пассажирских перевозчиков, портов, железнодорожных перевозчиков и инфраструктурных компаний, других транспортных операторов, в том числе обслуживающих транзитные перевозки. Думаю, что следующее десятилетие деятельности в области страхования транспортных операторов будет ознаменовано новыми достижениями. Мы не собираемся снижать темп и уступать лидерские позиции.

В заключение, что вы бы посоветовали страхователю, по какому принципу надо выбирать страховую компанию?

Если говорить о страховании грузов, то в первую очередь нужно правильно выбрать перевозчика или экспедитора, посмотреть, сколько лет компания работает на рынке, какие использует транспортные средства. У "правильных" транспортных операторов должна быть застрахована их ответственность или быть иное финансовое обеспечение, например, собственный, а не арендованный подвижной состав. А уже потом смотреть, что из себя представляет страховая компания, оценить степень ее надежности.

Справка: ОСАО "Ингосстрах" (www.ingos.ru) работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. По итогам 2003 года "Ингосстрах" занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний по сумме страховых взносов по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни. Помимо страхования грузов, ОСАО "Ингосстрах" предлагает широкий набор страховых продуктов для транспортных операторов: страхование ответственности автоперевозчиков, экспедиторов, таможенных перевозчиков, участников перевозки опасных грузов, автоперевозчика/автовокзала и организаций железнодорожного транспорта за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, оператора транспортного терминала, железнодорожных перевозчиков и инфраструктурных компаний, а также страхование каско железнодорожного подвижного состава, локомотивов и контейнеров.

Лицензии Министерства финансов РФ: N 4064Д от 16 марта 2004 года.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости