О.В. Старшинова главный специалист Департамента электрических станций РАО "ЕЭС России" кандидат экономических наук
К настоящему времени в Российском акционерном обществе энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" (РАО "ЕЭС России" накоплен определенный опыт проведения конкурентных закупок в сферах энергоремонтного производства, реконструкции и технического перевооружения энергообъектов, капитального строительства и других видах деятельности.
Создание и развитие системы конкурентных закупок стало возможным только после создания регламентирующей среды, соответствующей определенным стандартам прозрачности сделок и честной конкуренции. Аналогичные стандарты являются основополагающими для поддержания международной торговли и создания экономически эффективных систем закупок, в том числе и с применением средств электронной коммерции.
В различных государствах создание электронных систем закупок является частью процесса организации эффективной рыночной экономики и интеграции в международное торговое сообщество.
Развитие электронных систем обмена информацией несомненно приведет к созданию мировой электронной системы закупок. Это коснется не только процесса подготовки и проведения торгов, но и остальных этапов закупочного цикла.
Успешная реализация проектов создания электронных торговых площадок позволит потребителям и поставщикам в кратчайшие сроки получить ощутимые стратегические и финансовые выгоды, а именно:
* повышение прозрачности закупочной деятельности компаний;
* снижение закупочных цен по формализованным видам закупок;
* повышение эффективности оперативного контроля над закупками;
* оптимизация планирования закупок и складских запасов;
* снижение стоимости оформления закупок и количества ошибок, возникающих при формировании конкурсной документации и оформлении сделок.
Основные критерии, характеризующие современную систему закупок: открытая конкуренция, прозрачность сделок, свободный доступ на рынок услуг и поставок. Процесс осуществления закупок - отбор поставщиков, конкурсные и регламентированные процедуры, выбор победителей по установленным критериям и присуждение контрактов - также должен быть прозрачным и понятным субъектам системы конкурентных закупок.
Эти рассуждения вполне применимы к системе материально-технического обеспечения и организации ремонтов, технического перевооружения в РАО "ЕЭС России". Затраты на ремонт, защищаемые в тарифах на электрическую и тепловую энергию, в последние годы значительно возросли, и любые недобросовестные или неквалифицированные действия в сфере закупок снижают эффективность расходования финансовых ресурсов организации.
В мировой практике давно найден ответ на вопрос: "Что делать?". Необходимо создание прозрачной и справедливой системы закупок посредством организации открытых конкурсов (торгов) на приобретение продукции (товаров, работ, услуг).
Можно ли прогнозировать экономическое поведение участников реального рыночного процесса, их субъективные оценки и потребности, спрос и предложение?
Подобные вопросы стары, как мир, тем не менее речь идет о вечном стремлении человека к достижению главного критерия экономической эффективности - получению максимально высокого результата при возможно меньших ресурсных затратах. Сущность процесса такова: поиск наиболее оптимальных способов удовлетворения собственных интересов и потребностей при ограниченных ресурсах и возможностях производства благ.
Саморегулирование рыночной системы - это ее постоянное движение к равновесию, которое достигается лишь эпизодически и в определенных пределах, потому что этот процесс не может быть статичным. Основу механизма саморегулирования любого рынка в системе всей экономики подобного типа составляет конкурентное ценообразование.
Успех в конкуренции обеспечен лишь тому, кто обнаружит с помощью рынка новые товары и технологии, позволяющие реализовать расхождения между существующими ценами факторов производства и будущими ценами продукта, произведенного с их помощью и приобретенных на конкурсной основе. В конкурентном процессе проиграет тот, кто не сумел воспользоваться передовой технологией выпуска продукции и обнаружить новые потребности рынка.
Цены выступают носителями оперативной, обширной и в то же время компактной информации о наличии товаров и услуг, издержках их производства и предложении, уровне технологии и направлениях, которые следует развивать для достижения тех или иных экономических целей.
В 2004 году в энергоремонтном производстве РАО "ЕЭС России" планируется провести более восьми тысяч конкурентных закупок в объеме 27 млрд рублей. Регламентированное пороговое значение стоимости закупки - более 200 тыс. рублей (приказ РАО "ЕЭС России" от 14.04.2004 N 177). Это колоссальный объем процедур, требующих соблюдения строгих формальностей.
Обучение специалистов в отраслевых учебных заведениях позволило упорядочить процесс закупок, сделать его понятным как для заказчика, так и для поставщиков и подрядчиков. Однако особенность энергоремонтного производства заключается в календарной цикличности ремонтов, краткости сроков получения средств, защищенных в тарифах на тепловую и электрическую энергию, а также в выборе исполнителей ремонтов и поставок материально-технических ресурсов для реализации определенных видов работ. Если учесть, что запрос цен (котировок) в энергоремонтном производстве составляет примерно 30 процентов от общего объема конкурентных закупок, то возникает необходимость применения средств электронной коммерции, которые позволяют достаточно оперативно проводить котировочные сессии для закупки материально-технического ресурса, запасных частей и оборудования.
Департамент технического перевооружения и совершенствования энергоремонта, Департамент электрических станций, Департамент экономического планирования и анализа, совместно с ОАО "ГВЦ Энергетики", ЗАО "СП Энергосервис" и ООО ИК "Центр реновации энергетики" на протяжении двух лет проводили целенаправленную работу по созданию системы электронных торгов при осуществлении конкурентных закупок. Результатом этой работы является создание информационно-аналитической и торговой системы "Рынок услуг по техническому перевооружению и ремонту энергооборудования" (интернет-сайт "B2B-energo") и системы информационной поддержки конкурсных торгов "tzs-elektra". "B2B-energo" предоставляет широкие функциональные возможности по информационному обеспечению, маркетингу и организации различных видов электронных закупок в режиме "on line", имеет хорошую динамику и перспективы развития, "tzs-elektra" - по проведению конкурентных закупок с использованием системы информационной поддержки торгов. Таким образом, "B2B-energo" предлагает заказчику технологический инструмент организации закупок, a "tzs-elektra" является организатором торгов по поручению заказчика.
В качестве возможных партнеров проекта могут выступить компании, которые предполагается привлекать на различных этапах реализации проекта, а именно:
* индустриальные партнеры;
* финансовые операторы;
* страховые компании;
* инженерно-консультационные компании (техническая экспертиза проектов);
* консультационные компании, занимающиеся логистикой.
Сегодня более 60 АО-энерго и АО-электростанций используют электронные торговые площадки для осуществления конкурентных закупок, реализации запасов товарно-материальных ценностей, хранящихся на складах предприятий. Любой из участников электронной торговой площадки является одновременно покупателем и продавцом.
Не меньший интерес к средствам электронной коммерции демонстрируют потенциальные поставщики и подрядчики, обслуживающие предприятия энергетики, и это понятно. Участие в электронных закупках неизбежно приведет к расширению рынков сбыта, включая выход на международные рынки; снижению расходов на оформление сделок; возможности совместного с потребителями планирования поставок. Создатели технической логистики также заинтересованы в развитии электронной коммерции - это выход на новые рынки, осуществление сервисной поддержки площадки, получение новых клиентов в лице подключающихся к площадке предприятий. Конечно, как в любом новом бизнесе, риски существуют, однако их минимизация является главной задачей разработчиков проекта.
Исходя из зарубежного опыта значительное количество площадок "закрывалось" по причине их невостребованности, т. е. из-за отсутствия "критической массы" пользователей, работающих на Интернет-площадке. Влияние этого риска на данный проект может быть минимизировано за счет принятия решения руководством РАО "ЕЭС России" о директивном переходе всех поставщиков в согласованные с ними сроки на работу через Интернет-площадку. Однако использование административного ресурса, как правило, не приносит положительных результатов, а предстоящее реформирование РАО "ЕЭС России" и создание генерирующих компаний исключает создание подобных инструментов.
Одной из основных проблем большинства аналогичных проектов, связанных с проектами "Предприятие - предприятие", является ошибочное понимание его предметной области. Такая ошибка приводит к тому, что в результате реализации Интернет-проекта заказчик ожидает получения одних результатов, а исполнитель - других. Учитывая, что данные проекты в энергетической отрасли считаются "пилотными", возникновение такого рода ошибок повлечет за собой ряд негативных моментов. Однако в рамках существующих проектов не проводится какая-либо реструктуризация бизнеса предприятия. Изменяется всего лишь форма реализации бизнес-процесса, вернее, инструмент совершения конкурентных закупок. При этом разработанные процедуры управления проектами позволяют достаточно четко отслеживать прогресс реализации проекта и практически на каждом этапе в случае возникновения проблем осуществлять необходимые корректировки его плана.
В связи с этим целесообразно уточнить интересы заказчика (АО-энерго, АО-электростанций) и участников Интернет-площадки. Основой информационной структуры электронных торговых площадок в РАО "ЕЭС России" являются две ведущие программы, реализуемые энергетиками на протяжении многих лет: программа ремонта и модернизации энергообъектов, тепловых сетей, зданий и сооружений и программа реконструкции и технического перевооружения энергообъектов (рис. 1).
Обе программы выполняются практически одними и теми же поставщиками и подрядчиками, однако источники финансирования различны.Источником финансирования программы проведения ремонтов являются затраты на ремонт, включенные в себестоимость, а программы технического перевооружения - амортизационные отчисления.
Формирование программ заказчик завершает в октябре - ноябре года, предшествующего планируемому. В параллельном пространстве в автоматизированной системе "Энергоремонт" (закупки) формируется программа, устанавливающая предмет закупок, вид процедур и срок их проведения, первоначальную стоимость лота, срок исполнения работы или поставки, присутствие организатора торгов.
Как правило, программа создается поэтапно. Заказчик может уточнять и регулировать программу в течение всего календарного года, реализуя свои интересы. Доступ к техническим программам и программам закупок имеют не только заказчик, но потенциальные участники закупок. Этот инструмент позволяет заказчику своевременно планировать и осуществлять процедуры закупок, а участникам - своевременно узнавать о предстоящих торгах, котировочных сессиях и инициативно обращаться к заказчикам.
Собираемая ежеквартальная отчетность по результатам состоявшихся закупок отражает все основные характеристики торговых сессий: предмет закупки, уровень цен (первоначальная, максимальная, минимальная цена, цена, предложенная победителем), наименование победителя, репутация участников. Эта уникальная среда представляет большой интерес для заказчика и позволяет ему эффективно провести маркетинговое исследование на этапе подготовки программы закупок, четко определяя круг участников и первоначальную стоимость лотов (рис. 2). Определение круга участников торговых сессий также позволяет осуществить база поставщиков и подрядчиков, существующая на упомянутых ранее электронных торговых площадках. Аналогичная база, реестр потенциальных заказчиков, представляет интерес для поставщиков и подрядчиков.
При закупке сложных видов оборудования, работ и услуг заказчик может привлечь к работе по подготовке и организации торговых сессий специализированные организации - организаторов торгов, технических аудиторов и экспертов. Следующим шагом развития информационных систем станет создание экспертной базы, представляющей интерес как для заказчиков, так и для потенциальных участников.
Отступая от основной темы рассуждения, хотелось бы особо отметить присутствие организатора торгов, т. е. специализированной организации, которая по поручению заказчика обеспечивает подготовку и проведение конкурса. Однако заказчику целесообразно сохранить права заказчика-бюджетораспорядителя при заключении договора об организации и проведении конкурентных закупок:
1)устанавливать первоначальную стоимость предмета закупки;
2) утверждать круг потенциальных участников;
3)участвовать в работе конкурсной комиссии;
4) утверждать результаты торгов, т. е. принимать решение о победителе [ При осуществлении государственных закупок решение о победителе по поручению заказчика принимает организатор торгов.];
5) приостанавливать процедуру торгов или вносить изменения исходя из их целесообразности и в соответствии с регламентирующей средой.
Особенность и динамика ремонтной кампании такова, что ее максимальный пик совпадает с симметричным минимумом по платежам, поступающим в распоряжение заказчика. Если практика кредитования закупок по топливообеспечению энергообъектов уже сложилась, то ремонтная кампания нуждается в присутствии финансовых операторов. В решении этой задачи заинтересованы заказчики, они получают отсрочку платежа и своевременную поставку оборудования или выполненную работу. Участники конкурентных закупок получают своевременные и достаточные авансы для организации изготовления запасных частей и оборудования, необходимого заказчикам (рис. 3).
Присутствие финансового оператора в рамках электронной торговой площадки, заключение договоров в электронном виде, использование электронных денег - недалекое будущее, и в надежности финансирования и гарантированности сделок заинтересованы все субъекты процесса.
Международный и национальный опыт организации государственных закупок показывает, что в целом системы таких закупок, в том числе электронных, в различных странах мира имеют гораздо больше общих черт, чем различий, хотя они складывались независимо друг от друга на протяжении длительного исторического периода. Если посмотреть на эволюцию Интернет-площадок, а именно на эволюцию используемого финансового инструмента, то складывается следующая картина. Прекратили свое существование площадки, предложившие заказчикам и исполнителям договоров в качестве условий участия в виртуальных торгах поставку против платежа. Основным условием для заказчика являлась обязательность 100-процентного платежа, поступающего в распоряжение Интернет-площадки, в сроки, установленные регламентом их взаимоотношений. Поступившие средства перечислялись победителю торгов только после полного исполнения обязательств и отсутствия претензий со стороны заказчика. Практически деньги находились в распоряжении банка, сопровождающего виртуальные сделки в течение всего периода исполнения контракта. Таким образом, возникал неразрешимый конфликт интересов, который приводил к ликвидации проекта.
Вторым этапом этого процесса стала попытка подписания агентского договора с Интернет-площадкой и создания системы авансирования при условии, что площадка является как организатором торгов, так и поставщиком оборудования. Осуществление процесса поставки через агента увеличило объем переписки, сроки осуществления сделок и зачастую приводило к их срыву, что недопустимо при обслуживании технологически сложных отраслей.
Третий этап - получение кредита заказчиком на осуществление деятельности. Трудоемкий процесс оформления сделки, ее страхования, высокий процент кредитования сделок не вызвали интерес заказчика. Размеры торговых сессий снизились до размера котировочных сессий, а отсутствие средств привело к угасанию интересов.
Четвертый этап - создание в рамках информационной среды электронной торговой площадки базы данных по аккредитованным банкам, которые обслуживают все совершаемые виртуальные сделки, заключение договоров в электронном режиме, использование электронных денег. Этот этап оказался преждевременным исключительно из-за недостаточных технологических возможностей субъектов.
Пятый этап - обеспечение кредитования и страхования сделок за счет обеспечений конкурсных заявок и договоров, которые находятся в распоряжении оператора торговой системы. Создание фонда и разумное управление поступающими средствами позволяют сбалансировать интересы всех участников. Обеспечение конкурсных заявок составляет до 3 процентов от стоимости сделки, а обеспечение договоров - до
10 процентов, если учесть срок их действия: конкурсная заявка - 90 дней, обеспечение договора, включая срок исполнения гарантийных обязательств по договору, - плюс 30 дней. При наличии определенного объема сделок возможно создание надежной кредитной линии и обеспечение страхования сделок с привлечением банков как операторов.
Надежность функционирования и развития любой новой системы зависит от способности ее разработчиков и создателей предвидеть возможные риски, их креативности. Современная классификация групп рисков, возникающих при создании средств электронной коммерции, представлена в таблице.
Тем не менее электронные системы обмена информацией, в том числе и в области государственных закупок - "Electronic Data Interchange" (EDI) получают все большее распространение. Британский Королевский институт закупок и поставок (The Chartered Institute of Purchasing and Supply) дает следующее определение таким системам: "обмен структурированной информацией между компьютерными приложениями без использования ручного труда".
Слово "структурированный" означает, что стороны обмениваются электронной информацией, представленной в заранее оговоренном формате. Когда закупающая организация создает подобную систему для связи с поставщиками, информация переводится на общий язык, посредством которого различные компьютерные системы общаются между собой. Использование электронных систем позволяет сократить расходы на канцелярские принадлежности, складирование и систематизацию материалов, почтовые расходы, а самое главное - существенно сократить время закупочного цикла.
Выводы
1. Созданные средства электронной коммерции в РАО "ЕЭС России" предоставляют заказчику надежный инструмент осуществления конкурентных процедур для формализованной продукции и могут быть использованы в любой сфере деятельности.
2. Регламентирующая среда РАО "ЕЭС России" является неизменной и типовой при многовариантности Интернет-площадок.
3. Заказчик предоставляет отчеты по закупкам, совершаемым с использованием средств электронной коммерции, в автоматизированной системе "Энергоремонт" в соответствии с внутрифирменной отчетностью РАО "ЕЭС России".
4. Демократическая процедура совершения конкурентных закупок вызывает интерес заказчика и доверие участников торгов.
5. Универсальная модель с максимально формализованными процедурами позволяет заказчику самостоятельно, безошибочно и эффективно организовывать и проводить закупки.
Графические материалы:
Рис. 1. Информационная структура электронной торговой площадки
Рис. 2. Интерес заказчика в использовании средств электронной коммерции
Рис. 3. Интерес участника конкурентных закупок
Рис. 4. Эволюция электронной коммерции
Таблица. Классификация групп рисков при создании средств электронной коммерции
Материал доступен в бумажной версии издания