Решение проблемы существенного и скорого повышения уровня и качества жизни граждан Российской Федерации - наша главная задача.
Решить эту задачу, приблизить уровень жизни наших сограждан к стандартам развитых стран невозможно без создания стройной интегрированной системы государственного управления.
Эта система должна быть способна осуществлять квалифицированное, уверенное, устойчивое и непрерывное управление процессами в экономике и обществе.
Необходимость формирования "властной вертикали" уже давно осознана и выстрадана и органами власти субъектов Федерации, и в основном обществом, требующим определенности и скорого разрешения проблем, с которыми каждый день сталкиваются рядовые граждане, обращающиеся в разные управленческие структуры.
Абсолютно не правы критики, утверждающие, что создаваемая система единой властной вертикали похожа на командно-административную систему управления, существовавшую в СССР. Есть концептуальное отличие, которое упорно не желают замечать критики: если советская система была ориентирована на прямое управление хозяйствующими субъектами, то современная "властная вертикаль" нацелена на экономические и социальные институты, то есть по механизму действия принципиально ничем не отличается от управленческих систем развитых стран.
"Властная вертикаль", по-видимому, сегодня единственный механизм, способный обеспечить экономический рывок в субъектах Федерации и в России в целом. А без такого прорыва мы не избавимся от застойной нищеты, не преодолеем разрыв в уровне жизни, отделяющий нас от наиболее развитых стран. Новый застой, топтание на месте, бесконечные рассуждения вместо реальных дел для нас неприемлемы. Общество не простит власти застоя, но с пониманием примет даже непопулярные меры, если они в короткие сроки ведут к улучшению жизни большинства людей.
В Астраханской области сегодня уже созданы предпосылки для ускоренного экономического роста, но для их реализации необходимо скорейшее встраивание системы управления региона в единую "властную вертикаль" России.
Цели и приоритеты любой программы развития, а равно и инструменты ее реализации должны иметь социально ориентированный характер. Человек - цель и основа всех экономических преобразований.
Повышение качества и уровня жизни населения - это первая и самая главная задача, которую намерены решить астраханцы в ближайшие три года. Программа ориентирована на обеспечение полной занятости трудоспособного населения, ликвидацию главных очагов бедности и социальной необеспеченности.
Сегодня лицо экономики Астраханской области определяют такие хозяйственные комплексы: нефте- и газодобыча, транспортный коридор "Север-Юг", судостроение, ряд отраслей пищевой промышленности, сельского хозяйства и др. Речь идет о тех комплексах, продукция и услуги которых реально востребованы и в решающей мере определяют и будут определять темпы экономического роста в регионе.
Развитие нашей области в последние годы было отмечено также существенными достижениями в инфраструктурном обеспечении экономики и социальной сферы. Это - масштабная программа газификации, рост жилищного строительства, строительство дорог, телефонизация области и т.д. Выполнение этих программ не только увеличивает притягательность региона как инвестиционного плацдарма, но и создает в нем обстановку общей социальной стабильности.
Основная нагрузка в решении задачи по удвоению экономического потенциала в Астраханской области за счет устойчивых темпов роста ляжет в основном на следующие хозяйственные комплексы:
нефте- и газодобыча и переработка;
стройиндустрия;
транспортная инфраструктура;
судостроение и судоремонт;
индустрия отдыха и туризма;
предприятия малого и среднего бизнеса;
сельское хозяйство;
рыбохозяйственный комплекс.
С учетом названных выше ориентиров, а также реальных возможностей практики государственного регулирования (внутренний протекционизм), поддержки экономики и решения социальных проблем я считаю, что необходимо сконцентрироваться на решении второй, не менее важной, на мой взгляд, задачи - это выбор направлений "долговременного экономического прорыва", отражающих реально возможную устойчивую "нишу" региона в рыночной системе хозяйствования (товарообмена) национального и международного масштаба.
Концентрация на этих направлениях всех имеющихся экономических и организационных ресурсов позволит сделать хозяйственное развитие региона не только стабильным, но и генерирующим масштабные результаты социального характера.
Особенность этапа - в необходимости одновременного сбалансированного развития и многих отраслей экономики, и всех секторов бизнеса - крупного, среднего, малого. Каждый из этих секторов выполняет свою функцию, и нельзя увлекаться каким-либо одним. Например, сейчас много говорят о малом бизнесе, но без развитого крупного и среднего у малого просто нет сферы приложения сил и нет массового покупателя услуг, которые может предоставить малый бизнес.
Направления экономического прорыва видятся следующие:
модернизация производственного потенциала Астраханской области;
осуществление предприятиями нефте, - газодобычи и переработки долговременной инвестиционной политики, направленной на дальнейшее развитие инфраструктуры региона;
стимулирование инвестиционной деятельности и инновационных процессов в экономике региона;
содействие установлению деловых контактов представителей астраханского бизнеса с партнерами из других стран и субъектов Российской Федерации;
поддержка всех форм предпринимательской активности, в том числе путем совершенствования методов государственной поддержки эффективных предпринимательских проектов;
формирование финансовых ресурсов для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, развитие механизмов поддержки и страхования рисков в деятельности малых и средних предприятий;
создание информационно-консалтинговых центров по оказанию деловых услуг малому и среднему бизнесу;
продолжение строительства и технического оснащения порта Оля как ключевого узла в транспортной системе региона;
интенсивное развитие портовых мощностей региона как основы реализации транзитного потенциала области;
пополнение флота предприятий морского и внутреннего водного транспорта;
интеграция транспортной системы области в действующие и формируемые транспортные коридоры;
развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры;
интеграция нефтепроводной системы области в строящийся нефтепровод Тенгиз-Новороссийск.
увеличение спроса на продукцию судостроения в связи с расширением нефтедобычи в регионе Каспия;
обновление и стабильное финансирование областной программы "Развитие туризма в Астраханской области";
продолжение обустройства территории Астраханского биосферного заповедника с целью развития экологического туризма.
Любые планы лишь тогда станут реальностью, когда они сформируют жизненные интересы и активную гражданскую позицию всех граждан, всех социальных слоев общества: работников в городе и на селе, занятых в социальной сфере и управлении, интеллигенции, предпринимателей, представителей малого бизнеса и др.
Формирование властной вертикали создаст более благоприятные, чем сейчас, условия для становления институтов гражданского общества, хотя некоторые утверждают обратное. Но укрепление и более логичная и стройная структура власти на самом деле, напротив, позволяют различным объединениям граждан более точно ориентироваться в обстановке, выбирать "точки доступа" к властным структурам, создать много различных площадок для диалога. В свою очередь, систематизированные, упорядоченные властные структуры заинтересованы в диалоге с обществом и формировании института гражданской экспертизы в разных сферах - экономике, внутренней и даже внешней политике.
Меня иногда обвиняют оппоненты в том, что я готов превратить органы управления в отделы маркетинга, занимающиеся обслуживанием разноуровневого и весьма разнообразного по видам деятельности бизнеса. Ну и что в этом плохого? Наследный принц Великобритании Чарльз не стесняется рекламировать британские истребители, губернатор Калифорнии Шварценеггер сделал коньком программы привлечения бизнесменов в Калифорнию... Чиновник должен помогать деловым людям, причем в рамках своей обычной деятельности, а не тормозить их работу или пытаться получить свои "дивиденды". Любителям делать "дивиденды" на исполнении профессиональных обязанностей мы быстро найдем работу в местах не столь отдаленных. Решительные действия власти по борьбе с коррупцией и чиновным чванством, вне всякого сомнения, с удовлетворением будут восприняты обществом и бизнесом как сигнал к наращиванию деловой и общественной активности.
Поэтому я говорю каждому порядочному предпринимателю России и зарубежья: "Господа, приезжайте делать бизнес в Астраханской области. У нас есть уникальные природные ресурсы. Мы находимся на самом перекрестке древних торговых путей, а древние знали, как быстрее, безопаснее и с меньшими затратами доставить свои товары по назначению. У нас есть много способных, имеющих хорошее образование добросовестных работников, готовых освоить любой вид деятельности. У нас есть отличные учебные заведения, в которых можно быстро подготовить любого специалиста. Мы уже построили в основном инфраструктуру, необходимую для эффективного бизнеса: связь, банки, транспорт, информационные ресурсы, гостиницы, строительный комплекс. Приезжайте к нам и делайте бизнес у нас, на нашей территории. Мы гарантируем полноценную защиту ваших интересов и полновесную отдачу от всех вложенных вами средств".
Эффективная и интегрированная власть - вот единственная гарантия успешного и быстрого роста экономики и, соответственно, благосостояния наших людей.
- "Властная вертикаль" - единственный механизм, способный обеспечить экономический рывок